В старшей группе дети познакомились с восковыми мелками и техникой акварели, с одним из видов скульптуры - рельефом, с техникой папье-маше и техникой рисования гуашью, пластику предметов, обогащать форму, исключая мелкие детали, научились делать простые самобытные вещи.
Кроме того, дети получили первые представления о наиболее важных законах композиции, доступных для раннего возраста, об искусстве современного дизайна.
В подготовительной группе дети познакомились с работой в смешанной технике (карандаши и фломастеры), с рисованием тушью, получили представление о тоне.
Роль цвета в работах детей огромна. На занятиях с детьми обсуждалось, какие чувства и впечатления вызывают у них тот или иной цвет, так как именно цвет стимулирует желание ребенка взять в руки карандаш или кисть и рисовать. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение различных оттенков в работе м акварелью и гуашью помогают развитию у детей чувства цвета.
Беседуя с детьми об изобразительных средствах и их применении, нужно показывать, как эти средства использовались людьми, для которых изобразительное искусство стало призванием. Дети имеют возможность сравнивать свои работы с работами мастеров, что научит их понимать и любить изобразительное искусство.
Интересные задачи, которые ставятся перед детьми на занятиях, требуют от них большой работы ума, воображения, фантазии и направлены на приобретение необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьева С. Напитать душу красотой// Дошкольное воспитание. - 1997, № 7.
2. Богатеева З.А. занятия аппликацией в детском саду. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.
3. Галанов А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ «Сфера», 1999. - 80 с.
4. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. - М.: Просвещение, 1985. - 189 с.
5. Казимирова Т. Синяя птица// Детское творчество. - 1998, № 4.
6. Князева М. Азбука искусств. - М.: «Открытый мир», 1995. - 80 с.
7. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
8. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М., 1990. - 178 с.
9. Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 0308 «Дошкольное воспитание». - М.: Просвещение, 1984. - 240 с.
10. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом/ Библиотека программы «Детство». - С-Пб: Изд-во «Детство-Пресс», 2004. - 112 с.
11. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учебн. пособие для уч-ся пед. уч-щ по спец. 0308 «Дошкольное воспитание»/ Комаровой Т.С. - М.: Просвещение, 1991. - 265 с.
12. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. - С-Пб.: «Детство-Пресс», 2002. - 48 с.
13. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.
14. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 88 с.
15. Топалова Е П. Художники с пеленок.- М.: Айрис-Пресс, 2004. - 128 с.
16. Трофимова М.В., Тарабанова Т.И. Изобразительное искусство. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с.
17. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.- М., 1956. -297 с.
18. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 1961. - 181 с.
19. Художественное творчество и ребенок/ Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1972. - 250 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Жанр натюрморта.
Лепка. « Натюрморт» в технике пластилиновой мозаики.
Цель. Закрепить знания о жанре натюрморта. Обучать способам рисования предметов с натуры.
Предложить вместо красок использовать в качестве выразительного средства разноцветные шарики из пластилина. Передавать мозаику различной величины.
Материал. Картон для рисунка 20х20 см, карандаш, пластилин разных оттенков и цветов.
Занятие проводится в два приема.
1. Рисование. «Натюрморт» с натуры.
Цель. Закрепить знания о жанре натюрморта. Учить рисовать с натуры. Строить композицию, учитывая пространственные отношения предметов натуры, выделять передний, средний и задний планы. Учить рисовать предметы, используя ось симметрии, которая поможет изобразить предмет правильной формы. Обратить внимание на свет и тень.
При рисовании красками обратить внимание на расположение мазков (по форме предмета).
Занятие рассчитано на два этапа:
1-й - рисунок карандашом,
2-й - в цвете.
Материал. Акварель, пастель.
Аппликация.
Цель. Предложить составить композицию для натюрморта, используя силуэты предметов из цветной бумаги.
Учить вырезать силуэты предметов способом складывания бумаги пополам для симметрии. Использовать в работе для передачи цветовой выразительности аппликации различные оттенки цветной бумаги. Можно использовать прием жатой бумаги для передачи объема драпировок, цветов и т.д.
Материал. Цветная бумага различных цветов и оттенков.
Художественное слово к жанру натюрморта.
Натюрморт.
Если видишь на картине
Чудо-вазу на столе,
В ней стоит букет красивых
Белоснежных хризантем;
Стоит множество посуды,
И стеклянной, и простой.
Может, чашка или блюдце
С золоченою каймой.
А еще, и так бывает, нарисована там дичь.
В завершение положим
Спелых персиков и слив.
А еще в картине может
Нарисованным быть торт.
И поэтому картина
Назовется - натюрморт!
Цветы.
Ромашка.
Рыжие сердечки,
Белые рубашки.
По лесной опушке
Разбрелись ромашки.
Пион.
Свернутыми с вечера были все бутоны,
А с утра от тяжести согнуты кусты:
Вспыхнули кудрявые, пышные пионы -
Розовые, белые, красивые костры.
Тюльпан.
Солнце улыбается светло,
Дотемна сияет неустанно,
Наливая в чашечку тюльпана
Золотое вешнее тепло.
Фиалка.
У фиалки нежный аромат,
И над лесом, может быть, от этого
Нежный фиолетовый закат,
Ароматный воздух фиолетовый.
Букет.
Побежала Таня за цветами,
Свой букет она подарит маме.
Вот ромашка с золотым сердечком, у нее высокий стебелек,
Рядом с нею синий, будто речка,
Солнышком согретый василек.
Колокольчик в шапочке лиловой
Весело кивает головой,
Одуванчик, улететь готовый,
Шепчется с гвоздичкой полевой…
Всех цветов не сосчитать в букете!
Жарко в поле, солнце ярко светит.
Девочки зовут купаться Таню,-
Ей на речку хочется самой.
Но ромашка с васильками вянет.
Надо их скорей нести домой.
Надо ей бежать без остановки -
Солнышко пригрело горячо,
И ромашки светлые головки
Положили Тане на плечо…
Добежала до дому Танюшка,
Бабочка за ней влетела вслед.
И теперь стоит в зеленой кружке
Первый Таней собранный букет.
Загадки.
Две сестры: одна, большая,
Кашу манную мешает.
Ну, а меньшая сестренка
Чай помешивает звонко.
(Ложки).
К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи.
(Арбузы).
Сам с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь - гладко,
А откусишь - сладко.
(Яблоко).
Лежит меж грядок,
Зелен и сладок.
(Огурец).
Как на нашей грядке
Выросли загадки -
Сочные да крупные,
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры).
Приложение 2.
Примерные конспекты занятий
из цикла «Красивое рядом» на тему Натюрморт»
Цель. Формировать интерес к работе художников и умение выражать впечатления от рассматривания натюрмортов; развивать способность видеть красоту в привычных предметах; учить передавать чувства и настроения цветом; продолжать учить барельефной лепке; прививать умение подбирать наиболее адекватные выразительные средства для передачи образа (получать новые цветовые оттенки путем соединения красок, разбавления краски водой, разбеливания или добавления черной краски; сочетать краски теплых и холодных тонов; развивать художественный вкус, чувство цвета и композиции, воображение.
Занятие 1. Рисование эскиза.
Материал и оборудование. Игрушка Ворона Карамелька; натюрморты разных художников; предметы для рисования натюрмортов (по выбору педагога); «волшебное окно» (лист бумаги с вырезанным окошком 3х4 см); гуашь или акварель, кисти двух размеров, тонированная бумага альбомного формата (на каждого ребенка); спокойная музыка в грамзаписи (по выбору педагога).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7