Рефераты. Методика знакомства детей старшего дошкольного возраста с натюрмортом

p align="left">Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создать предпосылку для «самостоятельного вхождения» и особенно важно определить фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему. Постепенно дети учатся говорить на языке художников. Не нужно бояться оперировать понятиями и терминами изобразительного искусства на занятиях даже с самыми маленькими, так как дети, постепенно воспринимая их на слух, привыкают к ним. Главное - как можно проще расшифровать смысл. Это даст возможность прочно заложить их в память детей. В средней группе дети научились правильно пользоваться карандашами и фломастерами, познакомились с акварельными красками и их свойствами, с техникой многослойного ажурного вырезания из бумаги, научились комбинировать различные материалы, усовершенствовались навыки в лепке из пластилина и комбинировании его с другими разнофактурными материалами, познакомились с коллажом, научились использовать цвет для передачи настроения, состояния и своего отношения к изображаемому и т.д.

В старшей группе дети познакомились с восковыми мелками и техникой акварели, с одним из видов скульптуры - рельефом, с техникой папье-маше и техникой рисования гуашью, пластику предметов, обогащать форму, исключая мелкие детали, научились делать простые самобытные вещи.

Кроме того, дети получили первые представления о наиболее важных законах композиции, доступных для раннего возраста, об искусстве современного дизайна.

В подготовительной группе дети познакомились с работой в смешанной технике (карандаши и фломастеры), с рисованием тушью, получили представление о тоне.

Роль цвета в работах детей огромна. На занятиях с детьми обсуждалось, какие чувства и впечатления вызывают у них тот или иной цвет, так как именно цвет стимулирует желание ребенка взять в руки карандаш или кисть и рисовать. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение различных оттенков в работе м акварелью и гуашью помогают развитию у детей чувства цвета.

Беседуя с детьми об изобразительных средствах и их применении, нужно показывать, как эти средства использовались людьми, для которых изобразительное искусство стало призванием. Дети имеют возможность сравнивать свои работы с работами мастеров, что научит их понимать и любить изобразительное искусство.

Интересные задачи, которые ставятся перед детьми на занятиях, требуют от них большой работы ума, воображения, фантазии и направлены на приобретение необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьева С. Напитать душу красотой// Дошкольное воспитание. - 1997, № 7.

2. Богатеева З.А. занятия аппликацией в детском саду. - М.: Просвещение, 1988. - 224 с.

3. Галанов А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ «Сфера», 1999. - 80 с.

4. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. - М.: Просвещение, 1985. - 189 с.

5. Казимирова Т. Синяя птица// Детское творчество. - 1998, № 4.

6. Князева М. Азбука искусств. - М.: «Открытый мир», 1995. - 80 с.

7. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

8. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М., 1990. - 178 с.

9. Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 0308 «Дошкольное воспитание». - М.: Просвещение, 1984. - 240 с.

10. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом/ Библиотека программы «Детство». - С-Пб: Изд-во «Детство-Пресс», 2004. - 112 с.

11. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учебн. пособие для уч-ся пед. уч-щ по спец. 0308 «Дошкольное воспитание»/ Комаровой Т.С. - М.: Просвещение, 1991. - 265 с.

12. Петрова И.М. Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. - С-Пб.: «Детство-Пресс», 2002. - 48 с.

13. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с.

14. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. - 88 с.

15. Топалова Е П. Художники с пеленок.- М.: Айрис-Пресс, 2004. - 128 с.

16. Трофимова М.В., Тарабанова Т.И. Изобразительное искусство. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с.

17. Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.- М., 1956. -297 с.

18. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 1961. - 181 с.

19. Художественное творчество и ребенок/ Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1972. - 250 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Жанр натюрморта.

Лепка. « Натюрморт» в технике пластилиновой мозаики.

Цель. Закрепить знания о жанре натюрморта. Обучать способам рисования предметов с натуры.

Предложить вместо красок использовать в качестве выразительного средства разноцветные шарики из пластилина. Передавать мозаику различной величины.

Материал. Картон для рисунка 20х20 см, карандаш, пластилин разных оттенков и цветов.

Занятие проводится в два приема.

1. Рисование. «Натюрморт» с натуры.

Цель. Закрепить знания о жанре натюрморта. Учить рисовать с натуры. Строить композицию, учитывая пространственные отношения предметов натуры, выделять передний, средний и задний планы. Учить рисовать предметы, используя ось симметрии, которая поможет изобразить предмет правильной формы. Обратить внимание на свет и тень.

При рисовании красками обратить внимание на расположение мазков (по форме предмета).

Занятие рассчитано на два этапа:

1-й - рисунок карандашом,

2-й - в цвете.

Материал. Акварель, пастель.

Аппликация.

Цель. Предложить составить композицию для натюрморта, используя силуэты предметов из цветной бумаги.

Учить вырезать силуэты предметов способом складывания бумаги пополам для симметрии. Использовать в работе для передачи цветовой выразительности аппликации различные оттенки цветной бумаги. Можно использовать прием жатой бумаги для передачи объема драпировок, цветов и т.д.

Материал. Цветная бумага различных цветов и оттенков.

Художественное слово к жанру натюрморта.

Натюрморт.

Если видишь на картине

Чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды,

И стеклянной, и простой.

Может, чашка или блюдце

С золоченою каймой.

А еще, и так бывает, нарисована там дичь.

В завершение положим

Спелых персиков и слив.

А еще в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Назовется - натюрморт!

Цветы.

Ромашка.

Рыжие сердечки,

Белые рубашки.

По лесной опушке

Разбрелись ромашки.

Пион.

Свернутыми с вечера были все бутоны,

А с утра от тяжести согнуты кусты:

Вспыхнули кудрявые, пышные пионы -

Розовые, белые, красивые костры.

Тюльпан.

Солнце улыбается светло,

Дотемна сияет неустанно,

Наливая в чашечку тюльпана

Золотое вешнее тепло.

Фиалка.

У фиалки нежный аромат,

И над лесом, может быть, от этого

Нежный фиолетовый закат,

Ароматный воздух фиолетовый.

Букет.

Побежала Таня за цветами,

Свой букет она подарит маме.

Вот ромашка с золотым сердечком, у нее высокий стебелек,

Рядом с нею синий, будто речка,

Солнышком согретый василек.

Колокольчик в шапочке лиловой

Весело кивает головой,

Одуванчик, улететь готовый,

Шепчется с гвоздичкой полевой…

Всех цветов не сосчитать в букете!

Жарко в поле, солнце ярко светит.

Девочки зовут купаться Таню,-

Ей на речку хочется самой.

Но ромашка с васильками вянет.

Надо их скорей нести домой.

Надо ей бежать без остановки -

Солнышко пригрело горячо,

И ромашки светлые головки

Положили Тане на плечо…

Добежала до дому Танюшка,

Бабочка за ней влетела вслед.

И теперь стоит в зеленой кружке

Первый Таней собранный букет.

Загадки.

Две сестры: одна, большая,

Кашу манную мешает.

Ну, а меньшая сестренка

Чай помешивает звонко.

(Ложки).

К нам приехали с бахчи

Полосатые мячи.

(Арбузы).

Сам с кулачок,

Красный бочок,

Потрогаешь - гладко,

А откусишь - сладко.

(Яблоко).

Лежит меж грядок,

Зелен и сладок.

(Огурец).

Как на нашей грядке

Выросли загадки -

Сочные да крупные,

Летом зеленеют,

К осени краснеют.

(Помидоры).

Приложение 2.

Примерные конспекты занятий

из цикла «Красивое рядом» на тему Натюрморт»

Цель. Формировать интерес к работе художников и умение выражать впечатления от рассматривания натюрмортов; развивать способность видеть красоту в привычных предметах; учить передавать чувства и настроения цветом; продолжать учить барельефной лепке; прививать умение подбирать наиболее адекватные выразительные средства для передачи образа (получать новые цветовые оттенки путем соединения красок, разбавления краски водой, разбеливания или добавления черной краски; сочетать краски теплых и холодных тонов; развивать художественный вкус, чувство цвета и композиции, воображение.

Занятие 1. Рисование эскиза.

Материал и оборудование. Игрушка Ворона Карамелька; натюрморты разных художников; предметы для рисования натюрмортов (по выбору педагога); «волшебное окно» (лист бумаги с вырезанным окошком 3х4 см); гуашь или акварель, кисти двух размеров, тонированная бумага альбомного формата (на каждого ребенка); спокойная музыка в грамзаписи (по выбору педагога).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.