Рефераты. Методики формирования и контроля знаний у учащихся начальных классов в обучении предмету "Физическая культура"

p align="left">Важным условием отбора содержания учебного предмета является выделение общих принципов, выступающих в качестве инструментария определения конкретного наполнения содержания учебного материала в учебных дисциплинах. Однозначного ответа о принципах, лежащих в основе построения учебного предмета в педагогической науке, не существует. Ученые [20, 41] формируют целый ряд таких принципов. Анализ исследований этих авторов показывает, что они не проводят четкого разделения между принципами отбора содержания образования и принципами отбора содержания учебного предмета. А такое разделение должно быть, ибо "содержание образования" более широкое понятие, нежели понятие "учебный предмет". Учебный предмет, являясь источником получения образования, определяет объем знаний соответствующей науки, исходя из вида и уровня образования. Это говорит о том, что должны быть и соответствующие принципы отбора содержания учебного предмета. К принципам отбора содержания учебного предмета "физическая культура" можно отнести следующие:

1. Принцип соответствия учебного материала базовым, фундаментальным основам науки о физической культуре. Этот принцип - основополагающий при отборе содержания учебного материала по предмету "физическая культура".

2. Принцип единства и противоположности логики науки о физической культуре и учебного предмета "физическая культура". Данный принцип говорит о том, что содержание учебного предмета "физическая культура" определяется фундаментальными знаниями и социальным опытом, накопленным в сфере науки о физической культуре. Вместе с тем необходимо различать логику учебного предмета "физическая культура" и логику науки о физической культуре. Выше было показано различие между ними.

3. Принцип структурного единства содержания учебного предмета "физическая культура" с учетом личностного развития и становления школьника. Этот принцип предполагает взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармонию развиваемых компонентов структуры физической культуры личности школьника.

4. Принцип учета содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержания учебного материала по предмету "физическая культура". Реализация этого принципа предполагает представленность основных видов человеческой деятельности в учебном предмете "физическая культура".

В соответствии с указанными принципами можно определить критерии отбора содержания учебного предмета "физическая культура". Основанием для выделения таких критериев служит общедидак тическая система критериев отбора, разработанная известными специалистами в области теории обучения (Ю.К. Бабанским, И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, М.И. Махмутовым и др.). Применительно к учебному предмету "физическая культура" в качестве критериев отбора его содержания можно выделить следующие:

1. Критерий высокой научной и практической значимости содержания учебного материала по предмету "физическая культура".

2. Критерий соответствия сложности содержания учебного материала реальным возможностям учащихся данного возраста. Этот критерий особенно актуален для учебного предмета "физическая культура", ибо изучение физических упражнений, способов развития двигательных способностей связано с воздействием на анатомо-физиологическое и морфофункциональное развитие учащихся.

3. Критерий соответствия объема содержания учебного материала по физической культуре лимиту времени, отпущенного на изучение этого предмета.

4. Критерий соответствия содержания учебного материала имеющейся материальной и учебно-методической базе современной школы.

Несомненно, выделение предмета изучения "физической культуры" как учебной дисциплины, а также выявленные принципы и критерии отбора ее содержания позволят более успешно решать задачи образования по физической культуре в школе.

1.2 Формирование и контроль знаний младших школьников на уроках физической культуры

В 2008-2009 учебном году на всех ступенях общего образования используется комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов [35].

Основные содержательные линии программы физического воспитания реализуется в двух направления - развитие двигательных умений и навыков, развитие и совершенствование двигательных качеств. Предполагается их интегрирование посредством применения метода «сопряженного упражнения».

В начальной школе средства и методы реализации данной программы должны обеспечить общеразвивающую направленность, в 5-8 классах необходимо применять подходы формирования физической культуры личности посредством освоения программы физического воспитания учащихся 1-11 классов с общеприкладной и спортивно-рекреационной направленностью, в 9 классе необходимо обратить внимание на новые подходы к освоению содержания физического образования, с учетом учебно-спортивной базы, для расширения двигательного опыта, укрепления здоровья и формирования здорового стиля жизни. В 10-11 классах преподавание предмета «Физическая культура» базируется на профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей направленности, социализации школьников, создание условий для самореализации личности. К программе физического воспитания необходимо разработать элективные курсы в системе предпрофильной и профильной подготовки.

Направленность учебных занятий на всех ступенях обучения по физической культуре характеризуется:

формированием основ знаний о физкультурной деятельности;

чередованием упражнений высокой и низкой интенсивности, направленных на развитие и совершенствование кондиционных способностей учащихся;

расширением коммуникативного опыта учащихся в совместной деятельности;

гибким введением новых элементов образования, интегрированием разнообразных видов двигательной деятельности;

овладением школьниками умениями использовать различные системы и виды физических упражнений в самостоятельных занятиях физической культурой, имеющих оздоровительную и кондиционную направленности;

расширением адаптивных и функциональных возможностей школьников, использованием методов индивидуализации физических нагрузок (метод «круговой тренировки», «сопряженного» упражнения);

решением оздоровительных задач специфическими средствами физического воспитания (физические упражнения, естественные факторы природы, закаливание);

отведением основного учебного времени на работу в режиме спортивной тренировки;

развитием индивидуальных свойств личности через личностно-ориентированный подход в двигательной деятельности;

контролем, направленным на уровень сформированности коммуникативной, теоретической и двигательной компетенции, самостоятельной двигательной активности учащихся.

Заслуживает внимания значимость самоконтроля в двигательной деятельности. Это проявляется в том, что при формировании самоконтроля, а на его основе самооценки, тем самым повышается успешность учеников в двигательных действиях, так как известно, что, чем выше квалификация спортсмена, тем в большей степени он контролирует свои действия. В то же время, работая над формированием самооценки двигательного действия, школьники воспитываются как истинные субъекты деятельности.

В.И. Лях и Г.Б. Мейксон [35, с 14] констатируют, что формирование знаний на уроке физической культуры зачастую сводится к механической передаче готовой информации, а в большинстве случаев даже такой способ не используется, и урок сводится лишь к овладению двигательными навыками и минимально к развитию физических качеств. Передача теоретической информации не способствует формированию познавательного интереса у младших школьников как направленности личности на овладение всей совокупностью знаний [35].

Как подчеркивают Г.Б. Мейксон и В.Н. Шаулин [43, с. 112], необходимость «расширять физкультурно-массовую работу и улучшать ее организацию по месту учебы» является одной из актуальных проблем физического воспитания в школе. Большое значение здесь имеет формирование стремления к физическому самосовершенствованию. Решение этой проблемы во многом зависит от умения использовать средства физической культуры для укрепления своего здоровья, поддержания высокой работоспособности, навыков самостоятельных занятий.

Реализация задачи привлечения школьников к занятиям в спортивных секциях, кружках, а также самостоятельным занятиям физическими упражнениями может успешно обеспечиваться с помощью вооружения их специальными знаниями [38]. При этом умения наравне со знаниями должны формироваться на каждом уроке. Это заставляет учителя пересматривать методы организации обучения в направлении усиления инструктивной функции урока [19].

При традиционном способе проведения уроков в школе его методическое оснащение остается практически невостребованным и, следовательно, не осознанным учениками. Внимание учащихся целиком поглощено овладением двигательными действиями.

Если такое положение дел в течение длительного периода могло удовлетворить школу, то на современном этапе решение задач физического воспитания школьников требует постоянного обращения внимания на то, какие задачи решаются с помощью того или иного приема. Следует активизировать и мысли, и действия учащихся. Для этого необходимо давать ученикам целевую установку, подводить к осознанию направленности любого упражнения, определять пути намеченного, побуждать делать обобщения, сопоставления. И реализовываться это должно систематически (В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Ю.А. Капылов, 1998 г.).

По мнению В.К. Бальсевича [6, с. 56], знание своего организма, его возможностей, принципов развития природных данных и приобретения необходимых умений и навыков позволяет детям намного быстрее стать сильными, быстрыми, выносливыми, ловкими, физически совершенными. И формировать эти знания необходимо с самого раннего возраста [32].

Это предполагает научно обоснованную реорганизацию системы физического воспитания и содержательной направленности деятельности каждого учителя. Речь идет о необходимости привнесения в процесс обучения доступных учащимся знаний, накопленных в культуроведении, педагогике, истории, социологии физической культуре, психологии физического воспитания и спорта, теории управления, в естественных науках.

В данном случае возникает необходимость создания целенаправленной системы формирования знаний у учащихся по физической культуре. Как указывает Л.К. Завьялов [25, с 17], сформированная у ребенка система знаний способствует решению многих задач: повышает мотивацию к занятиям физическими упражнениями; увеличивает эффективность овладения программным материалом; дает основу для самостоятельных занятий физическими упражнениями; создает предпосылки для освоения программ по другим предметам.

За последние годы многие учителя стали повышать роль образовательной функции уроков физической культуры. Главная тенденция, выраженная в проекте Государственного образовательного стандарта по физической культуре в школе, состоит в повышении требований к теоретическому содержанию предмета "Физическая культура". При чисто абстрактном подходе эта тенденция едва ли у кого из специалистов физического воспитания в школе вызвала возражения. У ученых тем более она получила поддержку. Но это лишь в идеальных условиях.

В реальности, когда на (физическую культуру отводится лишь два урока в неделю, освоить намеченный в проекте объем теоретических сведений просто невозможно. А если возможно, то, как правило, в ущерб целесообразной двигательной активности учащихся [45].

Как известно, урок физической культуры имеет свою объективную логику, свои закономерности. По мнению Л.П. Матвеева [39], нецелесообразно, в частности, вводить произвольные интервалы между физическими упражнениями. Если, например, выполнена разминка во вводно-подготовительной части урока, которая обеспечивает оптимальную готовность к основным упражнениям, то нельзя после нее проводить длительную беседу на какую-либо тему: учащиеся не будут настроены на такой разговор и, кроме того, будет упущено время положительного последействия разминки, и ее придется повторить, чтобы оптимально подготовить учащихся к последующим упражнениям. Не менее жестко ограничены интервалы между упражнениями в основной части занятия. Интервалы здесь нормируются в соответствии с закономерностями чередования физической нагрузки и отдыха, чтобы обеспечить направленное воздействие на определенные функциональные и морфофункциональные свойства занимающихся. [39]. В данном случае возникает необходимость корректировки программы физического воспитания учащихся I-XI классов и создания высокоэффективной методики формирования знаний.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.