О целесообразности и необходимости осознанного отношения занимающихся к своему здоровью, физическому состоянию начал говорить еще П.Ф. Лесгафт [33]. Принципы на которых должен строится процесс физического воспитания и в частности процесс формирования знаний в настоящее время, сформулированы создателями современной теории физической культуры НИ. Пономаревым, Л.П. Матвеевым, В.И. Столяровым и др. О значении формирования знаний по физической культуре у учащихся существует значительное количество публикаций (В.К. Бальсевич, Л.К. Завьялов, Виленский М.Я.и др.).
Этой проблеме посвящены главы учебников. Опубликованы статьи в журналах "Физическая культура в школе", "Физкультура и спорт", "Теория и практика физической культуры". Занимаясь данным направлением, на протяжении нескольких лет, обобщив большой материал теоретической и методической литературы, опыт учителей физической культуры, мы считаем, что проведена, большая работа, в частности, Е.Н. Литвиновым, В.К. Бальсевичем [6], В И. Ляхом [36], и др., по созданию доступного учащимся материала, необходимого для преподавания его в школе, обоснованию необходимости формирования знаний в процессе физического воспитания уже у младших школьников.
В то же время М.Д. Рипа, В.П. Богусловский [46] и др. считают, что целенаправленно формировать знания нужно лишь с пятого класса.
Существуют разные подходы учителей физической культуры, которые предполагают проводить работу по формированию знаний за счет дополнительного времени (факультативы, дополнительные уроки физической культуры), что не соответствует, нормативным документам, а самое главное, выходит за рамки программы. Мы не согласны, что необходимо вводить дополнительный теоретический урок по предмету «Физическая культура». Это, скорее всего, приведет к еще большему утомлению детей. Если увеличивать количество часов в учебном плане на предмет, то урок не должен быть теоретическим а практическим, что сегодня, к сожалению, невозможно из-за ряда причин (недостаток учителей, низкий уровень материальной базы школы, превышение требований СЭС по учебной нагрузке в младшем школьном возрасте).
В связи с рассмотренными подходами, проблемой в нашем исследовании является объективно существующее противоречие между реалиями учебно-педагогического процесса по физической культуре в начальной школе и требованиями, предъявляемыми Государственным образовательным стандартом к знаниям учащихся. То есть существует потребность в формировании знаний у учащихся начальных классов, но нет системы средств и методов удовлетворения данной потребности. Суть проблемы в том, что современные программы физического воспитания и Государственный образовательный стандарт предъявляют высокие требования к уровню знаний учащихся. Однако, в существующих условиях, данным объемом знаний учащиеся овладеть не смогут. Это обусловлено недостаточной материальной базой школы, отсутствием методических рекомендаций по формированию знаний у учащихся начальных классов, плохой информационной обеспеченностью учителей физической культуры. Существующее противоречие не способствует повышению эффективности физического воспитания учащихся начальных классов.
Выводы по главе 1
Итак, исследование проблемы содержания учебного предмета "физическая культура" в школе показало, что она еще далека от разработанности
В 2008-2009 учебном году на всех ступенях общего образования используется комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов
Основные содержательные линии программы физического воспитания реализуется в двух направления - развитие двигательных умений и навыков, развитие и совершенствование двигательных качеств. Предполагается их интегрирование посредством применения метода «сопряженного упражнения».
Формирование знаний на уроке физической культуры зачастую сводится к механической передаче готовой информации, а в большинстве случаев даже такой способ не используется, и урок сводится лишь к овладению двигательными навыками и минимально к развитию физических качеств. Передача теоретической информации не способствует формированию познавательного интереса у младших школьников как направленности личности на овладение всей совокупностью знаний
Существуют разные подходы учителей физической культуры, которые предполагают проводить работу по формированию знаний за счет дополнительного времени (факультативы, дополнительные уроки физической культуры), что не соответствует, нормативным документам, а самое главное, выходит за рамки программы
В связи с рассмотренными подходами, проблемой в нашем исследовании является объективно существующее противоречие между реалиями учебно-педагогического процесса по физической культуре в начальной школе и требованиями, предъявляемыми Государственным образовательным стандартом к знаниям учащихся.
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня знаний у младших школьников 10-11 лет
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6