Рефераты. Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении

ействуя на стыке стихийных и организованных сил в первичном учебном коллективе, социальный педагог своим авторитетом и умением облегчает давление на слабого и приобщает неудачников к тому, что К. Д. Ушинский называл корпоративным духом конкретного образовательного учреждения;

психопрофилактика направлена на выявление учащихся, школьная дезадаптация которых вызвана ограниченными возможностями их здоровья. Такие дети должны состоять на отдельном учете, особенно в тех случаях, когда встает вопрос о переводе их в класс коррекции. Очевидно, что при этом обязательным является сотрудничество со школьным психологом или детским врачом. Задача социального педагога в работе с этой категорией детей -- своевременно взять их под контроль, принять и утвердить план реабилитационных мероприятий, проследить за его реализацией, с тем чтобы сделать все возможное для предотвращения перевода ребенка в коррекционный класс.

Участие в организации среды воспитания ребенка включает три следующих обязательных направления работы социального педагога.

Сопровождение ребенка в семье. Взаимодействие с семьей требует от социального педагога чрезвычайного такта, особой деликатности и осторожности. Вместе с тем он не может игнорировать факты, когда неблагополучная внутрисемейная обстановка отрицательно сказывается на личности ребенка. При этом нередко поведение родителей не носит антиобщественного характера, и поэтому не дает оснований для вмешательства правоохранительных органов. В этом случае школе, хочет она этого или нет, приходится брать на себя инициативу при неочевидных обстоятельствах, что всегда бывает хлопотно и трудно, но необходимо, если думать о детях. Здесь сторонниками социального педагога выступают органы и учреждения, чья деятельность нацелена на защиту прав ребенка.

Работа с социальной средой ребенка. Она требует от школы вообще, и от социального педагога в частности, прежде всего инициативы. Ведь нередко учителя тратят массу сил и времени на борьбу с конфликтами, возникшими в среде и лишь перенесенными в стены образовательного учреждения. Тем более что разрушение инфраструктуры дворовых объединений, тяготевших к школе как к центру культуры и просвещения, сделало школу похожей на крепость, ушедшую в глухую оборону. А поскольку неизвестность порождает тревогу, предвзятое отношение к «улице» охватывает и окрашивает оттенком враждебности всю социальную среду в целом. Интерес к неформальной жизни учащихся -- безусловно, необходимое качество школы, его утрата неестественна, и это понимают все.

Участие в работе родительского комитета. Взаимодействие с общественными органами самоуправления школы -- родительским комитетом, попечительским советом и др. -- входит в задачи социального педагога по многим направлениям его работы. Особо следует обратить внимание на новые веяния, еще не ставшие традиционными в школьной практике. Так, важную положительную роль в социально-педагогической работе могут играть советы по проблемам семьи, создаваемые при родительских комитетах или попечительских советах. Такое объединение родителей из числа авторитетных представителей общественности не имеет административных полномочий, но чрезвычайно эффективно в моральном плане.

Подобные объединения могут привлекаться и к работе с педагогами, когда для разрешения конфликта необходим третейский судья. Таким образом, социальный педагог в школе имеет очень широкий спектр деятельности.

Учащимся и их родителям он оказывает следующие конкретные виды услуг:

* помогает в адаптации детей при поступлении в школу, переходе из начальной в среднюю и из средней школы во взрослую жизнь;

* предупреждает конфликты, которые по различным причинам могут возникнуть в детском коллективе, помогает разрешить конфликтную ситуацию на ранней стадии и предотвратить развитие более серьезных проблем; помогает учащимся в формировании навыков решения проблем, управления стрессом; обучает их социальным навыкам и др.;

* выступает посредником между школой и семьей: помогает родителям и учителям понять интересы и потребности детей в образовании и найти способы их удовлетворения в школе, определить индивидуальные образовательные программы для детей, которые в этом нуждаются (например, обучение детей в домашних условиях);

* служит связующим звеном между родителями и школьным коллективом, побуждает родителей принимать участие в школьной жизни, ставит в известность администрацию и коллектив школы о пожеланиях семьи;

* помогает школьникам преодолеть преграды, мешающие им посещать школу и успевать на занятиях;

* предупреждает и снижает отрицательное влияние факторов риска на жизнь детей.

Кроме того, вместе с коллективом школы социальный педагог:

* участвует в педсоветах, родительских собраниях и других совещаниях, посвященных школьной жизни;

* проводит консультации с учителями и обслуживающим персоналом школы по различным социально-педагогическим проблемам в целях содействия улучшению условий жизни учеников в

школе и ее окружении;

* организует сотрудничество с учителями и другими специалистами (школьный психолог, дефектолог, врач и др.) при разработке индивидуальной стратегии и тактики помощи дезадаптированным детям;

* оказывает помощь в оценке и анализе дисциплинарных проступков учеников и др.

Сегодняшние школьники сталкиваются со многими социальными, экономическими, личностными проблемами, которые отрицательно влияют на процесс их социального и гражданского становления. Коллектив школы должен комплексно решать проблемы ученика, в чем немаловажная роль отводится социальному педагогу.

Глава II

Работа социального педагога в общеобразовательных учреждениях: в школе, социальном приюте.

2.1 Инструментария профессиональной деятельности социального педагога.

Под ним понимается определенным образом структурированная совокупность технологий и информационной базы профессиональной деятельности специалиста.

Инструментарий социального педагога определяет всю совокупность технологий, методов и методик, позволяющих ему решать профессиональные задачи в конкретном учреждении, в том числе и в общеобразовательном. Содержание его определяется основными функциями профессиональной деятельности социального педагога, к которым относятся:

-диагностическая: постановка социально-педагогического диагноза, изучение социально-педагогического фона, выявление социально-педагогических процессов, эффекта социально-педагогической деятельности, социально-педагогическая паспортизация класса, школы и т.д.;

-организационная: организация социально-педагогической деятельности всех субъектов образовательных процессов в сферах воспитательной (исправительной, коррекционной) деятельности, профессиональной ориентации, трудоустройства и адаптации, досуга, деятельности подростковых и молодежных объединений, подготовки к семейной жизни; осуществление взаимодействия медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений, обществ и благотворительных организаций в социально-педагогической деятельности;-прогностико-проектировочная: участие в прогнозировании и проектировании социально-педагогических процессов классного коллектива, развития школы, конкретного микросоциума, отдельных личностей как объектов социально-педагогической деятельности;

-управленческая: участие в управлении социально-педагогическими процессами в классных коллективах, группах, школе в целом;

координационная: организация взаимодействия специалистов и служб школы по поводу оптимизации социально-педагогического пространства и социально-педагогического эффекта образования и воспитания.

В своей практической деятельности социальный педагог выполняет различные роли, что предполагает широкий круг проблем его профессиональной деятельности в школе и различные специализации.

Первичные задачи, решаемые социальным педагогом при организации своего рабочего стола:

· изучение нормативных документов деятельности школы, социальной (социально-педагогической) службы и должностных обязанностей социального педагога;

· непосредственное ознакомление с организацией и функционированием школы в целом, основными направлениями и формами ее деятельности: воспитательной, учебной, организационной, управленческой, исследовательской; с особенностями планирования и контроля деятельности социального педагога; структурой управления социально-педагогической службой города, работой соответствующих подразделений Управления образования, молодежной политики города и области, других отделов и служб социально-педагогической направленности;

· ознакомление с формами и методами социально-педагогической диагностики учреждений образования, ученических и педагогических коллективов, социальной среды школы, условий жизнедеятельности учащихся и педагогов, родителей, групп сверстников;

· изучение накопленного эмпирического материала, полученного в ходе диагностики социально-педагогических процессов;

· участие в проведении индивидуальной и групповой социально-педагогической работы с учащимися, родителями, учителями, в консультировании по социально-педагогическим аспектам образования, воспитания и самовоспитания;

· изучение положительного опыта социально-педагогической деятельности, его использования в практической работе социального педагога;

· ознакомление с работой других специалистов школы, работающих в тесном контакте с социальным педагогом.

Базовые проблемы образования и воспитания, которые определяют основные направления деятельности социального педагога образовательного учреждения:

реализация правового статуса школьника как гражданина и осознание им этого;

развитие индивидуальных способностей ребенка, прогнозирование его социально-ролевых функций и подготовка к вхождению во «взрослую жизнь»;

первичная социализация, формирование детских и молодежных групп и организаций;

профориентационная работа с различными группами школьников (в том числе с учащимися, имеющими отклонения в развитии);

вовлечение школьников в трудовую производственную деятельность;

социально-педагогическая напряженность в классном коллективе, группе, школе;

эффективность социально-педагогической деятельности класса, школы;

сформированность коллектива в начальных классах;

формирование стиля поведения учеников;

включенность родителей в социально-педагогические процессы класса, школы;

сложности перехода детей из классов начальной ступени в среднюю;

особенности поведения детей 6 --7-х классов в связи с началом обучения;

мотивация и адаптация учащихся;

адаптационно-интеграционные проблемы учащихся старших классов в коллективах, образованных путем слияния;

раздельное обучение мальчиков и девочек как социально-педагогическая проблема;

условия адаптации детей, лишенных родительского попечения, в среде учащихся обычной общеобразовательной школы;

социокультурная роль школы в микрорайоне;

социально-педагогическая паспортизация школы;

особенности социализации детей в школе;

особенности организации досуга школьников;

проблемы школьного самоуправления;

формы повседневного поведения школьников;

структура социальных ценностей школьников и особенности ценностных ориентации;

рекреационные процессы в школе;

формирование гражданской позиции старшеклассников как направление политической социализации;

формирование социальной активности учащихся;

особенности профилактики наркомании среди учеников;

социально-педагогические проблемы формирования ценностных ориентации старшеклассников;

социальная адаптация учащихся-новичков, пришедших из других школ;

социально-педагогические процессы формирования школьного коллектива;

социально-педагогическая эффективность внеучебной занятости школьников;

формирование ценностных ориентации у школьников из неполных и неблагополучных семей;

включенность родителей в процесс социальной адаптации учеников при переходе из классов начального звена в среднее;

внеклассная работа и ее влияние на развитие социальных качеств личности;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.