Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении
ействуя на стыке стихийных и организованных сил в первичном учебном коллективе, социальный педагог своим авторитетом и умением облегчает давление на слабого и приобщает неудачников к тому, что К. Д. Ушинский называл корпоративным духом конкретного образовательного учреждения;психопрофилактика направлена на выявление учащихся, школьная дезадаптация которых вызвана ограниченными возможностями их здоровья. Такие дети должны состоять на отдельном учете, особенно в тех случаях, когда встает вопрос о переводе их в класс коррекции. Очевидно, что при этом обязательным является сотрудничество со школьным психологом или детским врачом. Задача социального педагога в работе с этой категорией детей -- своевременно взять их под контроль, принять и утвердить план реабилитационных мероприятий, проследить за его реализацией, с тем чтобы сделать все возможное для предотвращения перевода ребенка в коррекционный класс.Участие в организации среды воспитания ребенка включает три следующих обязательных направления работы социального педагога.
Сопровождение ребенка в семье
. Взаимодействие с семьей требует от социального педагога чрезвычайного такта, особой деликатности и осторожности. Вместе с тем он не может игнорировать факты, когда неблагополучная внутрисемейная обстановка отрицательно сказывается на личности ребенка. При этом нередко поведение родителей не носит антиобщественного характера, и поэтому не дает оснований для вмешательства правоохранительных органов. В этом случае школе, хочет она этого или нет, приходится брать на себя инициативу при неочевидных обстоятельствах, что всегда бывает хлопотно и трудно, но необходимо, если думать о детях. Здесь сторонниками социального педагога выступают органы и учреждения, чья деятельность нацелена на защиту прав ребенка.
Работа с социальной средой ребенка
. Она требует от школы вообще, и от социального педагога в частности, прежде всего инициативы. Ведь нередко учителя тратят массу сил и времени на борьбу с конфликтами, возникшими в среде и лишь перенесенными в стены образовательного учреждения. Тем более что разрушение инфраструктуры дворовых объединений, тяготевших к школе как к центру культуры и просвещения, сделало школу похожей на крепость, ушедшую в глухую оборону. А поскольку неизвестность порождает тревогу, предвзятое отношение к «улице» охватывает и окрашивает оттенком враждебности всю социальную среду в целом. Интерес к неформальной жизни учащихся -- безусловно, необходимое качество школы, его утрата неестественна, и это понимают все.
Участие в работе родительского комитета
. Взаимодействие с общественными органами самоуправления школы -- родительским комитетом, попечительским советом и др. -- входит в задачи социального педагога по многим направлениям его работы. Особо следует обратить внимание на новые веяния, еще не ставшие традиционными в школьной практике. Так, важную положительную роль в социально-педагогической работе могут играть советы по проблемам семьи, создаваемые при родительских комитетах или попечительских советах. Такое объединение родителей из числа авторитетных представителей общественности не имеет административных полномочий, но чрезвычайно эффективно в моральном плане.Подобные объединения могут привлекаться и к работе с педагогами, когда для разрешения конфликта необходим третейский судья. Таким образом, социальный педагог в школе имеет очень широкий спектр деятельности.Учащимся и их родителям он оказывает следующие конкретные виды услуг:* помогает в адаптации детей при поступлении в школу, переходе из начальной в среднюю и из средней школы во взрослую жизнь;* предупреждает конфликты, которые по различным причинам могут возникнуть в детском коллективе, помогает разрешить конфликтную ситуацию на ранней стадии и предотвратить развитие более серьезных проблем; помогает учащимся в формировании навыков решения проблем, управления стрессом; обучает их социальным навыкам и др.;* выступает посредником между школой и семьей: помогает родителям и учителям понять интересы и потребности детей в образовании и найти способы их удовлетворения в школе, определить индивидуальные образовательные программы для детей, которые в этом нуждаются (например, обучение детей в домашних условиях);* служит связующим звеном между родителями и школьным коллективом, побуждает родителей принимать участие в школьной жизни, ставит в известность администрацию и коллектив школы о пожеланиях семьи; * помогает школьникам преодолеть преграды, мешающие им посещать школу и успевать на занятиях;* предупреждает и снижает отрицательное влияние факторов риска на жизнь детей.Кроме того, вместе с коллективом школы социальный педагог:* участвует в педсоветах, родительских собраниях и других совещаниях, посвященных школьной жизни;* проводит консультации с учителями и обслуживающим персоналом школы по различным социально-педагогическим проблемам в целях содействия улучшению условий жизни учеников вшколе и ее окружении;* организует сотрудничество с учителями и другими специалистами (школьный психолог, дефектолог, врач и др.) при разработке индивидуальной стратегии и тактики помощи дезадаптированным детям;* оказывает помощь в оценке и анализе дисциплинарных проступков учеников и др.Сегодняшние школьники сталкиваются со многими социальными, экономическими, личностными проблемами, которые отрицательно влияют на процесс их социального и гражданского становления. Коллектив школы должен комплексно решать проблемы ученика, в чем немаловажная роль отводится социальному педагогу.Глава IIРабота социального педагога в общеобразовательных учреждениях: в школе, социальном приюте. 2
.
1
Инструментария профессиональной деятельности
социального педагога
.
Под ним понимается определенным образом структурированная совокупность технологий и информационной базы профессиональной деятельности специалиста.Инструментарий социального педагога определяет всю совокупность технологий, методов и методик, позволяющих ему решать профессиональные задачи в конкретном учреждении, в том числе и в общеобразовательном. Содержание его определяется основными функциями профессиональной деятельности социального педагога, к которым относятся:-диагностическая: постановка социально-педагогического диагноза, изучение социально-педагогического фона, выявление социально-педагогических процессов, эффекта социально-педагогической деятельности, социально-педагогическая паспортизация класса, школы и т.д.;-организационная: организация социально-педагогической деятельности всех субъектов образовательных процессов в сферах воспитательной (исправительной, коррекционной) деятельности, профессиональной ориентации, трудоустройства и адаптации, досуга, деятельности подростковых и молодежных объединений, подготовки к семейной жизни; осуществление взаимодействия медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений, обществ и благотворительных организаций в социально-педагогической деятельности;-прогностико-проектировочная: участие в прогнозировании и проектировании социально-педагогических процессов классного коллектива, развития школы, конкретного микросоциума, отдельных личностей как объектов социально-педагогической деятельности;-управленческая: участие в управлении социально-педагогическими процессами в классных коллективах, группах, школе в целом;координационная: организация взаимодействия специалистов и служб школы по поводу оптимизации социально-педагогического пространства и социально-педагогического эффекта образования и воспитания.В своей практической деятельности социальный педагог выполняет различные роли, что предполагает широкий круг проблем его профессиональной деятельности в школе и различные специализации. Первичные задачи, решаемые социальным педагогом при организации своего рабочего стола:· изучение нормативных документов деятельности школы, социальной (социально-педагогической) службы и должностных обязанностей социального педагога;· непосредственное ознакомление с организацией и функционированием школы в целом, основными направлениями и формами ее деятельности: воспитательной, учебной, организационной, управленческой, исследовательской; с особенностями планирования и контроля деятельности социального педагога; структурой управления социально-педагогической службой города, работой соответствующих подразделений Управления образования, молодежной политики города и области, других отделов и служб социально-педагогической направленности;· ознакомление с формами и методами социально-педагогической диагностики учреждений образования, ученических и педагогических коллективов, социальной среды школы, условий жизнедеятельности учащихся и педагогов, родителей, групп сверстников;· изучение накопленного эмпирического материала, полученного в ходе диагностики социально-педагогических процессов;· участие в проведении индивидуальной и групповой социально-педагогической работы с учащимися, родителями, учителями, в консультировании по социально-педагогическим аспектам образования, воспитания и самовоспитания;· изучение положительного опыта социально-педагогической деятельности, его использования в практической работе социального педагога;· ознакомление с работой других специалистов школы, работающих в тесном контакте с социальным педагогом.Базовые проблемы образования и воспитания, которые определяют основные направления деятельности социального педагога образовательного учреждения:реализация правового статуса школьника как гражданина и осознание им этого; развитие индивидуальных способностей ребенка, прогнозирование его социально-ролевых функций и подготовка к вхождению во «взрослую жизнь»;первичная социализация, формирование детских и молодежных групп и организаций;профориентационная работа с различными группами школьников (в том числе с учащимися, имеющими отклонения в развитии);вовлечение школьников в трудовую производственную деятельность;социально-педагогическая напряженность в классном коллективе, группе, школе;эффективность социально-педагогической деятельности класса, школы;сформированность коллектива в начальных классах;формирование стиля поведения учеников;включенность родителей в социально-педагогические процессы класса, школы;сложности перехода детей из классов начальной ступени в среднюю;особенности поведения детей 6 --7-х классов в связи с началом обучения;мотивация и адаптация учащихся;адаптационно-интеграционные проблемы учащихся старших классов в коллективах, образованных путем слияния;раздельное обучение мальчиков и девочек как социально-педагогическая проблема;условия адаптации детей, лишенных родительского попечения, в среде учащихся обычной общеобразовательной школы;социокультурная роль школы в микрорайоне;социально-педагогическая паспортизация школы;особенности социализации детей в школе;особенности организации досуга школьников;проблемы школьного самоуправления;формы повседневного поведения школьников;структура социальных ценностей школьников и особенности ценностных ориентации;рекреационные процессы в школе;формирование гражданской позиции старшеклассников как направление политической социализации;формирование социальной активности учащихся;особенности профилактики наркомании среди учеников;социально-педагогические проблемы формирования ценностных ориентации старшеклассников;социальная адаптация учащихся-новичков, пришедших из других школ; социально-педагогические процессы формирования школьного коллектива;социально-педагогическая эффективность внеучебной занятости школьников;формирование ценностных ориентации у школьников из неполных и неблагополучных семей;включенность родителей в процесс социальной адаптации учеников при переходе из классов начального звена в среднее;внеклассная работа и ее влияние на развитие социальных качеств личности;
Страницы:
1
,
2
,
3
, 4,
5
,
6
,
7
,
8
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.