Рефераты. Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении

ктивизация роли семьи в процессе формирования отношения школьников к учебе и труду и др.

Эти проблемы в определенной степени дают представление о направлении профессионального поиска социального педагога.

Организация внешних связей социального педагога. Для более эффективной организации рабочего стола социальному педагогу следует иметь достаточно информации о различных центрах социально-педагогического, психологического, медицинского и социального профиля регионального или муниципального уровня.

Существует целый ряд проблем муниципального уровня, без знания которых организация рабочего стола конкретного социального педагога (и развитие социальной педагогики в целом) не может быть научной, системной, а следовательно, эффективной. Для оптимизации своей деятельности социальный педагог должен:

уяснить себе структуру объективных потребностей в осуществлении социально-педагогической деятельности в школах города;

познакомиться с муниципальной социально-педагогической концепцией;

уточнить требования к задачам и характеру деятельности социального педагога со стороны управления образования;

ознакомиться с принятой системой оценки эффективности социально-педагогической деятельности в образовательных учреждениях;

ознакомиться с моделями деятельности социального педагога в различных школах города;

изучить структуру функционирования и управления социально-педагогической системы города;

определить место своей школы на социально-педагогической карте города.

На рабочем столе специалиста также присутствует типовая технология решения конкретной социально-педагогической проблемы, которая включает следующие этапы.

1. Определение социально-педагогической проблемы:

содержания проблемы;

внешних признаков проблемы;

типа и уровня проблемы (воспитательная, исправительная, коррекционная; индивидуальная, групповая и др.);

характера проблемы (информационная, поведенческая, управленческая и др.).

2. Ситуационный анализ:

общее описание социально-педагогической ситуации:

истоки возникновения проблемы;

организационная структура, в рамках которой возникла проблема;

типовые реальные (сложившиеся в данной школе) отношения и взаимодействия субъектов в изучаемой ситуации;

описание результатов работы: информация, концепция, план социально-педагогического анализа и т.п.;

профессиональное понимание социально-педагогической проблемы;

определение пределов проблемы для работы социального педагога и других специалистов, форм их взаимодействия.

3. Определение социально-педагогической стратегии -- подготовка программы и рабочего плана деятельности:

определение объекта и предмета;

определение целей и задач;

определение содержания деятельности;

выработка показателей и критериев оценки;

разработка инструментария социально-педагогической деятельности;

описание и обоснование методик сбора первичной социально-педагогической информации;

разработка логической схемы анализа полученных данных;

определение перспектив социально-педагогической деятельности;

разработка рабочего плана.

4. Разработка рекомендаций по реализации практической деятельности.

5. Описание хода и результатов социально-педагогической деятельности:

основные выводы по задачам, характеризующим фактическое состояние социально-педагогической проблемы;

выводы о готовности социального педагога к участию в решении проблемы (понимание значимости проблемы, необходимости ее решения, желание участвовать, уверенность в своих силах, понимание причин проблемной ситуации, оценка проблемы, опыт, предложения и прогнозы по ее разрешению);

оценка реальности и значимости проблемы;

выводы о возможности применения готовых (типовых) технологий разрешения социально-педагогической проблемы или необходимости разработки нового оригинального проекта;

обоснование и планирование деятельности социального педагога по разрешению проблемы.

6. Разработка социально-педагогической технологии:

уточнение по итогам проведенных исследований социально-педагогического заказа;

детализация проблемы:

определение причин проблемной ситуации;

определение действующих и нейтральных факторов;

определение социально-педагогического и психологического фона деятельности;

разработка концептуальных основ разрешения проблемы; разработка возможных моделей (или путей) разрешения проблемы;

обоснование выбора модели (или пути) решения социально-педагогической проблемы.

7. Реализация социально-педагогического проекта.

Основные методы социального проектирования, используемые в деятельности социального педагога:

социально-педагогическое конструирование -- мыслительное построение варианта решения проблемы педагогическими средствами;

социально-педагогическое моделирование -- многовариантное конструирование развития социально-педагогической системы;

социальное проектирование -- обоснованное конструирование в знаковой форме модели социально-педагогической системы;

социально-педагогическое планирование (способ реализации проекта) -- функциональная и временная детализация социально-педагогической деятельности по реализации проекта (достижение сформулированных в проекте целей, определение порядка, последовательности, сроков, темпов распределения сил и средств);

социально-педагогическое программирование -- полное всестороннее обоснование реализации проекта с прогнозом ожидаемого эффекта, состоящее из блоков: целевого, обеспечивающего, ресурсного, организационного и результирующего;

социально-педагогическая технология -- подготовленная к практической деятельности программа, предусматривающая возможность достижения цели.

Основной диагностический и практический инструментарий, находящийся на рабочем столе социального педагога:

Опросники: анкеты и бланки интервью. Описание сферы применения опросников. Инструкции по методике проведения опросов.

Бланки социально-педагогического наблюдения.

Виды наблюдения: степень включенности наблюдателя. Сфера применения наблюдения: при автоматических действиях, при высокой напряженности действий.

Бланки анализа документов.

Виды документов: текстовые, иконографические, вербальные. Виды анализа документов: традиционный (качественный) и контент-анализ (количественный). Сфера применения метода анализа документов в практике социального педагога. Рекомендации по методике анализа документов в социально-педагогической работе.

Социометрические опросники для изучения социально-педагогических процессов и явлений в группе.

Обоснование сферы применения социометрических опросов. Рекомендации по применению социометрических опросов как метода сбора социально-педагогической информации. Основные правила социометрии.

Социометрические индексы

2.2 Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных учреждениях.

В России ежегодно выявляются около 100 тыс. детей нуждающихся в опеке. Среди воспитанников школ-интернатов 68% детей, родители которых лишены родительских прав, 8% детей одиноких родителей, 7% детей, от которых отказались родители. Чтобы ребенок развивался нормально, необходимо, чтобы окружающие его условия этому способствовали - необходимы устроенный быт, полноценное питание, общение со сверстниками, принятие окружающими. Но во всех интернатных учреждениях среда обитания, как правило, сиротская, казарменная. Сами условия, в которых живут дети, тормозят их умственное развитие, искажают процесс формирования личности. Попадающие в эти учреждения дети, как правило, уже имеют какие-либо отклонения в физическом и психическом развитии. У них наблюдается задержка умственного развития, нарушение половой идентификации, склонность к наркотикам и правонарушениям. Педагогу в работе с подростками следует стимулировать у них процесс самопознания, поощрять ведение дневников, обучать этому. Дневник способствует самоанализу, самоутверждению, развитию внутреннего мира, автономности представлений подростка о себе, их независимости от суждений и оценок окружающих. Социальному педагогу следует стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, способностям, регулярно проводить с ними профессиональные консультации, развивать интерес к профессии.

Рекомендуется составить план будущей жизни подростка, учитывая его профессиональные намерения, жизненную позицию. В плане определяются ближние и дальние цели, этапы их осуществления, возможные препятствия и пути их преодоления. План может решить проблему ранней профессиональной подготовки подростка, обрести ему уверенность в своем будущем.

Перед социальным педагогом стоит одновременно ряд задач: создать для ребенка домашнюю обстановку в приюте, установить взаимодействие с ним, научить соблюдать нормы общежития, направить на путь самоанализа, самовоспитания. В осуществлении реабилитации подростка педагогу помогают прочие работники приюта: врач, психолог, юрист, хозяйственник.

Собрать необходимую информацию о ребенке поможет специальная документация Образцы документации см. в Приложении.: Опросник при посещении семьи ребенка, находящегося в приюте, социальная карта ребенка, находящегося в приюте.

Социальный педагог должен быть подготовлен к трудностям работы с детьми «группы риска», так как последние составляют большинство поступающих в приют или детдом. Он должен знать обо всех появлениях психических отклонений у подростков: вспыльчивость, драчливость, повышенная внушаемость, истеричность, заторможенность, низкая трудоспособность, гиперактивность и т.д. Работа с агрессивными, вечно всем недовольными, предпочитающими одиночество детьми может быть построена в несколько этапов:

1. «накопление согласий»;

2. поиск нейтральный интересов и увлечений подростка, создание условий для контакта;

3. анализ сообщений подростка о себе, с принятием их на веру;

4. выяснение качеств личности, которые он не принимает;

5. совместные действия воспитателя и воспитанника по взаимному соглашению, построенные на взаимодействии.

Одним из приемов воспитания является оценка поведения подростка. Важно, чтобы она совпадала с мнением как детей, так и взрослых, то есть была объективной. Объективная оценка взрослыми успехов ребенка способствует формированию у него правильной самооценки, у него развиваются уверенность в себе, самоуважение.

Большую роль в социальной реабилитации воспитанников играет вовлечение их в трудовую деятельность. Стимулом в работе может являться оплата труда. Важную воспитательную роль в приюте играет библиотека. Работа с книгой -метод приобщения их к знаниям. При формировании у детей приюта стремления к знаниям используется индивидуальный подход, который предполагает:

· соотнесение уровня развития детей приюта с уровнем развития детей данного возраста;

· положительную оценку успехов;

· учет склонностей и возможностей ребенка;

· занимательность и наглядность материала в процессе обучения и воспитания;

· помощь в налаживании отношений со сверстниками и учителями;

· обучение владению словом.

Работа с детьми «группы риска»- одно из самых важных, и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога -социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся (девиантным) поведением, дети группы риска и др.

Разные названия отражают различные точки зрения на эту категорию детей, которые, в свою очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними. Так, определения «трудные», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «проблемные» даны таким детям с позиции педагога, для которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди «обычных» детей. Такая точка зрения лежит в основе традиционных педагогических подходов в отношении этих детей, которые в конечном итоге, как правило, сводились к изоляции «обычных» детей от «трудных», например, к исключению последних из школы. Поскольку их трудно воспитывать, к ним должны применяться особые меры воспитательного воздействия (нередко с участием милиции).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.