Рефераты. Методы развития познавательной активности обучаемых и реализация их на занятиях по экономическим дисциплинам

Методы развития познавательной активности обучаемых и реализация их на занятиях по экономическим дисциплинам

3

Федеральное агентство по образованию

(РОСОБРАЗОВАНИЕ)

Пензенская государственная технологическая академия

Институт промышленной экономики, информатики и сервиса

Кафедра профессиональной педагогики и психологии

Дисциплина «Методика профессионального обучения»

Курсовая работа

на тему: Методы развития познавательной активности обучаемых и реализация их на занятиях по экономическим дисциплинам

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПГТА 3. 050501.18. 52. ПЗ.

Выполнила:

студентка гр. 05 ПЭ

Дурова С.М.

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры ППиП

Саратовцева Н.В.

Пенза 2008

Утверждаю

Зав. кафедрой ППиП

______________В.Н. Люсев

«___» ___________ 200__ г.

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу по дисциплине «Методика профессионального обучения»

Студенту _______________________________ Группа _______________

Тема работы: «Методы развития познавательной активности обучаемых и реализация их на занятиях по экономическим дисциплинам».

Руководитель:_________________________________________________

Задание получил «____» ___________ 2008 г.

Студент ______________________________________

Содержание

  • Введение 4
  • Глава 1 Теоретические основы познавательной активности обучающихся 6
    • 1.1 Понятие «познавательная активность обучающихся» 6
    • 1.2 Направления и условия эффективного развития познавательной активности у обучаемых 9
    • 1.3 Развитие познавательных способностей обучающихся 13
  • Глава 2.Использование активных методов на занятиях по экономическим дисциплинам 17
    • 2.1 Сущность активных методов 17
    • 2.2 Особенности активных методов 20
    • 2.3 Виды методов активного обучения 22
      • 2.3.1 Проблемный метод обучения 22
      • 2.3.2 Игровой метод обучения 27
      • 2.3.3 Дискуссия как метод активного обучения 31
  • Заключение 37
  • Список использованной литературы 38
  • Приложения 39

Введение

Активизация познавательной деятельности учащихся во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения.

Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога с учащимся, стремление к обоснованию своих взглядов, способность к самооценке своей преподавательской деятельности.

Содержательной стороной активизации учебного процесса является подбор материала, составление заданий, конструирование образовательных и педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося.

Учебно-познавательная деятельность - многоуровневая система, включающая активные формы регуляции и преобразования разных систем: теоретических и методических. Особенно продуктивной может быть совместная деятельность преподавателя и студента (студент-студент; преподаватель- преподаватель).

Целью данной курсовой работы является рассмотрение методов развития познавательной активности обучаемых, способы реализация их на занятиях по экономическим дисциплинам.

Поставленная цель привела к рассмотрению следующих задач:

- рассмотрение понятия активного обучения и познавательной активности обучаемых

- определение направлений и условий эффективного развития познавательной активности обучаемых

- выделение методов, используемых для увеличения познавательной активности обучаемых

- методическая разработка уроков с использованием активных методов по дисциплине экономическая теория

Объектом данной курсовой работы является познавательная активность обучаемых и активные методы обучения.

Предметом данной курсовой работы является методика применения активных методов для увеличения познавательной активности обучаемых.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в дальнейших исследованиях, посвященных анализу особенностей методики подготовки и осуществления уроков активного обучения. В рамках преподавания экономических дисциплин могут быть использованы, разработанные конспекты уроков.

Основными методами исследования стали аналитический, сравнительный и описательный.

Структура исследования включает в себя: первую главу, в которой проанализированы все ключевые понятия темы через психолого-педагогическую и методическую литературу. Первая глава состоит из трех параграфов. Вторую главу, которая содержит анализ методов активизации учебного процесса. Данная глава состоит из трех параграфов.

Глава 1 Теоретические основы познавательной активности обучающихся

1.1 Понятие «познавательная активность обучающихся»

В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения.

Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить познавательную активность, личностную социальную позицию, выразить себя как субъект обучения.

Познавательный процесс является результатом функционирования всех элементов дидактической системы, и его эффективность определяется качеством этих элементов. Поэтому большое значение придается не только количественной оценки эффективности, но и главным образом общему анализу методов воспитания и познавательной деятельности обучаемых, которая является одним из эффективных путей повышения качества профессиональной подготовки специалистов.

Познавательная активность не сводится к познавательной деятельности. Ее следует рассматривать как психическое состояние познающего субъекта, как его личностное образование, выражающее отношение к процессу познания.

Различают познавательную активность двух типов:

- направленную на усвоение, приобретение, применение уже имеющегося в опыте индивида пли человечества в целом (интеллектуальная деятельность, активность)

- создание совершенно нового, для чего в личном и общественном опыте еще не существует готовых образцов (творческая активность) [3, с.45].

Обучающийся включается в процесс учебной деятельности с разной степенью активности. Г. И. Щукина выделяет репродуктивно- подражательный, поисково- исполнительский и творческий уровни активности учащихся, что соответствует одной из классификации методов обучения.

Т. И. Шамова также различает три уровня познавательной активности: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий, положив в основу образ действия.

Первый уровень, воспроизводящий, характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить, воспроизвести полученные знания, овладеть способами выполнения действий по образцу.

Интерпретирующий уровень предполагает желание постичь смысл изучаемого, применить знания и освоенные способы деятельности в новых учебных условиях.

Творческий же уровень предусматривает готовность учащихся к теоретическому осмыслению знаний, пониманию связей между предметами и явлениями, самостоятельному поиску решения проблем [4, с. 75].

Организуя и осуществляя последовательность дидактических ситуаций в учебном процессе, нужно в рамках каждой из них реализовывать два этапа познавательной деятельности учащихся.

Первый этап -- восприятие учебной информации, ее переработка на базе известных алгоритмов действий, а также ее преобразование и запоминание.

Второй этап -- применение знаний на практике.

В этой связи отметим, что В.А. Крутецкий сумел выделить и обосновать специфику групп упражнений, способствующих решению этих задач [11, с. 68].

Для первого этапа протекания познавательной деятельности такие упражнения должны включать:

-- вопросы-задания, приводящие к необходимости воспроизведения отдельных элементов знаний для решения тех или иных конкретных типовых задач;

-- задания, приводящие к осознанию необходимости применения приобретаемых знаний для выполнения разных по психологической природе и сложности систем практических действий;

-- задания, приводящие к осознанию необходимости выработки тех или иных умений по обобщению и автоматизации усваиваемых знаний и способов деятельности.

Для второго этапа протекания познавательной деятельности необходима система упражнений, в которой способ выполнения очередного задания не всегда совпадает со способом выполнения предыдущего. При этом важно, чтобы с первого момента формирования умений и навыков при изучении любого учебного материала задания чередовались с теми, которые давались при изучении предыдущего учебного материала (реализовывался принцип непрерывного повторения).

В эту систему упражнений целесообразно включать и задания, требующие многократного повторения одной и той же операции. Этим создаются для обучаемых наиболее трудные условия для переключения с одной операции на другую. Реализация принципа непрерывного повторения в этой системе упражнений должна обеспечиваться и заданиями с недостающими или противоречивыми данными.

В зависимости от уровня познавательной активности обучающихся в учебном процессе различают пассивное и активное обучение.

При пассивном обучении учащийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем или другим источником знаний. Обычно это происходит при использовании лекции-монолога, демонстрации, чтения литературы. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких- либо проблемных, поисковых заданий.

При активном обучении учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.

Выделяются следующие критерии познавательной активности обучаемых:

1. Наличие познавательного интереса, о котором можно судить по следующим показателям: степень участия в обсуждаемых на занятиях проблемах; полнота ответов; самостоятельность суждений; вопросы к преподавателю, их характер и направленность; отношение к дополнительным заданиям (подготовка доклада, сообщения, написание реферата и т.д.); стремление к участию в научной работе; направленность использования свободного времени и т.д.

2. Сформированность приемов познавательной деятельности (владеют полностью, частично, не владеют).

3. Определенный уровень самостоятельности в изучении наук.

4. Достижение достаточно высокого уровня познавательного общения между обучаемыми и преподавателями.

5. Высокое качество знаний и их соответствие требованиям программ.

1.2 Направления и условия эффективного развития познавательной активности у обучаемых

Создание учебной потребности возможно за счет построения направленного затруднения или затруднения в действии, преодоление которого требует дополнительного действия, предполагающего потребность в приобретении знаний, умений, готовности, соответствующей новой для обучаемого деятельности или деятельности, которую он не мог успешно осуществлять из-за отсутствия способности к ней.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.