Рефераты. Методы развития познавательной активности обучаемых и реализация их на занятиях по экономическим дисциплинам

ыражение сомнения, которое позволяет отсеивать слабо ар-гументированные и непродуманные высказывания («Так ли это?», «Вы уверены в том, что утверждаете?»);

приведение альтернативной точки зрения, акцентуация на другом подходе;

«доведение до абсурда» -- ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы;

«задевающее утверждение» -- ведущий высказывает суждение, заведомо зная, что оно вызовет бурную реакцию и несогласие участников, стремление опровергнуть данное мнение и изложить другую точку зрения.

Составной частью любой дискуссии является процедура вопросов и ответов. Каждый тип вопросов играет важную роль в дискуссии, и каждый имеет свои особенности. Умело поставленный вопрос позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позицию выступающего, направить обсуждение в нужном направлении, активизировать внимание.

Итак, отличительной особенностью всей группы активных методов, во-первых, является то, что обучение проводится в ситуациях, максимально приближенных к реальным, позволяя материал, подлежащий усвоению, ввести в цель деятельности, а не в средства, во-вторых, осуществляется не только обобщение знаний, но и обучение умениям практического использования, что в свою очередь, требует формирования определенных психологических качеств специалистов, и наконец, в-третьих, организуется формирование новой, эмоциональной установки на обучение в процессе коллективного творческого труда.

Заключение

Таким образом, познавательная активность не сводится к познавательной деятельности. Ее следует рассматривать как психическое состояние познающего субъекта, как его личностное образование, выражающее отношение к процессу познания.

Эффективное развитие творческой познавательной активности у обучаемых обеспечивается их совместной с преподавателем деятельностью в ходе учебного процесса по следующим направлениям: целеустремленное развитие мотивов активного познания у обучаемых, творческое сотрудничество преподавателей и обучаемых на занятиях, широкое внедрение в процесс проведения занятий диалога и дискуссии, индивидуализация работы по развитию познавательной активности.

Активизация учебного процесса предполагает участие всех учащихся в процессе обучения, который должен быть мотивированным и достаточно интересным.

Активные методы обучения позволяют усилить процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении экономических задач. В настоящее время во всех учебных заведениях целесообразно применять ряд активных методов обучения, активизирующих деятельность обучаемых.

Среди них выделяют проблемный метод, игровой метод, метод дискуссии.

На уроках с использованием активных методов учащийся активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. Он отходит от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа учащихся на уроке по экономическим дисциплинам имеет большое образовательное, воспитательное и развивающее значение.

Овладев этими приемами, учащиеся становятся более самостоятельными в решении различных учебных заданий, могут рационально строить свою деятельность по усвоению новых знаний, применения этих знаний в жизни.

Поэтому, решая задачу подготовки будущих специалистов еще в стенах учебных заведений к выполнению своих профессиональных обязанностей, образование должно уделять большое внимание развитию у них потенциала самообучения.

Список использованной литературы

1. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышение эффективности учения школьников.- Изд. 2-е, испр. и доп. - Ростов-на-Дону, 2000.- 505 с.

2. Беляева А.В. Управление самостоятельной работой студентов // Высшее образование в России. 2003. № 6.- С. 105-109.

3. Борисова Н.В., Вербицкий А.А. Методологические рекомендации по проведению деловых игр.- М., 1990.-431 с.

4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие.- М.: Высшая школа, 2001.- 276 с.

5. Горенков Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе //Наша школа. 2003. №4.- С. 45-49.

6. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии.- Изд. 4-е, испр. и доп. - М.: Просвещение, 2003.- 504 с.

7. Кукушин В.С. Теория и методика. - Ростов- на- Дону: Изд-во «Феникс», 2005.-167с.

8. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 2001. - 85 с.

9. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - Воронеж, 1998. - 226 с.

10.Мартишина Н.В. Ценностный компонент творческого потенциала // Педагогика. 2006. №3. -С. 48-57.

11. Молева Г.А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии. // Школа и производство. 2005. №7.- С.56-62.

12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.- с. 215.

13. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.- 511с.

14. Развитие учащихся в процессе обучения / Под ред. Л. В. Занкова. - М., 2003.-с. 169.

Приложения

Приложение А

Деловая игра по дисциплине «экономическая теория»

Тема: « Рынок труда».

Деловая игра по теме «Рынок труда» посвящена проблеме взаимодействия труда, капитала и государства. Предлагается к рассмотрению в форме ролевой игры конфликтная ситуация забастовки, объявленной авиадиспетчерами. Она показывает, что назрели проблемы внутри фирмы, а может быть и страны.

Цель игры - формирование творческого экономического мышления, когда обучающиеся должны самостоятельно найти выход из быстро изменяющейся экономической ситуации, складывающейся на рынке труда; развитие творческих идей обучающихся, воспитание сотрудничества у студентов.

Задачи игры:

-постановка экономической проблемы на рынке труда

-распределение экономических ролей

-моделирование экономических ситуаций

-поиск верных решений для выхода из сложившихся ситуаций

Для успешного проведения деловой игры необходимо начать с предварительной подготовки. Учащихся следует разделить на пять групп и назначить руководителя в каждой:

1. Профсоюз Авиадиспетчеров

2. Совет Директоров Авиакомпании

3. Потребители

4. Государство

5. СМИ

Всех участников игры надо ознакомить со сценарием и дать задание, подготовить свои выступления.

Группа профсоюзов продумывает требования к администрации фирмы.

В них могут входить положения об увеличении заработной платы, сокращении рабочего времени, улучшении условий труда, медицинского обслуживания, о социальных гарантиях и выплатах и т.д. Группа профсоюзов может нарисовать плакаты с лозунгами, выдвигаемыми их организацией.

Группа Совет Директоров Авиакомпании придумывает название своей фирмы, эмблему, логотип. Группа готовит свои предложения к профсоюзу по урегулированию конфликта. Совет директоров обсуждает экономические возможности своей компании, ущерб от остановки работы.

Рассматриваются вопросы перспектив развития компании и долгосрочного сотрудничества с профсоюзом по профессиональной подготовке кадров, улучшению условий труда и быта.

Группа Потребителей подготавливает требования и резолюции, которые будут выдвигать общественные организации (продумать названия), акционеры, представители бизнеса (других фирм), заинтересованных в нормальной деятельности Авиакомпании. Группа потребителей представляет различные социальные интересы групп общества, поэтому требования и пожелания могут быть разнообразными.

Группа Государство готовит материалы для обсуждения мер по урегулированию конфликта. Все министры готовят свои предложения по решению создавшейся проблемы. Премьер-министр готовит материал как итог предложений со стороны всех министров. Крайние точки зрения по этому вопросу высказывают министр обороны страны и министр внутренних дел. Они выдвигают доводы в пользу решительных мер и применения силы. Министр социального развития предлагает меры обширной социальной программы, которая включает вопросы охраны труда, образования, здравоохранения, отдыха, жилья и т.д. Свои более взвешенные точки зрения высказывают министры юстиции и экономического развития. Министр юстиции готовит материал по правовому пути решения проблемы, министр экономического развития предлагает экономические меры.

Группа СМИ должна продумать комментарий к репортажу с места событий. От этой группы зависит в деловой игре очень многое. Она должна создать дух и обстановку демонстрации профсоюзов. Описать место и настроение участников. Создать эмоциональное описание массового митинга. Группа должна тщательно продумать вопросы для интервью со своими героями. Интервью должны отражать образ лидеров, вызывать к ним симпатию.

Ход деловой игры

1. Профсоюз. Лидеры профсоюза объявляют забастовку и выдвигают свои требования. Модель монополии на рынке труда. Лидеры проводят митинг. Лозунги и требования красочно изображают на доске или плакатах. График модели монополии чертят на доске.

2. СМИ ведут репортаж с места событий и берут интервью у лидера профсоюзов.

3.Председатель Совета директоров Авиакомпании (единственной в стране)

ведет заседание директоров, он выслушивает предложения всех директоров. Обсуждаются требования профсоюза, уступки, возможные последствия забастовки. Модель монополии на рынке труда. Свои доказательства красочно изображают на доске. График модели монополии на рынке труда чертят на доске.

4. СМИ ведут репортаж с места событий и берут интервью у председателя Совета директоров.

5. Общество защищает права потребителей, интересы пассажиров, у которых срываются рейсы; интересы акционеров Авиакомпании. Лидеры общества проводят митинг. Лозунги и требования красочно изображают на доске.

6. СМИ ведут репортаж о митинге и берут интервью у представителей гражданского общества.

7. Государство. Премьер-министр с министрами обсуждает ситуацию. Выслушивает крайние точки зрения по этому вопросу - министр обороны страны и министр внутренних дел предлагают силовые методы. Министр социального развития предлагает меры обширной социальной программы.

Свои более взвешенные точки зрения высказывают министры юстиции и экономического развития. Обсуждают возможные варианты урегулирования.

На доске чертят график равновесия при взаимной монополии на рынке труда.

8. СМИ берут интервью у Премьер-министра, министров.

9. Переговоры. Представитель профсоюза, председатель Совета директоров,

Премьер-министр садятся за стол переговоров и ищут взаимоприемлемое решение.

10. Подведение итогов. Премьер-министр, Представитель профсоюза, председатель Совета директоров объявляют результат переговоров. СМИ ведут репортаж.

Этап обсуждения и оценки.

Происходит обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.

Приложение Б

Мозговой штурм по дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»

Тема: « Инфляция».

Цель мозгового штурма: формирование творческого экономического мышления, когда обучающиеся должны самостоятельно найти выход из быстро изменяющейся экономической ситуации, развитие творческих идей обучающихся, воспитание сотрудничества у студентов, воспитание уважения к чужому мнению.

Подготовительный этап

Вся группа делится на две группы, так, чтобы в каждой группе были и сильные, и слабые учащиеся.

В группу генераторов должны входить учащиеся с позитивной установкой к творчеству, обладающие яркой фантазией, способные быстро подхватывать чужие идеи и развивать их. В группу аналитиков включаются их товарищи, способные рационально, критически оценить суть предложенной идеи.

На обсуждение выносится вопрос: Какие меры вы могли бы предложить по борьбе с инфляцией? Ответ обоснуйте.

Предполагается, что учащимся был изложен весь материал по теме «Инфляция», и поэтому они в состоянии предложить свой вариант решения проблемы.

Этап проведения

В течение 20- 30 минут учащиеся совещаются, предлагают свои варианты. Допускается выдвижение заведомо нереальных, фантастических, шутливых идей. Каждый вариант учащиеся записывают на листке бумаги, чтобы ни один план решения не был пропущен.

Этап обсуждения

По истечении времени происходит общее обсуждение проблемы. Каждая группа высказывает свое мнение. Начинается критический анализ идей: реальная оценка идей, отсев непродуктивных, выбор тех, чья реализация видится возможной. Автор идеи может защищать её, подробно объясняя, как он видит её воплощение.

Преподаватель записывает каждое предложение на доске. Он тактично направляет обсуждение в русло объективного анализа, выслушивает все предложения, помогает их анализировать а затем либо корректирует их, либо добавляет свои предложения.

Приложение В

Проблемный урок по дисциплине « Финансы, денежное обращение и кредит»

Тема: «Инфляция. Особенности инфляционного процесса в России».

Цель: показать роль инфляции в мировой экономике и экономике конкретного государства, сформировать умение выделять общие признаки инфляции, классифицировать факторы и формы инфляции, развить память и творческое мышление учащихся.

План урока.

1. Вводная часть.

- Беседа.

- Постановка проблемы.

2. Этапы урока.

1). Определение инфляции

2). Виды и типы инфляции

3). Последствия инфляции.

4). Антиинфляционная политика государства.

3. Подведение итогов

1. Во вступительной беседе происходит обращение к учащимся с рядом вопросов, цель которых актуализировать мышление учащихся, что должно помочь учащимся понять данную тему.

-Что такое инфляция?

Обобщая ответы учащихся, дается наиболее полное определение инфляции. Затем происходит знакомство учащихся с планом урока и проблемным заданием. «Когда возникает инфляция? Приведите конкретные примеры».

Объяснение нового материала даётся в объёме учебника и не требует значительного расширения. Рассмотрение первого вопроса происходит в виде лекции и сопровождается беседой по вопросам:

-Как вы думаете, почему возникает инфляция?

Обобщая ответы обучающихся, педагог указывает конкретные причины возникновения инфляции, приводит конкретные примеры из истории экономики.

После этого преподаватель переходит к следующему вопросу данной темы.

2. Второй вопрос предлагается рассмотреть путём самостоятельной работы учащихся с текстом учебника и заполнения опорной схемы, розданной учащимся. После заполнения организуется проверка записей.

Учащиеся отвечают на вопросы:

-Какие выделяются виды инфляции?

-В чем основное различие между разными видами инфляции?

- Какие выделяются типы инфляции?

-Каковы особенности и причины возникновения различных типов инфляции?

3. Перейдя к третьему пункту плана, нужно рассказать о влиянии инфляции на все сферы жизни общества, привести конкретные примеры по каждому виду. Педагог представляет схему инфляции и эмиссии денег, активизируя познавательную деятельность учащихся вопросами:

- Почему же, на ваш взгляд, денег всегда не хватает?

-Сколько нужно денег стране?

Следует подвести учащихся к выводу, что денег в стране должно быть ровно столько, сколько нужно для нормального хода торговли и производства. После обсуждения вносятся главные меры в схему.

4. В заключение урока делаются выводы по изученному материалу и предлагаются учащимся ответить на вопрос:

«Какие бы способы борьбы с инфляцией предложили вы?»

Выслушав мнение учащихся, подводятся итоги и делаются соответствующие выводы.

Учащимся задается задание к следующему занятию: Проанализировав инфляцию разных периодов, сделайте вывод о том, когда государство нашло наиболее приемлимый выход из неё. Ответ обоснуйте.

Итак, в ходе урока учащиеся получили знания о возникновении инфляции, сущности, видах и типах инфляции, усвоили ряд понятий, сделали выводы.

В связи с изучаемым на уроке материалом у учащихся сформировались умения выделять главное в его содержании, устанавливать изменения в сущности инфляции, участвовать в аналитической беседе, предъявлять результаты своей деятельности.

В течение занятия деятельность учащихся носила активный познавательный характер, они непосредственно участвовали в приобретении и углублении своих знаний, коллективная работа группы сочеталась с индивидуальной работой учащихся. У учащихся поддерживался интерес к содержанию и методам работы, поддерживалась творческая, эмоциональная атмосфера.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.