Когда все рассмотрели и погладили, воспитатель говорит: «Ребята, наша кошечка с нами попрощается, она очень торопится к своим котятам».
(уносит кошку)
Воспитатель. А мы с вами поговорим о ваших любимцах.
Ребята, а у кого есть дома пушистая подружка?
Дети рассказывают о своих любимцах
Воспитатель. С какой любовью Леночка и Сережа рассказали нам о своих животных.
А кто хочет почитать стихи, вспомнить поговорки про кошек и котов?
Дети рассказывают знакомые им потешки, стихи.
«Мой кот» Морис Карем.
Мой серенький кот совсем не растет,
И даже усы не растут. Он супа не ест и каши не ест, -
Попробуй-ка вырасти тут! С утра этот кот конфеты сосет,
Грызет шоколад он потом, и вот почему коту моему
Не быть настоящим котом.
Воспитатель. Дети, а вы знаете красивую песенку про кошку? Спойте, пожалуйста.
Дети исполняют любую (на усмотрение педагога) песню про кошку. Русская народная песня «Уж ты, котя-коток»
Уж ты, котя-коток, котя, серенький лобок!
Приди котик, ночевать, мою деточку качать,
Я тебе ли, коту, за работу заплачу:
Дам кусок пирога и кувшин молока.
Воспитатель. А как то раз с нашей знакомой приключилась грустная история: она простудилась и заболела.
Музыкальный руководитель. Послушайте как в музыке композитор А. Гречанинов передал это настроение. Звучит пьеса «Котик заболел».
После этого проводится беседа, где внимание детей привлекается к характеру музыки, мелодии.
Воспитатель. Но ее хозяйка, очень добрая и внимательная девочка, так хорошо за ней ухаживала, что она быстро выздоровела.
Звучит пьеса А. Гречанинова «Котик выздоровел». Дети хлопают в ладоши. Музыкальный руководитель. Ребята наша пушистая гостья попросила спеть вам песню «Серенькая кошечка» муз. В. Витлина, сл. Н. Найденовой. Поет. Затем проводится беседа, внимание детей привлекается к ласковой, нежной мелодии.
Воспитатель. Кто знает, где спят кошки?
Да, дети спят на кроватях, а кошки на полу. А чтобы им не было холодно, что должны сделать заботливые хозяева? Подстелить коврик. Давайте мы с вами нарисуем такие коврики.
Дети выполняют рисунки.
Воспитатель ходит между столами, направляет деятельность детей. Музыкальный руководитель играет пьесы Гречанинова.
В конце занятия коврики рассматриваются, оцениваются.
Рисунки детей приложение №1.
Как уже было сказано ранее, наша работа заключается в формировании экологического сознания, через восприятие дошкольниками музыки, музыкальных образов.
Был проведен эксперимент в старшей группе детского сада «Золотой ключик» города Духовщина, количество детей - 20 человек. Воспитатели: Михалькова Н.И., Новикова Н.В.
На первом этапе работы (I - констатирующий эксперимент) было выявлено состояние экологической воспитанности и эмоциональное отношение к миру природы при помощи анкетирования.
Далее приводятся ответы дошкольников на вопросы анкеты, разработанной Тюняевой И.А. Анкета №1 представлена в таблице 1.
Таблица 1
Вопросы
Ответы
1. Нравится ли тебе бывать в природе? (в лесу, на лугу, на речке)
1. Нравится. (20 человек)
2. Что ты больше всего любишь делать, приходя в природу?
2.
а) Слушать птиц, любоваться природой, гулять. (4 человека)
б) Загорать, купаться. (6 человек)
в) Собирать ягоды, грибы. (5 человек)
г) Играть в подвижные игры. (2 человека)
д) Рвать цветы. (3 человека)
3. Приходилось ли тебе, приходя в природу петь песни или слушать музыку?
3.
а) Нет, не приходилось. (15 человек)
б) Приходилось петь. (2 человека)
в) Приходилось слушать. (3 человек)
4. Знаешь ли ты русские народные песни о природе, о растениях?
4.
а) Нет, не знаю. (16 человек)
б) Знаю. (4 человека)
5. Хотел ли бы ты разучить такую песню, в которой поется о красоте русской природы?
5.
а) Да хотел (20 человек)
Анализ вопросов и ответов показал, что дети не достаточно общаются с музыкой, но желание у них есть. Любят природу, но рвут цветы, не знают музыки и песен о русской природе.
Дальнейшая наша работа заключалась в том, чтобы разучить с детьми русскую народную песню «Березонька», («Ай, да березка» ст. Ж. Агаджановой, муз. Т. Попатенко) и провести экскурсию в природу.
На экскурсии постараться обратить внимание детей на красоту и величие леса, рассказать о пользе растений, спеть с детьми песню, поводить хоровод, чтобы дети получили максимально положительных эмоций. Наша задача формировать у детей бережное отношение к природе, вслушиваясь в музыку, в русские народные песни, в которых поется о красоте русской природы. В дальнейшей работе детям была предложено для прослушивания пьеса П.И. Чайковского «Подснежник» из альбома «Времена года».
После проведенной работы на втором этапе (формирующий эксперимент) проводился опрос детей той же группы с помощью анкетирования. Анкета №2 представлена в таблице 2.
Таблица 2
2. Знаешь ли ты музыку, песни о природе?
3. Как называется музыка, которую мы с тобой слушали?
4. О каком времени года эта музыка?
5. Что происходит в природе весной?
1. Да люблю. (20 человек)
2. Да знаю. (20 человек)
3. а) Подснежник. (6 человек)
б) Март. (10 человек)
в) Не помню. (4 человека)
4. а) О весне. (18 человек)
б) Не знаю. (2 человека)
5. а) Тает снег, бегут ручьи. (11 человек)
б) На деревьях набухают, почки распускаются листья. (5 человек)
в) Прилетают птицы с юга. (3 человека)
г) Просыпается медведь от зимней спячки. (1 человек)
д) Появляются первые цветы, подснежники. (2 человека)
После проведенной работы, в результате анкетирования мы делаем вывод: общение с музыкой приводит детей к более эмоциональному и бережному восприятию природы и окружающего мира. У детей формируется экологический подход к растениям: они не рвут цветы, не ломают веток деревьев, не разводят костер в лесу.
На этом же этапе (формирующем) эксперимента нами было проведено тестирование детей старшей группы для выявления некоторых компонентов музыкальной деятельности детей с помощью заданий.
Задание №1 - дидактическая игра «Узнай знакомое произведение».
Задание №2 - предложить на прогулке детям провести хоровод.
Задание №3 - предложить назвать и исполнить свое любимое произведение о природе. (Русская народная песня «Березонька», П.И. Чайковский «Подснежник. Март», «Ай, да березка» ст. Ж. Агаджановой, муз. Т. Попатенко).
Уровень развития компонентов музыкальной деятельности детей представлен в таблице 3.
Таблица 3
№ п/п
Компоненты
Уровни
Высокий
Средний
Низкий
1
Желание слушать знакомые произведения и угадывать их
Ребенок слушает с большим желанием, не отвлекаясь, узнает произведение, понимает его смысл и правильно называет
На прослушивании ребенок отвлекается, ему не всегда интересно. Угадывает не все произведения, не всегда понимает смысл музыкального произведения. Не все называет правильно.
Желание слушать у ребенка отсутствует. Не названий музыкального произведения, отвлекается, не понимает смысл
2
Желание на прогулке провести хоровод и хором спеть разучиваемые ранее песни
Ребенок с удовольствием соглашается поводить хоровод, делает это весело, задорно. С радостью поет знакомые хороводные песни.
Ребенок с некоторым затруднением, не сразу соглашается водить хоровод, поет не очень охотно.
Ребенок совершенно не хочет водить хоровод, отказывается. Его не интересует такой вид музыкальной деятельности
3
Желание исполнить свое любимое произведение и знать его название
Ребенок с удовольствием соглашается спеть любимую песню, знает как она называется и кто автор
Ребенок с трудом соглашается спеть. Не всегда знает название либо автора произведений
Ребенок отказывается спеть. Присутствует момент стеснения или ребенку не интересно. У него нет любимого музыкального произведения
Фамилия, имя ребенка
Задание №1
Задание №2
Задание №3
Афонасьев Кирилл
С
Н
Балихина Настя
В
Бодунов Леша
4
Вишнев Дима
5
Воронов Дима
6
Великий Андрей
7
Володенкова Катя
8
Глушаков Андрей
9
Гришин Владик
10
Гришко Таня
11
Долженко Лера
12
Козлов Даниил
13
Лозовская Таня
14
Марчук Дима
15
Матин Андрей
16
Новикова Настя
17
Орехов Илья
18
Орехов Кирилл
19
Полякова Надя
20
Савченкова Диана
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8