Рефераты. Начальное образование мальчиков и девочек в России: гендерный подход

p align="left">2.3. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ГЕНДЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Сегодня в России раздельное обучение существует на базе городских экспериментальных площадок -ГЭП. Чаще всего ребята учатся не в разных школах (отдельно для мальчиков, отдельно для девочек), а в параллельных классах на базе одного учебного заведения.

В нашей стране одной из наиболее популярных методик по раздельному обучению является методика академика В. Базарного. Так, в Москве по методу Базарного еще в начале 90-х годов начала заниматься школа № 760. Сегодня у нее статус образовательного центра-лаборатории. В 2005 году в школе было проведено исследование способностей школьников при раздельной и традиционной форме обучения. Он подтвердило, что мальчики добиваются больших успехов в обучении, если учатся отдельно от девочек. Сказывается это и на состоянии здоровья. Детей, имеющих осанку с небольшими отклонениями от нормы, всего около 2-3%. Зрение ниже единицы хотя бы на одном глазу отмечается лишь у 12-13%. Увеличение роста у детей происходит равномерно в течение всего года, а не резким скачком в период летних каникул. Всего же в Москве чуть более 10 школ с раздельным обучением. В Санкт-Петербурге на базе государственной школы № 139 были созданы параллельно общие классы и раздельные. В раздельных классах учителя применяли разные методические приемы. В классах мальчиков материал преподавался в очень быстром темпе в расчете на их подвижное и неустойчивое внимание. Уроки часто строились в виде командных соревнований. В девичьих классах новая информация давалась медленно, акцент делался на повторение типовых задач. Элементы соревновательности использовались очень редко, поскольку девочки эмоционально менее устойчивы, это могло вызвать у них стресс. В классе поддерживалась спокойная доброжелательная обстановка. При этом дети не были изолированы от противоположного пола - практиковался ряд совместных уроков, которые вели как мужчины, так и женщины. Детей из раздельных и смешанных классов постоянно тестировали, учитывали и успехи в учебе, и психологическое состояние. Общий вывод был таков: в начальных классах раздельное образование очень хорошо и успешно. Уровень агрессии в классах мальчиков значительно ниже, чем в смешанных классах. Это связано с тем, что женское общество заставляет мужчину более категорично отстаивать свою позицию, и у мальчиков в смешанном классе есть больше поводов для проявления агрессии, чем в чисто мальчишеской компании.

В 2002 году в эксперимент включилось и Ставрополье. Опытные площадки открылись на 35 территориях - всего получилось около 100 классов. Мониторинг здоровья, проведенный медиками после четырех лет обучения по новой системе, показал, что дети стали реже болеть. Раздельные уроки физкультуры дали поразительный эффект: ребята не только сильнее, но и выше ростом, чем их сверстники из других школ [44].

В прошлом году лицей города Железногорска (Красноярский край) занял первое место в рейтинге школ-участниц краевого конкурса, прошедшего в рамках реализации национального проекта «Образование». По мнению директора, таких высоких результатов позволяет достигать именно программа раздельного обучения. Более 60% учеников - отличники, 90% выпускников с первой попытки поступают в вузы [там же].

В республике Коми в программе по раздельному обучению участвуют около 500 школ. Эксперимент проходит под наблюдением психологов: они диагностируют детей, проводят тренинги для педагогов, встречаются с родителями, ведут индивидуальную работу с учащимися. По их мнению, гендерное обучение особенно полезно детям, у которых есть проблемы со здоровьем, воспитанием и успеваемостью.

В Туле в муниципальной школе № 3 также проходит эксперимент по раздельному обучению [6]. Первоначально его вводили только ради совершенствования обучения. Однако постепенно выяснилось, что лучше стало и физическое, и психологическое здоровье ребят. С каждым годом в школу приходит все больше детей, чаще мальчиков, с синдромом дефицита внимания - гиперактивных, неспособных сконцентрироваться, сосредоточиться. Оказалось, что в раздельных классах такие дети очень хорошо адаптируются, тем более, что школьный психолог помогает педагогам грамотно работать с ними. Регулярное психологическое тестирование в контроле с обычными классами и детьми того же возраста одной из гимназий города выявило следующие результаты. В тестах мальчики и девочки, обучающиеся раздельно, показывают высокую и адекватную самооценку. У них высокая мотивация к обучению, меньше мотивации избегания неудач. Все они демонстрируют психоэмоциональный комфорт, внутреннее благополучие, среди них нет детей с преобладанием отрицательных эмоций по отношению к школе. Кроме того, в школе за последние пять лет нет не только правонарушений, но и ни одной драки, ни одного заметного инцидента.

Сотрудники Новосибирского Государственного Педагогического Университета профессор Р. Айзман, кандидат биологических наук М. Суботялов и И. Пирумова попытались изучить психофизиологические особенности учащихся в условиях традиционного и раздельного обучения [См.: 43]. Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы № 82 г. Новосибирска. Были обследованы 320 учащихся 12-15 лет, обучающихся в условиях традиционного и раздельного обучения с 1-го класса. Был проведен анализ психофизиологических различий у учащихся из классов традиционного и раздельного обучения.

В учебно-педагогическом процессе немаловажную роль играют нейродинамические процессы, такие, как скорость сенсомоторной реакции, уровень функциональной подвижности и сила нервных процессов, внимание, память.

Время простой сенсомоторной реакции является адекватным показателем функционального состояния нервной системы, а также интегральным показателем скорости проведения возбуждения по различным элементам рефлекторной дуги. В качестве психофизиологического критерия, косвенно характеризующего эффективность выполняемой человеком работы, использовались показатели сенсомоторных реакций. Изучение простой зрительно-моторной реакции мальчиков позволило установить, что мальчики, находящиеся в условиях раздельного обучения, превосходили мальчиков, обучающихся в условиях традиционного обучения, по скорости реагирования на зрительный и слуховой раздражители.

Кроме того, мальчики из классов раздельного обучения меньше ошибались при выполнении заданий с включенным световым раздражителем, что свидетельствует о лучшем функционировании центральной нервной системы и лучшей стабильности реагирования по сравнению с мальчиками из классов традиционного обучения.

А вот девочки разных типов обучения не показывали различий в скорости реагирования, однако девочки из классов раздельного обучения меньше делали ошибок в работе и отличались большей стабильностью реагирования на зрительный раздражитель по сравнению с девочками из смешанных классов.

Определение уровня функциональной подвижности основных нервных процессов проводилось в режиме навязанного ритма. В условиях традиционного обучения у мальчиков наблюдалась более быстрая генерация процессов возбуждения в центральной нервной системе. Это говорит о более быстром вхождении в ритм при выполнении задания. В то же время в условиях раздельного обучения скорость реакции на зрительный раздражитель в режиме навязанного ритма больше как у мальчиков, так и у девочек.

Весьма чувствительным показателем состояния высших психических функций человека является внимание. При анализе показателей внимания был выявлен более высокий объем внимания у школьников обоего пола в условиях раздельного обучения. У мальчиков из раздельных классов отмечались также лучшие показатели по времени переключения внимания по сравнению с мальчиками из смешанных классов.

Тесно связаны с реализацией процессов внимания процессы памяти. Более высокие показатели как механической, так и смысловой памяти были отмечены у школьников обоего пола, обучающихся раздельно.

Нейродинамические и психологические показатели улучшаются по мере взросления человека. Поэтому интересным моментом данной работы явилось изучение психофизиологических параметров школьников обоего пола в динамике двух лет (с 2003 по 2005 учебный год). Оказалось, что возрастная динамика сложной зрительно-моторной реакции как у мальчиков, так и у девочек, находящихся в условиях раздельного обучения, лучше, чем у детей из классов традиционного обучения, где значимых различий за два года не наблюдалось.

Анализ количества ошибок при выполнении задания на зрительно-моторную реакцию при световом раздражителе показал, что качество работы лучше у мальчиков из классов раздельного обучения. У девочек эта тенденция выражена еще больше.

А вот механическая память оказалась более развитой у мальчиков, обучавшихся отдельно, тогда как у девочек, наоборот, она была лучшей в классах традиционного обучения.

Анализ возрастной динамики показателей смысловой памяти позволил отметить достоверное улучшение памяти как у мальчиков, так и у девочек в условиях раздельного обучения.

Анализ стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы школьников при выполнении коротких, требующих быстрого решения математических заданий, выявил низкую стрессоустойчивость организма мальчиков в условиях раздельного обучения по сравнению с традиционным.

Информативным показателем психофункционального состояния человека является личностная тревожность. Очень высокая личностная тревожность свидетельствует о наличии невротического конфликта, эмоциональных и невротических срывах и о начале психосоматических заболеваний.

Данные исследования показали, что тревожность присутствует у школьников как в классах раздельного обучения, так и в классах традиционного. Причем при традиционном обучении тревожность у девочек гораздо выше, чем при раздельном.

Очень важный показатель общего здоровья ребенка - реакция его сердечно-сосудистой системы на дозированную физическую нагрузку. Обследование по пробе Руфье показало, что физическая работоспособность сердца школьников находится в неудовлетворительном состоянии, эта тенденция ярче выражена у мальчиков раздельного обучения по сравнению с мальчиками из смешанных классов.

Выводы:

1. У мальчиков и девочек, обучающихся раздельно, нейродинамические показатели и психологические характеристики лучше, чем у детей обоего пола, обучающихся традиционно.

2. Возрастная динамика их физиологических показателей тоже лучше у школьников обоего пола из классов раздельного обучения.

3. Адаптация школьников к учебной нагрузке как при раздельном, так и при традиционном обучении происходит за счет напряжения психофункциональных резервов организма.

По мнению Н. Н. Куинджи с медицинских позиций главное достоинство обучения школьников в однородных по полу классных коллективах состоит в том, что такая модель обучения оказалась здоровьесберегающей [См.: 33]. Это важно потому, что положение о сохранении здоровья учащихся в процессе школьного образования фигурирует среди главных деклараций его современной модернизации. Наглядным подтверждением сказанного могут служить сравнительные результаты наблюдений за динамикой состояния здоровья от 1-го к 3-му классам у девочек начальной школы, обучавшихся в девичьих и смешанных классах [31, с. 183-184].

Так, если в начале обучения школьницы из девичьих и смешанных классов по состоянию здоровья существенно не различались, то в конце 3-го года обучения среди школьниц из девичьих классов распространенность функциональных расстройств здоровья оказалась меньше, чем среди обучавшихся в смешанных классах. В сравниваемых группах оценивались показатели нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, а также распространенность дефицита массы тела как показателя репродуктивного потенциала девочек, поскольку детские гинекологи констатируют зависимость у них сроков появления регул (месячных), и установления регулярности регул от достижения девочками определенной массы тела и доли в ней жирового слоя [там же, с. 184]. Существенно уменьшилась среди учениц девичьих классов острая заболеваемость: индекс пропусков по болезни снизился в 5 раз.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.