Рефераты. Наглядность как средство формирования лексических навыков на уроках немецкого языка у учащихся третьих классов

Наглядность как средство формирования лексических навыков на уроках немецкого языка у учащихся третьих классов

47

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова» Колледж педагогического образования информатики и права

Специальность 050709 - Преподавание в начальных классах

Исаева Татьяна Валериевна

НАГЛЯДНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ ТРЕТЬИХ КЛАССОВ

Дипломная работа

Научный руководитель -- Семенова В.Г.

Предварительная защита состоялась

« » 2007 г.

на заседании ПЦК, протокол №

(председатель) ПЦК

Абакан 2007

Содержание

  • Введение 3
  • 1. Психолого-педагогические основы формирования лексических навыков на уроках иностранного языка у учащихся 3-х классов 6
    • 1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста 6
    • 1.2 Понятие навыка в обучении иностранному языку 10
    • 1.3 Формирование лексических навыков речи 13
  • 2. Наглядность как средство формирования лексических навыков на уроках немецкого языка 23
    • 2.1 Наглядность, используемая на уроках немецкого языка 23
    • 2.2 Роль наглядных пособий при формировании лексических навыков у учащихся 3-х классов 28
    • 2.4 Организация и анализ результатов опытно - экспериментальной работы в школе 33
  • Заключение 41
  • Список литературы 43
  • Приложения 46
  • Введение

В настоящее время общепризнанным является понимание методики как теоретической и прикладной науки, предметом которой является научное обоснование целей, содержание обучения, а также научная разработка наиболее эффективных методов, приемов и форм обучения с учетом поставленных целей, содержания и конкретных условий обучения.

Эффективность системы обучения предмету в полной мере определяется тем, насколько последовательно она учитывает объективные закономерности, согласно которым происходит усвоение иностранного языка в учебных условиях, прежде всего во внеязыковой среде.

Умение хорошо излагать свой предмет, педагогическое мастерство учителя основаны на умении строить процесс обучения в соответствии с закономерностями этого процесса, с основными дидактическими принципами. Одним из таких принципов является принцип наглядности.

Закладывать и формировать лексические навыки у учащихся на уроках иностранного языка необходимо именно в начальной школе. Это обеспечит эффективное обучение в старших классах. Наиболее эффективным средством формирования лексических навыков у учащихся начальной школы является наглядность, так как у детей этого возраста преобладает наглядно-образное мышление, и всю информацию дети воспринимают не только на слух, но преимущественно образно. В методической литературе постоянно обсуждается проблема использования наглядности на уроках, когда и как надо использовать наглядность, в каких случаях применение наглядных пособий необходимо и полезно, а в каких ненужно и даже вредно.

Принцип наглядности рассматривается не как вспомогательный, а как один из основных принципов в обучении иностранному языку, ибо наглядность так же неотделима от обучения иностранному языку, как язык неотделим от реальности.

Наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает ученику усваивать язык более осмысленно и с большим интересом. Значение наглядности видят сейчас в том, что она мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям языком, расширяет объём воспринимаемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс обучения. Таким образом, формирование лексических навыков у младших школьников на уроках немецкого языка является актуальной проблемой в настоящее время, поэтому темой исследования является наглядность как средство формирования лексических навыков на уроках немецкого языка у учащихся 3-х классов. В методике обучения иностранным языкам подчеркивается важность формирования лексических навыков как очень важного умения, без овладения которым немыслимо общение на языке.

Актуальность этой проблемы и определило выбор темы работы.

Цель исследования: раскрыть влияние наглядности на формирование лексических навыков у учащихся 3-х классов на уроках немецкого языка.

Объект исследования: формирование лексических навыков у учащихся младшего школьного возраста.

Предмет исследования: использование наглядности как средства формирования лексических навыков у учащихся 3-х классов на уроках немецкого языка.

Гипотеза: наглядность будет эффективным средством формирования лексических навыков у учащихся 3-х классов на уроках немецкого языка, если учитель:

1. Будет применять разнообразные ее виды (предметную, картинную, схематическую);

2. Будет использовать наглядность на всех этапах формирования лексических навыков.

Задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть понятие лексического навыка в обучении иностранному языку.

2. Рассмотреть психологические особенности детей младшего школьного возраста на примере третьего класса.

3. Рассмотреть процесс формирования лексических навыков у учащихся начальной школы.

4. Проанализировать виды наглядности, используемые на уроках иностранного языка в начальной школе.

5. Выявить уровень сформированности лексических навыков по немецкому языку у учащихся 3-го класса.

6. Определить влияние использования наглядности на усвоение учащимися лексического материала на уроках иностранного языка;

7. Составить методические рекомендации для студентов по использованию наглядности с целью формирования лексических навыков.

Методологическая основа: психолого-педагогическая характеристика учащихся начальной и средней школы С.Л. Рубинштейна; труд Л.С. Выготского о развитии мышления и речи.

Методы исследования: теоретические: анализ научной и методической литературы; практические: диагностирование; интерпретационные: количественная и качественная обработка полученных результатов.

Практическая значимость: данная работа может быть использована студентами, обучающимися по дополнительной подготовке в области иностранного языка на педагогическом отделении при подготовке к семинарско-практическим занятиям, при прохождении пробной и преддипломной практики, а также учителями начальных классов.

Опытно-экспериментальная база: муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №20 города Абакана.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

1. Психолого-педагогические основы формирования лексических навыков на уроках иностранного языка у учащихся 3-х классов

1.1 Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Очень важно найти индивидуальный подход к каждому ученику, и этому могут способствовать постоянные контакты учителя иностранного языка с учителем начальной школы, с родителями и координация их действий.

В целом этот возраст является возрастом относительно спокойного и равномерного развития, во время которого происходит функциональное совершенствование мозга - развитие аналитико-синтетической функции его коры.

Учебная деятельность в этом возрасте становится ведущей, именно она определяет развитие всех психических функций младшего школьника: памяти, внимания, мышления, восприятия и воображения.

Младшие школьники общительны и эмоциональны. Внимание школьников привлекает все новое и неожиданное. Но нужно приучать их быть внимательными и по отношению к тому, что не является занимательным. Если этого не делать, то у детей вырабатывается привычка быть внимательными только к внешне привлекательному и у них не развиваются волевые качества личности [14, c. 256]. В дальнейшем они не смогут проявлять настойчивость, ставить перед собой цели и достигать их. При обучении младших школьников аудированию, говорению, чтению и письму важно ставить их в условия, требующие волевых усилий для сосредоточивания.

Управление вниманием школьников состоит:

· в использовании материала, интересного в содержательном плане;

· в обеспечении каждому ученику понимания / осознания смысла (мотивов и целей) предлагаемых заданий и упражнений;

· в обеспечении знания способа выполнения упражнений;

· в создании обстановки, располагающей к сосредоточенному труду и непринужденному общению.

Память младших школьников достаточно развита, однако легко и быстро дети запоминают то, что вызывает их эмоциональный отклик и отвечает их интересам. Поэтому рекомендуется организовать ознакомление детей с речевыми средствами общения и тренировку учащихся в употреблении лексического и грамматического материала в таких ситуациях, которые связаны с интересами и создают мотивы для общения и взаимодействия учащихся между собой [10, c. 192].

Вместе с тем нужно развивать у учащихся способность к сознательному управлению памятью, то есть специально обращать их внимание на то, что надо запомнить. Один из приемов осмысленного запоминания - смысловая группировка материала, например: группировка слов по правилам чтения, по тематической принадлежности, грамматических структур по значению, употреблению и формообразованию и т.д.

Умственные возможности детей 3-х классов довольно широки. У них развита способность к рассуждению, они могут делать выводы и умозаключения, анализировать предметы и явления, не прибегая к практическим действиям, что свидетельствует о развитии словесно-логического мышления. Эту способность учащихся следует использовать при обучении иностранному языку и развивать с помощью упражнений на доказательство суждений учителя и учащихся, на моделирование проблемных ситуаций, абстрактных схем для наполнения их конкретным содержанием.

Развитие памяти, внимания, мышления у младших школьников тесно связано с развитием их иноязычных способностей. Данные психические процессы являются основными компонентами иноязычных способностей.

Малоспособный к изучению иностранного языка ученик - это ученик, у которого слабо развиты память, мышление и внимание. Путь к развитию иноязычных способностей лежит через обучение школьника рациональным приемам учебной деятельности, тренировку его психических функций и использование принципа индивидуального подхода.

Е.И. Негневицкая и А.М. Шахнарович отмечают, что «есть более или менее способные к овладению языком в данных методических условиях». Поэтому можно попытаться свести число менее способных к минимуму, изменив эти условия»[19, с. 63]. Например, детям с более развитой зрительной памятью потребуется большее число упражнений для увеличения объема слуховой памяти, с одной стороны, и создание дополнительных зрительных опор для компенсации недостатка в развитии слуховой памяти - с другой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.