Рефераты. Научно-техническое творчество в системе технологической подготовки

2003 году сотрудниками кафедры совместно с областным Управлением образования и НГПУ разработано Положение о проведении областного конкурса-выставки творческих проектов учащихся в рамках работы образовательной выставки "УчСиб-2003".

В рамках начальной профессиональной подготовки сегодня все более актуальной становится модель "школа - лицей - колледж - вуз" при условии ее методического обеспечения. Совместная деятельность кафедры с областной методической службой, кафедрой среднего профессионального образования НИПКиПРО, вузами города позволяет выстраивать модели пошаговой подготовки в профессиональном становлении выпускников.

Немалое место в формировании технологических навыков и общего развития личности занимает система дополнительного образования, представленная в самостоятельных учреждениях, домах творчества и студиях. Интересен опыт работы руководителя творческой лаборатории декоративно-прикладного искусства "Ивушка", педагога Н.Н. Карповой, автора образовательной программы "Работа с природным материалом как средство формирования творческой личности ребенка", а также инвестиционного проекта "Каждый ребенок талантлив". Цель проекта - возрождение у детей и взрослых гордости за красоту Сибирского края через работу с природным материалом. Он способствует формированию у детей, имеющих проблемы со здоровьем, навыков коммуникативности и устойчивой мотивации к творчеству; создает условия одаренным детям для дальнейшего развития таланта. Реализация проекта решит проблему духовной и эмоциональной безопасности детей на занятиях декоративно-прикладным искусством, мотивации к творчеству в детских садах, общеобразовательных школах, детских домах, учреждениях дополнительного образования.

Одним из важнейших направлений содержательного аспекта образовательной области "Технология" является модуль "Графика-черчение". Творческая группа учителей, методистов кафедры под руководством научного сотрудника кафедры С.П. Шулятьевой разработала методическое сопровождение к данному модулю; подготовлены материалы для проведения экзамена по черчению (графике) в общеобразовательных школах города и области. В 2003 году в соавторстве с сотрудниками НГТУ С.П. Шулятьевой завершена работа над созданием адаптивной учебной программы "Графика" для профильного обучения учащихся 10 - 11 классов в образовательных учреждениях различного типа (средних общеобразовательных школах, учебных комбинатах, лицеях, педагогических колледжах). Программа реализует новые подходы к графической подготовке с точки зрения визуализации информации, позволяет решать проблемы формирования графической компетентности в курсе технологической подготовки учащихся.

Проблемы педагогической технологии и методики технологии преобразования материалов и энергий подробно изучаются доцентом кафедры С.А. Клеевым в сотрудничестве со старшим преподавателем О.В. Петровской. По данному направлению доцентом кафедры С.А. Клеевым разработано методическое пособие в помощь аттестующимся учителям "Педагогическая технология учителя". Информационные технологии - один из ведущих и проблемных модулей, позволяющий целостно трактовать содержание образовательной области "Технология". Только взаимодействие и совместные усилия всех звеньев системы образования в городе, области и регионе могут способствовать успешному внедрению в практику новых концептуальных подходов в технологической подготовке молодого человека к профессиональной деятельности, составляющей основу жизнедеятельности.

1.3 Научно-техническое творчество в общеобразовательной школе

В последнее время растет интерес психологов, педагогов и методистов к проблематике научно-технического творчества в образовательной деятельности [1,2]. Это вызвано объективной и осознаваемой обществом ролью развития творческого мышления в становлении личности и ее самореализации, необходимостью развития в человеке способности преодолевать проблемы на основе тех или иных (подчас - нестандартных) подходов и решений, действовать продуктивно с опорой на свой образовательный потенциал. Новое видение получает проблема раскрытия научно-технических творческих возможностей человека, от решения которой зависят условия его эффективной жизнедеятельности в интенсивно меняющемся мире. Иными словами, современная социально-экономическая, культурно-историческая ситуация требует развития творческого потенциала учащихся - ведь творчество - это наивысший уровень проявления способностей к тому или иному виду деятельности [3].

Последнее десятилетие двадцатого столетия ознаменовалось появлением личностно-ориентированных моделей обучения, призванных помочь учащимся в реализации их личностного научно-технического творческого потенциала. Идея придания образованию личностного созидательного характера находит отражение во взглядах авторов целого ряда современных философских, психологических и педагогических исследований проблем научно-технической творческой самореализации человека. Среди них - исследования психологии научно-технического творчества [4,5], творчески ориентированных образовательных систем [6], систем подготовки учителя к творческой деятельности [7]. Анализ этих работ указывает на необходимость разработки концепции образования, определяющей смысл образования человека через его творческую деятельность и включающей в себя систему педагогических условий, стимулирующих креативные проявления учащихся.

Поскольку постиндустриальное информационное общество, наряду с ускорением технико-информационного прогресса, переживает глубокий кризис идеалов и ценностей, преодоление которого предполагает выход за рамки экономических и рациональных соображений в область духовности и нравственности, одной из целей образования в современной школе должно явиться развитие потребности человека в духовном совершенствовании. Это, в свою очередь, предполагает движение от воспроизводящих к творческим видам деятельности.

Актуальность научно-технической творческой деятельности обосновывают и развивают в своих работах отечественные психологи: Д.Б. Богоявленская [8] (представление о творческой активности как личностной основе всех новаторов, независимо от рода деятельности), В.Н. Дружинин [9] (определение способности к творчеству как общей способности), В.П. Зинченко [10] (представление о творческом характере развития как главном принципе педагогики) и др.

Как известно, результатом и высшим проявлением духовной, идеальной деятельности человека, является гуманитарная культура. Именно ценностно-ориентационный, духовный уровень индивидуального и общественного бытия в ходе постепенной дифференциации целых областей духовно-практической деятельности обособился в совокупность специализированных сфер - гуманитарную культуру [11]. Игнорирование духовных оснований культуры, отказ от ее традиций особенно опасны в условиях непрерывного обновления всех элементов общественных структур, которые находят свое отражение в образовательном процессе. Следовательно, одним из важнейших условий совершенствования образовательной деятельности в целом и развития нравственно сформировавшейся личности в частности, является стимуляция творческой деятельности учащихся на уроках гуманитарного цикла.

Проблематика научно-технической творческой деятельности в педагогике связана с ответом на вопрос, можно ли обучать творчеству, а если можно, то с помощью каких методов. Исследователи [12, 13] полагают, что дети обладают творческими способностями, и задача педагога - создавать стимулы для конструктивной творческой деятельности, поощрять творческие проявления учеников. Ученые сходятся на том, что творческая деятельность проявляется и развивается в определенных условиях

Отдельного внимания, на наш взгляд, заслуживает рассмотрение особенностей творческой деятельности учащихся старшего школьного возраста, проявивших интерес к сфере гуманитарного знания [14]. Здесь мы сталкиваемся с недостаточной эффективностью предлагаемых сегодня способов деятельности на уроках гуманитарного цикла, базирующихся, в основном, на ретрансляции учащимся знаний и достижений, что не способствует индивидуальной творческой самореализации учащихся и приводит, в конечном счете, к развитию таких негативных явлений, как невостребованность творческого потенциала подрастающего поколения.

Особого внимания заслуживает проблема сопряжение творческой деятельности учащихся гуманитарных профильных классов с внедрением Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ), поскольку в современной версии ЕГЭ по литературе, недостаточное внимание, на наш взгляд, уделяется проверке наличия творческих способностей старшеклассников.

Выводы по первой главе

На основе приведенного выше материала по разработке и изготовлению декоративного камина можно сформировать вывод о том, что в целом, наблюдается противоречивая ситуация: с одной стороны - в задачи гуманитарного образования в старшей школе входит развитие творческой активности учащихся, что достигается посредством стимулирования творческой деятельности старшеклассников; с другой стороны - технология самостоятельной творческой деятельности учащихся остается неразработанной. Несмотря на обоснование необходимости творческой деятельности на уроках гуманитарного цикла, присутствующее в учебных программах по русскому языку, литературе, мировой художественной культуре, до сих пор отсутствует разработанная система педагогических условий, способствующих реализации творческой деятельности в гуманитарной сфере на практике.

Приведенные рассуждения послужили основанием постановки исследования, направленного на поиск педагогических условий стимулирования творческой деятельности учащихся старших классов (на примере дисциплин гуманитарного цикла). В рамках работы планируется:

исследовать возможности становления научно-технической творческой деятельности старшеклассников в рамках современной системы школьного образования,

определить типологию научно-технической творческой деятельности учащихся (на основе проявляемых ими интересов),

выявить условия, стимулирующие творческую деятельность школьников в старших гуманитарных классах.

Глава II. Педагогические условия научно-технического творчества в системе технологической подготовки

2.1 Содержание научно-технического творчества в общеобразовательной школе

Современные теории обучения ориентированы, в первую очередь, на приобретение умений конструирования целостной мировоззренческой картины бытия. Накопленный багаж знаний в предметно ориентированной системе образования становится зачастую невостребованным в новых рыночных отношениях. Поэтому возникла потребность реформирования сложившейся системы образования.

В концепции содержания образовательной области "Технология" в 12-летней школе отмечается, что новая образовательная область в системе общего образования представляет главенствующую составляющую общественной практики. Она качественно по-новому решает проблемы трудовой подготовки в новых социально-экономических условиях, с учетом тенденций технико-технологического развития современного общества и мирового опыта технологического образования. В своем содержании она выражает политехническую и функционально-прикладную составляющие всей общеобразовательной подготовки учащихся, предоставляя им возможность научиться осознанно применять в практической деятельности знания основ наук, обеспечивает преемственность перехода от общего к профессиональному образованию.

Основным педагогическим предназначением образовательной области "Технология" в системе общего образования является обеспечение эффективного социально-трудового становления школьника; формирование у него культуры труда; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; формирование гуманистически ориентированного природосообразного мировоззрения и преобразующего мышления.

Образовательная область "Технология" строится на практическом изучении распространенных технологий и является основой социально-трудового становления личности учащегося в системе общего образования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.