По каким признакам можно судить о наличии у учащихся познавательного интереса?
Наши наблюдения позволили выделить признаки интереса, его критерии, которые можно разделить на три группы:
- специфические для интереса особенности поведения учащихся в учебной деятельности на уроке;
- особенности поведения и деятельности учащихся, проявляющиеся вне уроков;
- особенности всего образа жизни учащихся, возникающие под влиянием интереса к той или иной деятельности.
Первую группу признаков (критериев) интереса характеризуют активное
включение в учебную деятельность, жадное восприятие познавательного материала, отсутствие отвлечений, преобладание непроизвольного внимания, возникновение вопросов в процессе учебной деятельности.
На интересном уроке учащиеся сидят не шелохнувшись, они обычно игнорируют даже помехи - не отвлекаются; при отсутствии же интереса отвлечения постоянны. Сосредоточенность может достигаться и при отсутствии интереса - усилием воли, если это нужно; при интересе не нужно усилие воли, чтобы отвлечься от интересующего вопроса.
Желание как можно дольше заниматься данным предметом, нежелание прекратить занятие, урок также очень показательны для интереса. С разочарованием учащиеся встречают звонок, прерывающий интересный урок.
При восприятии заинтересовавшего материала ученик как бы соучаствует в ходе его изложения, сопереживает ход рассуждений учителя и нередко даёт об этом знать: нет-нет да и вставит вопрос или как-то еще выразит своё отношение [9].
Важнейший критерий возникшего познавательного интереса - появление вопросов в процессе учебной деятельности. Не обязательно такие вопросы задаются вслух. В разных возрастах и на разных уровнях развития этот признак проявляется по-разному. Любознательный дошкольник, младший школьник засыпает вопросами родных и учителей. Подросток чаще всего задаёт вопросы книге и в ней ищет интересующие его ответы. Взрослый задаёт вопросы самому себе, ставит перед собой научную проблему и выясняет её экспериментально или теоретически.
Страницы: 1, 2, 3, 4