Рефераты. Нестандартные формы организации обучения в процессе преподавания истории в 8 классе

В процессе игры ребёнка осуществляется жизненный баланс между ним и взрослым человеком. В повседневной жизни взрослый почти всегда выступает в качестве субъекта: воспитывающего, ведущего. Ребёнок, соответственно, объект: воспитуемый, обучаемый, ведомый. Это становится стереотипом отношений, который маленький человек не в силах изменить. В силу сложившихся стереотипных взаимоотношений со взрослым, ребёнок, являющийся объектом и субъектом одновременно, не всегда может проявить свою субъективную сущность. В игре же он решает эту проблему, создавая собственную реальность, творя свой мир. [3]

Остановимся на наиболее важных, на наш взгляд, психолого-педагогических возможностях, которые могут быть использованы на уроках истории.

Во-первых, и это отмечалось многими исследователями, игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем в обычной учебной деятельности. Ф. И. Фракина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые подростки участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие - чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т. п.

Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.

Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую ситуацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.

В зависимости от целей урока, его содержания, знаний учащихся, применяемых методов и приемов обучения. К.Д. Ушинский указывал: «На первоначальной стадии обучение должно сочетаться с занимательностью, либо в своем содержании, либо в своей форме. Злоупотребление развращает учеников, поэтому все должно быть использовано в меру» [21]. Занимательный материал можно использовать на всех этапах урока: при опросе, при изучении нового материала, когда требуется в обобщенной форме выявить полученные на уроках знания и умения школьников. Много игр можно использовать с целью проверки знаний детей по кратной характеристике объектов и явлений.

Оживить опрос и активизировать в его процессе работу учащихся могут занимательные формы проверки усвоения фактического материала. В их числе - кроссворды. Они не оставляют равнодушными школьников любого возраста. В игре каждый хочет быть победителем! Однако выигрывают те учащиеся, которые быстрее могут воспроизвести изученный материал. Педагогически важным является использование таких кроссвордов, которые составлены на базе основного материала, с зашифрованными терминами и понятиями. Таким образом, кроссворды представляют собой разновидность учебно-дидактического материала, способствующего эффективности обучения. Практика работы с кроссвордами на уроках подтверждает целесообразность включения их в арсенал приемов, активизирующих познавательную деятельность учащихся при изучении курса истории.

Игра на уроке истории -- это актив-ная форма учебного занятия, в ходе ко-торого моделируется определенная си-туация прошлого или настоящего, «ожи-вают» и действуют люди, участники ис-торической драмы. Цель игры -- созда-ние игрового состояния, специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности.

Игра заставляет ребенка перевопло-титься в исторический персонаж. Он стоит перед своего рода необходимос-тью «прыгнуть выше себя», занять по-ложение взрослого, жившего в ином ис-торическом времени и пространстве. Школьники моделируют историческую реальность через «вживание» в мысли, чувства, переживания своих героев. Знания, приобретаемые ими, становят-ся личностно значимыми, эмоционально окрашенными. Ученик мобилизует все свои знания и умения, осваивает новые, развивает способность к эмпатии.

Методисты давно выделили два важнейших признака учебной истори-ческой игры: наличие прямой речи (диалога) участников и воображаемой ситуации в прошлом или настоящем (последнем случае -- для обсуждения прошлого).

Не останавливаясь подробно на раз-личных классификациях учебных игр, рассмотрим их основные виды.

Деловые игры

Деловая игра моделирует ситуацию прошлого таким образом, что ученик выступает в ней только в роли нашего современника (археолога, писателя, журналиста, любителя истории, потом-ка исторического персонажа).

Выделяют два подвида деловых игр -- игры-обсуждения и игры-ис-следования.

В процессе игры-обсуждения воссоз-дается воображаемая ситуация нашего времени -- диспут, симпозиум, «круг-лый стол», телемост, киносъемка, теле-передача и др. В своей обучающей осно-ве такие игры очень близки к дискусси-ям, целиком строятся на учебном диало-ге. Как правило, они ориентированы на импровизацию, хотя обязательно имеют определенную программу, план.

Так, на уроке-киностудии три «ре-жиссера» создают свои творческие объ-единения, подбирают «сценаристов», «звукооператоров», «дикторов», «акте-ров». Учащиеся получают задание по-знакомиться с литературой по пробле-ме, определить жанр фильма, написать сценарий, создать иллюстрации, подо-брать музыку, подготовить афишу. Це-лесообразно рассказать школьникам о возможных жанрах фильма: докумен-тальный фильм-хроника, основанный на воспроизведении хода событий; ху-дожественный фильм-воспоминание на документальной основе (по мемуарам и иным источникам); художественный фильм-диалог, построенный как беседы участников событий; фильм-экраниза-ция литературного произведения.

Игра-исследование строится на вооб-ражаемой ситуации, возникающей в на-ши дни. В отличие от игры-обсуждения она основана на индивидуальной дея-тельности ее «героя», который пишет очерк, письмо, школьный учебник, фрагмент книги, статью в газету, науч-ный доклад.

Задания в такой игре могут быть очень разнообразными, но все они предполагают использование учеником ранее полученных знаний и творческий подход к выполнению задания.

Прокомментируйте название главы .

Сопоставьте документ с вашими собственными знаниями об этом периоде. Выска-жите мнение о роли школьного учебника ис-тории в идеологическом влиянии на общест-во. Подтвердите его текстом.

3. Как соотносятся реальные события, происходившие в стране, и их отражение в учебнике?

4. Напишите собственный вариант дан-ной главы.

Ретроспективные игры

Наряду с термином «ретроспектив-ные игры» используется также термин «реконструктивные игры». В ходе та-ких игр моделируется ситуация, ставя-щая учащихся в позицию очевидцев и участников событий прошлого. Каж-дый ученик получает роль представи-теля определенной общественной группы или исторической личности. Главные признаки ретроспективной игры -- эффект присутствия и следо-вание принципу исторической беллет-ристики («так могло быть»).

Школьник, как правило, придумыва-ет имя, факты биографии, профессию, социальное положение своего героя, в некоторых случаях готовит костюм, про-думывает внешний облик. Он должен иметь представление о характере, чув-ствах, мыслях и взглядах персонажа.

Ретроспективные игры помогают ученику «вжиться» в историческое вре-мя, почувствовать колорит эпохи. Уви-деть конкретных людей с их миропони-манием и поступками, «на некоторое время стать умнее, смелее, благороднее, справедливее ».

И.В. Кучерук предлагает все ретро-спективные игры разделить на несколь-ко подвидов:

1) формально-реконструктивные иг-ры, иллюстрирующие исторические со-бытия, документально воссоздающие обстановку определенной исторической эпохи (другое название -- театрализованные представления);

2) формально-конструктивные игры, при которых в сюжет и уста «очевид-цев» событий вкладываются их собст-венные оценки, учитывающие их жиз-ненный опыт, опыт исторического развития (эти игры называют также теат-рализованными);

3) неформально-конструктивные иг-ры, которые могут отступить от четкого сюжета и регламента, дают простор во-ображению и творческой деятельности участников (другое название -- ролевые игры дискуссионного характера).

С учетом современного опыта прове-дения ретроспективных игр в данную классификацию необходимо внести уточнения. Их можно условно разде-лить на ролевые и неролевые.

Неролевые игры близки к играм с внешними правилами, но они воссоздают историческое прошлое, их действие про-исходит в далекую эпоху. Целесообразно различать подвиды неролевых игр.

Конкурсные игры моделируют ситуацию прошлого, в которой люди оп-ределенной эпохи демонстрируют свое мастерство, достижения, смекалку. Учитель получает возможность прове-рить знания учащихся, а участники иг-ры -- применить эти знания. Соревно-вательный дух игры «зажигает» ребят, резко повышает мотивацию к познанию прошлого. Таковы, например, «Олим-пийские игры в Древней Греции», «Го-род мастеров» (о средневековом городе), «На ярмарку в Шампань» (о средневе-ковой торговле), «Европейцы в Новом Свете» (о Великих географических от-крытиях) и др.

Маршрутные игры (воображае-мое путешествие, заочная экскурсия) -- это особая форма урока, когда учащие-ся переносятся в прошлое и «путешест-вуют» в определенной пространствен-ной среде (прогулка по древнему горо-ду, плавание по реке, полет на хронолете и пр.). Они четко определяют геогра-фические контуры исторической дейст-вительности, намечают маршрут, при-думывают остановки, фрагменты бесед (интервью) с людьми, которых они «встречают» в путешествии.

Особенность этих игр состоит в том, что учащиеся не получают очевидных для них ролей. Если эти роли им пред-лагаются, то игра приобретает черты ролевой и неролевой одновременно.

Ролевые игры основаны на разыгры-вании определенных ролей участников исторических событии в воображаемой ситуации прошлого. Принято выделять несколько подвидов ролевых игр.

Театрализованные пред-ставления имеют четко прописан-ный сценарий, воссоздают различные образы и картины прошлого, предпола-гают наличие костюмов и декораций. Смысл состоит не только в «оживлении» прошлого, но и в последующем обсуж-дении разыгранных сцен в классе. Здесь важны ассоциации, когда дети распоз-нают время и место действия, историче-ские явления, представителей различ-ных социальных слоев.

Театрализованные игры от-личаются тем, что тексты персонажей не прописаны заранее, а рождаются в процессе игры. Здесь больше импрови-зации, но «осовременивание» прошлого не допускается, игра должна восстанав-ливать реальную историческую эпоху. Сценарий или программа игры задают ее общий ход. В театрализованной игре, в отличие от представления, могут уча-ствовать все ученики данного класса.

В основе проблемно-дискусси-онной игры лежит воображаемая си-туация прошлого, но действие строится не по сценарию, а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы (дискус-сия участников). Роль учителя сводится к постановке проблемы и промежуточ-ных вопросов, распределению ролей. Результат игры заранее не предопреде-ляется, может быть предложено не-сколько решений или не принято ни од-ного. Главное в игре -- участие каждого ученика в обсуждении проблемы.

Деловые игры с элементами ретроспективности

В играх такого рода участвуют как на-ши современники, так и «очевидцы собы-тий», которые встречаются для обсужде-ния важных вопросов, ведут диалог о прошлом. «Очевидцы» могут участвовать в современных формах общения -- теле-мостах, митингах, пресс-конференциях, судах, клубах путешественников и др. Модернизация исторической действи-тельности в данном случае оправдывает-ся тем, что игра позволяет одновременно решать две задачи: оценивание событий и их реконструкции.

Тренинговые игры

Приведенная выше классификация исторических игр основана на трех главных критериях:

характер ролей участников;

условия воображаемой ситуации;

жесткость сценария,

соотношение «заданности» и импровизации в дея-тельности участников.

Существуют также игры с внешними (жесткими) правилами и игры, основан-ные на алгоритме деятельности. Их на-зывают тренинговыми. Таковы настоль-ные игры (лото, домино, поле чудес); ре-бусы, кроссворды, шарады, головолом-ки; сюжетные игры («неотосланная де-пеша», расшифровка иероглифов, текс-ты с ошибками и др.).

Участники игры

Учитель может участвовать в игре в следующих игровых ролях:

-- инструктора, объясняющего пра-вила игры и последствия игровых дей-ствий;

судьи, поддерживающего ход иг-ры, контролирующего соблюдение пра-вил, оценивающего деятельность школь-ников;

тренера, дающего задания, под-сказывающего, как поступить в той или иной ситуации, подбадривающего уча-стников, поддерживающего игру;

председателя (ведущего), дающе-го импульс к игре, регулирующего весь ее ход, подводящего итоги и сопоставля-ющего моделируемую ситуацию с ре-альной.

Роли учащихся: актеры; зрители; эксперты.

Актеры принимают участие в сце-нах, произносят тексты ролей, создают образы персонажей, взаимодействуют со зрителями, отвечают на вопросы и защищают свою позицию.

Зрители изучают дополнительную литературу, выполняют задания, уча-ствуют в обсуждении, выражают свое отношение к происходящему, соотно-сят театральные образы с собственной системой ценностей, мысленно создают свой план игры, ставят себя на место актеров.

Эксперты анализируют игру, срав-нивают моделируемую ситуацию с ре-альной, оценивают игру актеров. По хо-ду игры они делают записи, создают карточки анализа. В конце игры они вы-ступают с результатами экспертизы, выставляют оценки участникам, отме-чают наиболее и наименее удачные мо-менты, обращают внимание на поведе-ние персонажей, адекватность реакции зрителей. Каждому участнику игры выдается памятка о порядке участи в игре (см. Приложение 1).

Основные этапы игры

Подготовительный этап. Предше-ствует уроку-игре. Готовятся замысел и стратегия игры, пишутся сценарий, план, проводится инструктаж, готовит-ся реквизит. Учитель объясняет игро-вую задачу, распределяет роли, дает дополнительную литературу, составля-ет опережающие задания, проводит ин-дивидуальные консультации, вносит коррективы в сценарий.

Вводный этап. Проводится в нача-ле урока. Учитель вновь объясняет классу задачи и возможности игры, роль участников, формулирует позна-вательное задание, создает игровой настрой.

Игровой этап. Игра в собственном смысле слова. Роли учащихся и учителя описаны выше.

Оценочный этап. Проводится в за-вершение игры. Включает в себя анализ игры, оценку и самооценку участников, результативность их игровых действий. Особо рассматривается вопрос о соот-ветствии моделируемой ситуации ре-альной. Учитель предоставляет слово экспертам, раздает карточки для ана-лиза игры. Уместно провести блиц-интервью и анкетирование (см. Приложение 1.)

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.