Задания подготовительного этапа.
За две-три недели учитель сообщает тему урока и форму его проведения.
Распределяются роли: прокурора, свидетелей, адвоката, присяжных, судьи, секретаря, журналистов, зрителей с учетом интеллектуальных способностей учеников и их желаний и придерживаться главного - добровольности.
· Определяются их функции.
· Готовится соответствующая атрибутика.
· Предлагается дополнительная литература для чтения.
· Обговариваются выступления учеников судебного процесса.
Роли прокурора и адвокатов очень ответственны, и поэтому следует назначить на них лучших подготовленных учеников. Учет желаний учеников не следует превращать в анархию и бесконтрольность. Роль руководящего может использовать сам учитель или наилучший подготовленный ученик.
Тема урока-суда должна быть поставлена как проблема для обсуждения.
Выступления прокурора и адвоката должны содержать полную процессуальную терминологию и исполнять образовательное задание: раскрыть основные положения урока и сформировать позиции объяснения и аргументы защиты. В основе должны лежать только достоверные и проверенные факты.
В ходе подготовке ученики должны обрабатывать дополнительную литературу, отбирать необходимые материалы, свидетели на такой урок должны подготовить дополнительный информационный материал, который должен дополнить выступления прокурора или адвоката.
Журналисты должны подготовить серию вопросов к сторонам судебного процесса, которые детализировали бы факты или выяснения события.
Присяжные готовятся к обобщению, которое показывает их личное отношение к проблеме, которая будет обговариваться.
К организации урока - суда целесообразно привлечь весь класс и распределить роли не индивидуально, а по рабочим группам.
Каждый член группы должен выполнить определенные задания или на подготовительном этапе или в ходе выполнения домашнего задания.
На подготовительном этапе важная роль принадлежит учителю, который должен выступить организатором урока - игры, ее режиссером, критиком, актером - дублером. Поэтому учитель должен контролировать ситуацию в рабочих группах, проверять ступень подготовки, пояснять и консультировать, корректировать познавательные задания. Необходимо, чтоб на этом этапе ученикам были созданы условия для творчества. Важно чтоб подготовка не превратилась на простое зазубривание ролей, которые были подготовлены самим учителем. Коляда И. Урок суд, как вид инновационных учебных занятий. //История Украины, №33-34, 2002. - С. 16
Проводить суд - урок следует на спаренном уроке.
Основной этап урока - суда
Он тоже состоит из нескольких этапов.
Урок начинается со вступительного слова руководителя. В своем слове судья может охарактеризовать, в общем, историческую ситуацию, подчеркнуть основные вопросы, которые будут обговариваться во время заседания, ознакомить участников с регламентом и порядком ведения процесса.
Вторым этапом будут выступления прокурора и адвоката. В своем выступлении прокурор должен внести положения, объявления, которые он может донести в ходе слушания; адвокат говорит про свои намерения опровергнуть обвинения прокурора.
Третий этап - слушание свидетелей, или проведение перекрестного допроса обвиняемого.
Выслушать присяжных - это четвертый этап. Они могут иметь эмоциональный характер, с изложением собственного взгляда. Важно, чтобы свои взгляды присяжные аргументировали. Также, они смогут сделать полные рецензии на выступления прокурора и свидетелей.
Следующий этап - это вынесение судебного вердикта. Это независимое суждение, которое не только осветило личностную позицию судьи, но и представляло бы собой аргументированный взгляд на проблему, и те оценки вопроса, которые существуют в современной истории.
Последним этапом может быть участие журналистов, которые зададут серию вопросов участникам процесса.
Завершающий этап.
Предусматривает оглашение домашнего задания (написать репортажи "из зала заседания", или составить интервью с участниками процесса.
На этом этапе учитель должен подытожить результаты проведения урока, оценить достижения учеников, указать на недостатки. Важно, чтоб в обсуждении взяли участие и сами ученики, высказывая свои впечатления, от организации и проведения такого урока.
Оценки должны иметь стимулирующий характер и соответствовать высокому уровню оценивания достижений ученика. Коляда И. Урок суд, как вид инновационных учебных занятий. //История Украины, №33-34, 2002. - С. 17-18.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6