"Свободное же воспитание" базировалось только на возбуждении интереса детей, игнорировало то, что в жизни и деятельности человека не все может быть интересным и потому нужно приучать детей исполнять и "неинтересную" работу и преодолевать различные соблазны и нездоровые влечения.
Вот почему с давних времен многие прогрессивные педагоги по вопросам формирования дисциплинированности учащихся придерживались третьего направления -- гуманистического. Такие идеи, в частности, высказывали Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский и другие педагоги. Они считали, что дисциплинированность растущей личности есть очень сложный феномен, в основе которого в органическом единстве выступают ее сознание, чувства, а также навыки и привычки поведения и в котором сочетаются и хорошее понимание правил поведения, и переживание своих обязанностей, и внутреннее стремление к их добросовестному соблюдению, и способность преодолевать различные препятствия, которые возникают на этом пути.
Структурная сложность данного качества сама по себе исключает использование только какого-то одного подхода к его формированию -- авторитарного или основанного на невмешательстве в детское поведение. Процесс этот требует и развития сознательности учащихся, и гуманного отношения к ним, и тактичной требовательности, и систематических упражнений (приучения) к соблюдению правил поведения. Именно это направление и стало определяющим в воспитании у школьников дисциплинированности и культуры поведения.[4]
§4.3 Формирование у учащихся потребности в соблюдении правил дисциплины и культуры поведения
Как и воспитание любого личностного качества, формирование дисциплинированности и культуры поведения базируется на потребности учащихся в нравственном росте. Для этого учителя и классные руководители должны создавать такие педагогические ситуации, в которых школьники переживали бы внутренние противоречия между имеющимся и необходимым уровнем дисциплины и стремились к ее улучшению. В этих целях можно использовать целую систему методических приемов.
Прежде всего в школе необходимо поддерживать высокую санитарно-гигиеническую культуру и образцовый внутренний порядок. Чистота и уют в коридорах, классных помещениях и учебных кабинетах, их хорошая освещенность и художественное оформление - все это благоприятно влияет на поведение учащихся, побуждает их не проходить мимо брошенной на пол бумажки, следить за своим внешним видом.
Очень важно обеспечить подобный режим с первых дней учебного года. Нужно, чтобы к началу занятий школа была хорошо отремонтирована и поражала учащихся чистотой, порядком, эстетичным оформлением. Это придает не только торжественность и значимость началу учебного года, но и оказывает большое дисциплинирующее влияние на школьников, на их чувства и сознание.
Немаловажное значение имеет то, чтобы с первых дней занятий было четко организовано дежурство учителей и самих учащихся, продуманы меры поддержания порядка и дисциплины во время перемен, игры на свежем воздухе, хорошее проветривание классов и т.д. В отдельных школах предусматривается все до мелочей.
Большую роль в возбуждении потребности в выработке дисциплинированности и культуры поведения играет тактичное предъявление требований к учащимся в начале учебного года. Здесь же необходимо подчеркнуть, что требования в этом случае служат средством напоминания правил поведения и обостряют у учащихся переживания внутренних противоречий между имеющимися недостатками в их поведении и правилами, вытекающими из их школьных обязанностей.
Сильнейшее дисциплинирующее влияние на учащихся оказывает увлекательная и содержательная организация учебной работы, умелая активизация их познавательной деятельности и установление благожелательных отношений с учителями. В этом смысле полностью сохраняет свое значение педагогическое положение о том, что дисциплина в школе воспитывается путем установления стройного порядка в учебной работе, ее высоким качеством и умелой организацией досуга детей, а также благожелательными отношениями между педагогами и учащимися. Дети чаще всего допускают шалости на малосодержательных и плохо организованных уроках, и именно в этих случаях учителю приходится прибегать к мерам внешнего дисциплинирования -- замечаниям, записям в дневниках и т.д.
В оперативном плане, если назрела острая необходимость в укреплении дисциплины и порядка в школе или отдельном классе, потребность учащихся в улучшении поведения можно вызвать путем анализа допускаемых ими недостатков и постановки задач по их неотложной ликвидации. Такие задачи ставят учителя и классные руководители, если, например, нужно срочно обратить внимание школьников на поддержание чистоты в школе или улучшить их отношение к общественно полезному труду и т.д.
Если рассмотренные меры -- образцовый санитарно-гигиенический порядок в школе, правильная организация поведения учащихся с первых дней учебного года, умелое предъявление к ним педагогических требований и содержательное осуществление учебных занятий -- используются достаточно умело и комлексно, они создают действенные предпосылки для воспитания у школьников потребности в соблюдении правил поведения и внутреннего распорядка.[4]
§4.4 Воспитание сознательного отношения к соблюдению установленных в школе правил поведения и внутреннего распорядка
Органической частью формирования дисциплинированности и культуры поведения является воспитание у учащихся понимания и сознательного отношения к выполнению своих школьных обязанностей и правил внутреннего распорядка. Решающую роль здесь играет проведение содержательной разъяснительной работы и организация познавательной деятельности учащихся по осмыслению правил дисциплины и культуры поведения. Эта работа должна осуществляться во всей системе обучения и внеклассных занятий.
Обучение дисциплинирует учащихся прежде всего тем, что оно развивает их интеллектуальный кругозор, повышает моральную сознательность и способствует усвоению норм и правил поведения. Большое значение в этом имеет содержание изучаемого материала. В этой связи важно подчеркивать и добиваться глубокого усвоения тех аспектов основ наук, в которых раскрываются принципы морали
и дисциплины для достижения успеха в любой работе и укрепления чувства собственного достоинства. Изучение каждого предмета дает возможность учителям разъяснять правила поведения и их влияние на успеваемость учащихся.
Значительная работа в этом направлении должна проводиться учителями и классными руководителями во внеурочное время. Содержанием и основными формами такой работы должны быть следующие.
Большое место занимает разъяснение правил поведения. С этой целью в школах проводятся беседы и классные часы. Тематика их носит двухплановый характер. Так, в начале учебного года в основном раскрывается содержание правил поведения учащихся в целом.
Но чтобы правила поведения оказывали действенное регулятивное влияние на дисциплину учащихся и способствовали их воспитанию, они должны быть усвоены на понятном уровне и доведены до моральных убеждений. Естественно, что воспитательной работе в этом случае необходимо придавать более конкретный характер. Ее тематика должна предусматривать глубокое разъяснение важнейших вопросов поведения учащихся и способствовать формированию у них соответствующих понятий.
Усвоение правил и требований дисциплины создает соответствующие психологические установки в поведении, позволяет учащимся сравнивать свои действия и поступки с моральными нормами, способствует формированию у них взглядов и 5гбеждений, которые и определяют нравственное сознание как важнейший элемент дисциплинированности.[4]
§4.5 Выработка у учащихся умений и навыков дисциплинированного поведения. Воспитание культуры поведения
Воспитание практической стороны дисциплинированности и культуры поведения требует умелой и систематической организации упражнений "в правильном поступке". Все это обусловливает необходимость широкого использования метода упражнений (приучения) в системе обучения и внеклассных занятий. Остановимся на наиболее распространенных из этих упражнений.
Большое значение имеет, прежде всего, четкое начало занятий. Нельзя начинать урок, пока в классе не установится должный порядок и не будет привлечено внимание учащихся к работе. Если же учащиеся чем-либо взбудоражены или не успокоились сразу после перемены, для установления дисциплины необходимо применять специальные педагогические приемы, чтобы настроить их к работе (о них шла речь в главе об уроке).
Исключительно важно, чтобы учитель перед началом занятий обратил внимание на чистоту в классе, на наличие мела у доски и нужных учебных пособий, а в необходимых случаях предложил закрыть учебники или приготовить тетради и ручки для письма. Нет ничего хуже для дисциплины, как суетливость и неорганизованность самого учителя в классе.
На уроках необходимо организовывать упражнения и приучать учащихся бесшумно занимать свое место за партой после перемены, правильно сидеть, соблюдать тишину, поднимать руку при желании ответить на поставленный вопрос или обратиться к учителю, красиво и стройно стоять у доски, не отвлекаться от занятий и т.д. Ну, а если иной раз возникает, как говорят, "рабочий шумок", опять полезно прибегать к тренировке и, например, предложить учащимся провести "минутку тишины". Нужно также упражнять школьников бесшумно выходить из класса после окончания урока, спокойно вести себя на переменах и т.д. Необходимо подчеркнуть, что метод упражнений (приучения) является весьма действенным средством воспитания дисциплины и культуры поведения учащихся в процессе обучения. Но эти упражнения необходимо сопровождать краткими пояснениями и беседами об их целесообразности и важности. Особенно широкое применение подобная методика должна находить в начальных и средних классах.
Приучение к дисциплине на занятиях осуществляется с помощью дидактических методов и приемов поддержания внимания учащихся, активизации их познавательной деятельности и возбуждения интереса к учению. Увлеченный учебной работой, школьник сосредоточивается на овладении знаниями, постепенно привыкает к порядку и начинает сам активно бороться со всеми помехами, отвлекающими от занятий.
Если в классе обнаруживается, что учащиеся плохо справляются с выполнением домашних заданий, с ними полезно проводить практические занятия с целью приучения к соблюдению правил умственного труда. Участвуя в этих занятиях, школьники глубже усваивают материал, лучше отвечают на уроке и на собственном опыте убеждаются, насколько эффективнее оказывается учебная работа, если придерживаться необходимых правил.
Не меньшее значение имеют упражнения и для организации поведения учащихся на переменах, а также при проведении внеклассной работы. В некоторых школах для этого используют дежурство школьников. В начале учебного дня дежурные занимают свои посты у входа в школу, у гардероба, в коридорах и классах и следят за порядком и дисциплиной. При виде дежурного учащиеся не нарушают порядка у гардероба, не бросают на пол бумажки, не проявляют излишней резвости и постепенно приучаются соблюдать чистоту, порядок и аккуратность, шлифуют культуру своего поведения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7