§6.2 Основные средства и методы физического воспитания
Формирование у учащихся физической культуры и решение основных задач физического воспитания требуют использования разнообразных средств и методов физического развития учащихся. К средствам физического воспитания относятся:
а) естественные силы природы: солнце, воздух и вода;
б) режим питания, труда и отдыха;
в) утренняя гимнастика;
г) уроки физической культуры;
д) разнообразные формы внеклассной спортивно-массовой работы: гимнастика, спортивные игры, туризм.
Педагогическая эффективность всех этих средств определяется двумя условиями: комплексным их использованием и применением всего разнообразия методов физического воспитания.
В процессе физического воспитания в качестве основного метода выступают физические упражнения, или физическая тренировка. Диапазон применения физических упражнений (тренировки) исключительно широк, начиная от приучения детей к опрятности и чистоте и кончая развитием физических способностей в беге, гимнастике, тяжелой атлетике и т.д. Когда учащиеся приучаются к соблюдению режима дня, к пребыванию на солнце и свежем воздухе, к купанию и участию в различных спортивно-массовых мероприятиях, состязаниях и т.д., все это так или иначе связано с физическими упражнениями и тренировкой. Без специальных упражнений нельзя выработать ловкости, развить физические силы, научить учащихся выполнению различных гимнастических фигур и т.д. Участие в спортивных соревнованиях, в занятиях спортивных секций и туристических походах - это тоже не что иное, как своеобразное проявление метода физических упражнений.
Однако эффективность физических упражнений во многом зависит от желания и активного отношения учащихся к их выполнению. Когда ученик проявляет сознательное стремление и мобилизует волевые усилия на укрепление и совершенствование своих физических сил и способностей, его физическое развитие будет происходить более успешно. К тому же физическое воспитание не сводится лишь к физическому развитию и укреплению здоровья, оно охватывает также формирование потребности в повышении физической культуры в целом и разумного отношения к организации труда и отдыха. Поэтому большое значение в физическом воспитании учащихся имеют методы убеждения (разъяснения) и положительного примера. Эти методы используются прежде всего в процессе организации физических упражнений (тренировок) учащихся и спортивно-массовых мероприятий в школе. С их помощью разъясняются значение физических упражнений в развитии человека, их психологические основы, а также техника их выполнения. Примеры из жизни выдающихся людей, известных спортсменов, а также лучших учащихся и самих учителей служат предметом подражания школьников в процессе занятий физической культурой. Эти методы широко используются при проведении школьных вечеров, бесед, докладов и лекций на спортивные темы, а также в процессе индивидуальной разъяснительной работы с учащимися по вопросам физического воспитания.
Важное стимулирующее значение в физическом воспитании имеют методы одобрения и осуждения, а также контроль за выполнением санитарно гигиенического режима, участием в спортивно-массовой работе и разнообразных оздоровительных мероприятиях.[1]
§6.3 Внеклассная работа по физическому воспитанию
Система внеклассных мероприятий по физическому воспитанию учащихся должна находиться в тесной связи с той работой, которая проводится в процессе учебных занятий. Однако ее возможности в этом отношении гораздо шире. В общепедагогическом плане во внеклассной работе по физическому воспитанию можно выделить ряд направлений.
Одно из этих направлений включает в себя расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих умений и навыков. Необходимо, чтобы в плановом порядке учителя, классные руководители и медицинские работники проводили с учащимися беседы о значении правильного режима дня, о гигиене тела, о способах закаливания и укрепления физических сил и здоровья человека. В средних и старших классах отдельно с мальчиками и девочками проводится разъяснительная работа по половому воспитанию и нравственных основах интимных чувств. Тематика санитарно-гигиенического просвещения включает также вопросы популяризации физической культуры и спорта, и в частности организацию встреч со спортсменами, проведение бесед, докладов и лекций о развитии массового физкультурного движения, о важнейших событиях спортивной жизни, о влиянии физкультуры и спорта на повышение работоспособности человека, совершенствование его нравственного и эстетического развития.
Важным направлением внеклассной работы по физическому воспитанию является использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для укрепления здоровья учащихся. С этой целью в школах проводятся прогулки и экскурсии в природу, организуются походы по родному краю, игры на местности и т.д.
Все эти мероприятия обычно совмещаются с решением учебно-воспитательных задач. Так, походы по родному краю используются как средство краеведения и патриотического воспитания, а также для расширения знаний по ботанике, зоологии, географии и т.д. То же самое относится и к другим внеклассным мероприятиям.
В системе внеклассной работы большое значение имеет спортивное совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физкультуры и спорта. Эта задача решается с помощью организации работы спортивных секций по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике и т.д. Занятия спортивных секций проводятся преподавателями физкультуры по плану спортивно-массовой работы школы.
Существенным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе. К ним относятся спортивные праздники, школьные спартакиады, соревнования, вечера и т.д. Эти мероприятия не только возбуждают интерес к физкультуре и спорту, но и позволяют вовлекать учащихся в спортивно-массовую работу.
Наконец, большое значение в физическом развитии учащихся имеет организация их систематической трудовой деятельности, которая связана с затратой мускульной энергии, физической тренировкой и пребыванием на свежем воздухе.
Таким образом, правильно осуществляемая система внеклассных мероприятий по физическому воспитанию включает в себя как массовое вовлечение учащихся в разнообразные формы занятий физкультурой и спортом, так и индивидуальную работу с ними.[1]
Глава 7.ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
§7.1 Формирование у учащихся мировоззрения как важнейшая воспитательная задача школы
Более обобщенным и высшим уровнем отношении личности к окружающему миру и действенным регулятором ее поведения и деятельности является мировоззрение. Оно включает в себя и интегрирует все названные отношения и выступает в качестве определяющего фактора личностного развития и формирования человека. Вот почему вопросы формирования мировоззрения учащихся выступают как важнейшая воспитательная задача школы.
Надо, однако, более детально уяснить, какую роль играет мировоззрение в жизни и поведении человека и почему оно является важнейшей проблемой школьного воспитания. Многие примеры и факты из жизни выдающихся людей свидетельствуют о том, что мировоззрение не только оказывает действенное влияние на духовное и нравственное развитие человека, но и помогает ему проявлять стойкость и мужество в различных жизненных обстоятельствах, невзгодах и трудностях.
Немало образцов стойкости и непреклонности в своей вере проявляли и представители религиозного мировоззрения.
Подобных примеров в истории множество. Они дают не только широкое представление об огромном влиянии мировоззрения на действия и поступки людей, но и позволяют определить его важнейшие функции. К этим функциям относятся: информационно-отражательная, ориентационно-регулятивная и оценочная.
Информационно-отражательная функция мировоззрения связана с определенным восприятием явлений и событий окружающего мира и их отражением в сознании человека в соответствии с его мировоззрением. Мировоззрение выполняет роль призмы, через которую преломляются все внешние воздействия. Так, например, человек с религиозным мировоззрением считает, что все явления природы и общественной жизни определяются какими-то высшими божественными силами. Человек же с научным мировоззрением при оценке всех явлений исходит из принципа детерминизма, то есть ищет те материальные и социальные причины, которыми эти явления обусловливаются.
Ориентационно-регулятивная функция мировоззрения связана с тем, что поведение и деятельность человека определяются его сознанием, его взглядами и убеждениями. Если у человека сформировано то или иное мировоззрение, сложились устойчивые взгляды и убеждения, то они, как правило, определяют его действия и поступки.
Оценочная функция мировоззрения связана с тем, что все явления окружающей жизни человек оценивает, исходя из своих взглядов и убеждений, или, иначе говоря, из своего мировоззрения. Как видим, мировоззрение имеет существенное значение как для поведения людей, так и для развития их сознания. А поскольку люди по-разному отражают в своем сознании и поведении явления и события окружающего мира и по-разному их оценивают, это позволяет говорить о различных видах мировоззрения.[1]
§7.2 Система знаний и идей в содержании школьного образования, позволяющих формировать у учащихся научное мировоззрение
Для формирования научного мировоззрения учащихся важное значение имеет весь объем усваиваемых знаний по естественным, гуманитарным и эстетическим предметам. Однако решающую роль в формировании взглядов и убеждений играют заключенные в содержании школьного образования мировоззренческие идеи по вопросам развития природы, общества и человеческого сознания. Это требует от каждого учителя глубокого осмысления этих идей и их умелого использования для формирования научного мировоззрения учащихся.
К наиболее важным идеям относятся следующие:
материальность мира и объективный характер его развития; движение как форма существования материи; первичность материи и вторичность сознания; развитие как борьба противоположностей; познаваемость мира и его закономерностей; практика как основа познания и критерий истины; решающая роль труда в формировании и развитии человека; материальное производство -- основа общественного развития; значение общечеловеческих и национальных ценностей в развитии современного мира.
Перечисленные идеи составляют положительно-утвердительную сторону мировоззрения личности, то, что она готова отстаивать и что является фундаментом ее жизненной позиции. Любое мировоззрение основано не только на утверждении определенных идей, но и на отрицании антиподов этих идей.
Фактически нет ни одного учебного предмета в школе, который так или иначе не оказывал бы влияния на развитие у учащихся научного мировоззрения. Вместе с тем большие возможности в обогащении школьников мировоззренческими знаниями (идеями) содержит внеклассная учебно-воспитательная работа. Содержание занятий предметных кружков, изучение факультативных курсов, разнообразные формы общественной, научной, культурно-массовой работы, а также разъяснительные мероприятия в процессе организации трудовой деятельности, эстетического и физического воспитания служат богатым источником овладения школьниками мировоззренческими знаниями, помогают связывать их с современностью и жизненной практикой.[1]
§7.3 Глубокое и прочное овладение знаниями -- важнейшая предпосылка воспитания научного мировоззрения
Исходным в воспитании мировоззрения учащихся является положение о том, что в структуре мировоззрения определяющую роль играет взаимосвязь научной истины, взглядов и убеждений. Отсюда следует, что основой, фундаментом, на котором базируется научное мировоззрение, являются научные знания. Чтобы быть в состоянии выражать свое отношение к тем или иным явлениям действительности, чтобы что-то оценивать или быть в чем-то убежденным, надо, прежде всего, иметь необходимые знания. Вот почему в процессе формирования мировоззрения первостепенное значение имеет овладение учащимися глубокими и прочными знаниями основ наук. Чем осмысленнее и прочнее знания, тем обстоятельнее школьник анализирует факты, чем глубже проникает его мысль в сущность научных понятий, законов и идей, тем шире становятся педагогические возможности для выработки научного мировоззрения.
Но из положения о взаимосвязи научной истины, взглядов и убеждений отнюдь не следует, что усвоение знаний автоматически ведет к выработке научного мировоззрения. Как отмечено выше, знания могут носить описательно-констатирующий характер и не оказывать существенного влияния на взгляды и правильное восприятие личностью явлений и событий окружающей жизни. Нужны специальные педагогические усилия и осуществление специфической системы воспитательной работы в процессе урочных и внеклассных занятий, которые способствовали бы переводу знаний в личностные взгляды и убеждения и оказывали действенное влияние на формирование у школьников научного мировоззрения.[1]
§7.4 Критерии сформированности мировоззрения учащихся
Одним из важных для учителя является вопрос о критериях сформированности мировоззрения учащихся. В научной литературе имеются разные подходы к разработке этих критериев. Однако большинство исследователей считают, что при определении уровня сформированности мировоззрения следует исходить из самой его сущности, содержания и структуры. В связи с этим при оценке ; уровня сформированности мировоззрения школьников необходимо учитывать следующие показатели:
знание учащимися важнейших понятий, законов, теоретических обобщений, имеющих определяющее значение для понимания научной сущности процессов развития природы и общества и выработки мировоззрения;
устойчивость взглядов и убеждений учащихся, которые сказываются при оценке всех явлений и событий окружающей жизни;
проявление учащимися своей мировоззренческой позиции в конкретных общественных делах, в своей деятельности и поведении.
Конечно, в реальной жизни не так легко и просто определить уровень сформированности такого сложного личностного образования, каким является мировоззрение. Но использование указанных критериев в какой-то мере может способствовать решению этой задачи.[1]
Заключение
Таким образом, исходя из рассмотренной литературы по данной тематике, мы можем выделить следующие цели и задачи воспитания.
Цели воспитания.
Цели- это исходный компонент деятельности. Цель придает смысл активности человека, обогащает содержание жизни. Бесцельная деятельность бессмысленна.
Цели воспитания бывают общие и частные.
Общая цель воспитания- это предвидение конечного результата воспитательного процесса, то, к чему стремится общество в области воспитания подрастающего поколения на данном этапе его развития. Достижение общей цели воспитания требует длительных усилий и времени, поэтому ее можно назвать и дальней целью.
Частные цели воспитания подчинены общей и вытекают из нее. Это воспитания учащихся конкретного возраста, конкретного коллектива класса, это и цели индивидуального воспитания.
Задачи воспитания.
Задачи - это этапы, ориентиры в достижении цели.
Задачи воспитания бывают:
1)воспитание гражданина своей Родины
2)формирование духовности личности
3)воспитание экономического мышления, труженика, которое можно рассматривать как формирование уважения к труду, социально-психологическую готовность его выполнять, соответствующие проффесиональные знания и умения
4)воспитание психофизического здоровья
5) гуманизация отношений человека и природы
6)воспитание индивидуальности и коллективности в личности
Воспитание в его широком понимании, как уже отмечалось, не может быть ограничено только овладением учащимися системой научных знаний и опытом интеллектуально-познавательной и творческой деятельности. Оно включает в себя также формирование у воспитуемых социальных и духовных отношений как важнейших компонентов их личностного развития. Проблема эта в какой-то мере затрагивалась, когда речь шла о развивающе-воспитательном влиянии обучения на учащихся. Однако там специально не раскрывалась специфика социальных и духовных отношений в процессе развития личности, содержание этих отношений, а также теоретические и методические основы их формирования в системе осуществляемой в школе учебно-воспитательной работы.
Список использованной литературы
1. Педагогика : Крат.курс : Учеб. пособие/И.Ф.Харламов.-2-е изд.,стер.-Мн.:Выш.шк.,2004.-272с.
2. Педагогика. Основные положения курса/С.А.Пуйман.-3-е изд, стереотипное .-Мн.: «ТетраСистемс», 2002.-256с.
3. Белухин Д.А. Основы личностно - ориентированной педагогики./ Д. А. Белухин - М., 1996,с.320.
4. Кабуш В. Т. Открытые воспитательные системы, проблемы и пути решения./В.Т.Кабуш - Минск, 1995.
5. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьника./ М.И.Шилова -- М., 1990.
6. Капотов В.М. Введение в общую теорию развития личности./В. М.Капотов - М., 1991.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7