Учитель на уроках несомненно должен бичевать эгоизм, карьеризм, праздность, корыстолюбие, лицемерие и другие пороки.
Мораль приходит к ребёнку «через сношения со взрослыми и товарищами», строящиеся на основе любви, взаимопонимания, взаимного расположения, разумной совместной деятельности. Частные привязанности ребенка, к которым относится любовь к родителям и членам семьи, дружбу с товарищами по играм, труду и учению, уважение к учителю, создают благоприятные условия для развития нравственных чувств. На этой основе они формируются, однако, только в процессе разумно организованной деятельности ребенка, а не в его безделье. В этих условиях ребёнок приучается вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного, приобретает возможность проявлять справедливость, понимать и чувствовать свою неправоту, развивать способность нравственной самооценки, стремится активно проводить в жизнь все разумное и нравственное, деятельно заботиться о людях.
Бесконечные же «моральные проповеди» затрудняют ребенку его «нормальное развитие из собственных своих действии и действий других, которые и есть единственное прочное».
Все школьное учение и вся школьная жизнь должны иметь нравственное направление. Над детьми велика сила примера. В школе это прежде всего нравственное влияние личности учителя. Это он создает в школе атмосферу серьезности, допускающую шутку, «не превращая всего дела в шутку», проявляет «ласковость без притворства, справедливость без придирчивости, доброту без слабости». В такой школе обеспечиваются «порядок без педантизма» и «постоянная разумная деятельность ребенка». В такой школе нет места наказаниям, в ней остаются только легкие взыскания и одобрения, а также разумные требования учителя. В своих требованиях учитель выражает «образ действий» ребёнка в ясном для него коротком правиле и неуклонно следит за его выполнением. Нравственный пример родителей и учителя дополняется в процессе обучения «примером книжным» -- нравственным влиянием истории, литературы и других учебных предметов, формирующих правильные жизненно нравственные идеалы молодого поколении.
Учитель постепенно вводит ребенка в понимание смысла общественной жизни, раскрывает нравственную сторону семейной жизни как части общественной, показывает взаимосвязь убеждений с поведением.
В ситуации, когда, с одной стороны, все больше наций и национальностей заявляют о полной самостоятельности, а с другой -- Россию наполняют беженцы из всех республик бывшего Союза, резко обострились межнациональные отношения.
В условиях многонационального государства решение проблем межнациональных отношений приобретает судьбоносное значение. Только учитель, истинный интеллигент, может в каждом конкретном поселке, деревне, городе помочь детям найти правильную позицию, научить межнациональным человеческим взаимоотношениям.
Происшедшие в России и других странах резкие перемены в экономике и политике значительно осложнили межнациональные отношения населяющих их народов. Рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований приводят в такой многонациональной стране, как Российская Федерация, к межэтническим и межнациональным конфликтам. Надо учитывать, что сегодня школьники живут в условиях особо повышенной социальной тревожности, экономического напряжения, когда возникающие столкновения в сфере быта, торговли, общественного транспорта легко переносятся на межнациональные отношения. Взрыв национальной розни, трагедия противостояния, которые привели к кровопролитию в ряде регионов России.
Психологическая безграмотность, отсутствие культуры общения в стрессовых ситуациях особенно пагубно сказываются в области межнациональных отношений. Национальная рознь коренится в бескультурье людей, низком уровне их воспитанности. Порой любое слово вызывает агрессивную реакцию, особенно когда представителей некоторых народностей суверенных республик называют мигрантами, оккупантами, инородцами, нацменами и т. п.
В сегодняшних условиях возрастает важность формирования культуры межнационального общения подрастающего поколения.
Культура межнационального общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. Очевидно, что в основе культуры межнационального общения лежат принципы гуманизма, доверия, равноправия и сотрудничества.
Культура межнационального общения -- это многофункциональное явление, имеющее интегративную характеристику. Она имеет следующие структурные компоненты:
¦ когнитивный -- знание и понимание норм, принципов и требований общей гуманистической этики -- таких, как долг, ответственность, честь, добро, справедливость, совесть и др.; проблем теории и практики межнациональных отношений;
¦ мотивационный -- желание освоить и культуру своей нации, а также других народов; интерес к обращению с другими людьми, представителями других национальностей.
¦ эмоционально-коммуникативный -- способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке; самокритичность, толерантность;
¦ поведенческо-деятельностный -- владение своими эмоциями, умение объективно оценивать ситуацию, непримиримость к нарушению прав человека любой национальности и веры.
В соответствии с этими компонентами выделяются и главные направления педагогической деятельности.
Организованный процесс воспитания культуры межнационального общения, по мнению 3. Т. Гасанова, включает ознакомление молодежи с системой научных знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях; формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания; развитие позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных конфессий; обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения учащейся молодежи в процессе их общения.
При организации воспитательного процесса следует исходить из того, что межнациональные отношения влияют на детей самым различным образом. Раскрыть механизмы этого воздействия и определить обусловленные ими цели и содержание организованного воспитания, по мнению 3. Т. Гасанова, целесообразно по таким параметрам:
¦ «отношения народов и стран мира, формирование общечеловеческих чувств сознания и культуры межнационального общения;
¦ отношения народов стран Европейского Сообщества и формирование у молодежи чувств и сознания европейства;
¦ отношения народов СНГ и формирование у молодежи чувств и сознания принадлежности к Содружеству;
¦ отношения народов России и формирование у молодежи российского самосознания, патриотизма и гражданственности;
¦ этносоциальные условия национально-территориальных образований (республик, областей, округов) и формирование у молодежи национальных, общенациональных и гражданско-патриотических чувств и сознания;
¦ этносоциальные условия национально-культурной автономии и формирование у представителей малочисленных, дисперсно расселенных народов и национальных меньшинств национальных и гражданско-патриотических чувств и сознания.[17.С. 287.] Межнациональные отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, в государствах, межгосударственных и международных объединениях.
При организации процесса воспитания у учащихся культуры межнационального общения необходимо предусмотреть осмысление, освоение опыта различных уровней развития межнациональных отношений.
Взаимоотношения народов и стран мира и сложившаяся в человеческом сообществе этносоциальная ситуация оказывают реальное воздействие на формирование у людей общечеловеческих норм культуры поведения. Важно упорядочить влияние на личность этносоциальной среды, сформировать у нее собственный позитивный опыт межнационального общения, способность правильно реагировать на воздействия среды.
2. Труд как основа нравственности
2.1 Трёхсоставное понятие труда
Трёхсоставное понятие труда включает в себя:
1. преобразование человека,
2. качество жизни,
3. воспроизводство и развитие систем деятельности.
Это понятие имеет прямое отношение к труду в сфере образования. Элементы труда, выделенные в единое понятие, реализуются в едином духовном усилии отдельного человека или общности.
Труд -- это каждый раз и всегда тяжёлое усилие по воспроизводству своей человечности, качества жизни и системы деятельности. Он складывается из духовно-волевого усилия, которым преодолевается хаос и разрушение всемирного целого и организуется развитие. При этом труд всегда является общественным в том смысле, что не отдельные индивиды, а множество людей, каждый со своей позиции, на своём месте, осуществляют единый целокупный труд. [6.С.99.]
Высокие требования к труду означают не требования к каждому человеку изменить своими усилиями мир (это невозможно и не нужно), а способность отдавать себе отчёт: в каком именно труде ты участвуешь и почему твоё трудовое усилие каждый раз является духовным. Вспомним известную притчу о том, как по-разному можно делать одно и то же, казалось бы, дело и как в зависимости от этого активность оказывается работой или трудом. Когда трёх рабочих каменоломни, перевозивших камни к месту строительства церкви, спросили, что они делают, то один сказал: «Перевожу камни в тачке, разве не видите?» Другой ответил: «Строю храм». А третий: «Душу спасаю».
Общество и школа, вооружённые понятием труда, могут совершать чудеса воспитания. И это доказал наш соотечественник, классик научной педагогики Антон Семёнович Макаренко.
Восемьдесят лет назад в СССР было совершено социальное открытие, которое является не только научно-педагогическим, но и политическим: впервые в мире в организованном и воспроизводимом виде были показаны воспитательные возможности образцового, полномасштабного, т.е. наиболее высокого по развитию, передового и предельно полезного, востребуемого труда. Именно такой труд определяет общественную систему, поэтому вокруг него реалистично создавать образовательные детско-взрослые производственные сообщества -- своего рода образовательно-воспитательные «реакторы» высокой мощности. Такие сообщества названы «школами-хозяйствами».
Общеизвестно, что воспитанники трудовой колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф.Э. Дзержинского еще вчера были беспризорниками или даже преступниками. Но через короткое время они стали делать, как известно, по самым в то время передовым технологиям из Австрии и Германии электрооборудование и фототехнику, получали собственным трудом огромный доход, фактически существуя как полноценное эффективное предприятие. Тем самым реализовывался главный принцип А.С. Макаренко: «Только организация школы как хозяйства сделает её воспитывающей». Как это происходило, хорошо известно по «Педагогической поэме», другим работам А.С. Макаренко.[3.С. 187.]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6