Рефераты. Нравственное воспитание в процессе учебной деятельности

p align="left">Логика Макаренко была проста: высокоэффективное передовое, сложно-организованное производство предъявляет такие требования к подросткам, так мотивирует их, что возникает возможность эффективного образования и воспитания. Но производство и хозяйство должны быть именно образцовыми, совершенными -- это и делает труд не только высокопроизводительным и рентабельным, но и воспитывающим. Помните, в последний год работы Антона Семёновича в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского руководство НКВД предложило ему «не мучить детей» и поставить на их место взрослых-профессионалов. Макаренко ответил: «Мы здесь не фотоаппараты делаем, а людей». Разумеется, воспитывал при этом не только образцовый труд, но и учёба, быт, которые организовывались именно как образцовые. В основе нравственности человека лежит стремление к счастью, которое, К. Д. Ушинский видел в свободном творческом труде, общественной деятельности. Труд, полезная деятельность на благо общества-- основа нравственности и нравственного воспитания. Нравственность требует от человека деятельного стремления к выполнению своего долга перед обществом. От воспитания здесь зависит, заглохнет ли это стремление или превратится в страсть, перед которой «умолкнет голос личного интереса». От воспитания зависит, чтобы человек не сбился с дороги и не насоздавал себе нравственных идеалов, идущих вразрез с историей человечества или уже давно отживших свое время.

Гуманные, действительно нравственные отношения к окружающим -- это те, при которых человек не признает себя «не выше и не ниже» других. Только в такой обстановке и в ребенке успешно воспитывается -«чувство правды и справедливости» -- эта глубочайшая, по словам Ушинского, основа нравственной гражданской жизни. Он видел, как в условиях крепостного права и после отмены его грубо попирались эти чувства, особенно в отношении трудового люда, и это больно ранило душу педагога-патриота и гуманиста.[4. С.15.]

Чужая воля, страх не служат средствами воспитания подлинной нравственности

2.2 Возможности нравственно-волевого воспитания учащихся в процессе трудового обучения

Процесс трудового обучения и воспитания, осуществляемый в условиях общеобразовательной школы, содержит богатые возможности нравственно - волевого воспитания учащихся. Каковы же они?

Формированию чувства гражданского долга во многом способствует непосредственное участие школьников в общественно полезном труде. При этом важную роль играет выбор объектов деятельности. Изготовление учащимися учебных пособий, ремонт школьного оборудования, помещений, разбивка цветников вокруг школьных зданий, сооружение спортивных площадок, создание подсобного хозяйства и многие другие виды работ помогают воспитанию бережного отношения и любви к школе, ответственного отношения к делу, к людям, дисциплинированности. Занятия школьников техническим творчеством, овладение умением водить трактор, автомашину в определенной степени влияет на военно-техническую подготовку юношей, их готовность к службе в армии. Расчистка леса, родников, бережный сбор лекарственных трав и т.д.-- работа, которой занимаются учащиеся в школьных лесничествах, в походах по родному краю, при правильном их проведении, сопровождается выработкой у школьников бережного отношения к природе родного края.

Оказание помощи семьям ветеранов войны и труда также связано с Трудовой деятельностью школьников, но особенность этого вида труда в гуманистической его направленности, в воспитании у детей готовности прийти на помощь человеку.

На воспитание у учащихся чувства интернационализма и нравственных качеств, характеризующих его проявление (солидарность, готовность к выполнению своего интернационального долга и т.д.), чувства национального единства народов нашей страны существенное влияние может оказать ознакомление учащихся в процессе трудового обучения с традициями совместного труда народов различных национальностей советской страны, стран социалистического содружества.

Коллективизм как черта личности формируется с первых лет обучения ребенка в школе. Сопутствуют, формированию коллективизма такие свойства личности, как трудовая и общественная активность, чувство долга и ответственности, товарищеской взаимопомощи, требовательности к себе и другим, уважение интересов коллектива.[3.С.157.]

Труд-- основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священная обязанность, фундамент воспитания личности.

Составной частью морали является сознательная дисциплина, предполагающая безупречное выполнение своих обязанностей и соблюдение принятых в обществе норм поведения в жизни, в отношении к людям, труду и общественной собственности. Дисциплинированность -- качество не только нравственное, но и политическое, поскольку связано с определёнными взглядами и убеждениями. Воспитание этого качества у школьников осуществляется одновременно с формированием их убеждений, развитием общей культуры, приучением к регулярному, добросовестному труду и исполнению своих обязанностей. Для рациональной организации нравственного воспитания учащихся в процессе трудового обучения важно помнить, что сам процесс трудовой деятельности имеет нравственную основу, потому что через труд человек опосредованно выражает свое отношение к другому человеку. В этом особая нравственная сила уроков труда. И в этом их сложность: плохо организованные уроки труда -- это и плохо организованное нравственное воспитание, своего рода упражнение в безнравственном поведении.

Вот почему очень важно, чтобы урок трудового обучения, любое внеклассное трудовое дело отвечало двум основным, решающим требованиям:

1. создавало образец взаимоотношений детей как нравственных взаимоотношений людей, лучших представителей нашего общества;

2. создавало опыт нравственного отношения детей к труду.

Особое значение имеет формирование у учащихся нравственных привычек. В отличие от автоматизированных навыков привычка включает в себя потребность производить усвоенные действия (держать слово, быть точным и т.д.) и пользоваться усвоенными способами поведения. Множество нравственных привычек лежит в основе трудолюбия, дисциплинированности, коллективизма и других нравственных качеств. Условно их можно разделить на простые и сложные.

Под простыми подразумевают те поступки и действия, в основе которых „лежат элементарные правила общежития: вежливость, доброжелательность, готовность пропустить вперед старшего, уступить место тому, кто в этом нуждается, и т. д.

К сложным нравственным привычкам относится потребность к добросовестному выполнению гражданских, трудовых, семейных обязанностей.

Прежде чем начать вырабатывать ту или иную привычку, например, к точности, необходимо расположить школьника к ее приобретению и к искоренению привычки быть неточным, необязательным. Воспитание любой нравственной привычки можно осуществлять лишь на основе положительных мотивов. Любое действие принимается школьником тем охотнее, чем больше у него желания порадовать других хорошим поступком (изготовление желаемого изделия для учителя или родителей, выращенным цветком, вскопанной грядкой, прополотым огородом и т.д.).

Большое значение в выработке нравственно - волевых привычек поведения имеет общая атмосфера труда, коллективных отношений, взаимодействия учителя с учащимися. Формируемые привычки, поддерживаемые традициями, законами, добровольно установленными членами ученического коллектива, а такие законы устанавливаются во многих коллективах (например: «Не пищать», «Закон точного времени» и т.д.), легче усваиваются школьниками.

Нравственные переживания и нравственные отношения имеют глубокую личностную окраску. Они дают школьнику удовлетворение от благородного поступка (помощь другому в ситуации, когда сам очень сильно устал; в самостоятельно принятом решении и т.д.), вызывают угрызения совести при нарушении нравственных норм. Следует заметить, что чувство совести пробуждается у ребенка только по отношению к тому, кого он уважает и чьим мнением дорожит. Поэтому-то нравственное воспитание детей всегда сопряжено с собственным нравственным поведением учителя.

Школьный возраст нуждается в широте чувств, и задача учителя состоит в том, чтобы помочь школьнику определить объекты чувств и придать им общественно ценную направленность. В этих целях следует включать учащихся в отношения, требующие от детей сотрудничества, сострадания, развивать тонкость чувств в отношении к другим, обогащать чувства ребенка идейно-нравственным содержанием, придавать чувствам удовольствия, радости, негодования нравственную направленность.

Нравственное воспитание, таким образом, осуществляется во всех сферах трудовой подготовки школьников, и от учителя требуется знание программы нравственного развития личности, осуществляемой в школе в целом с учетом возраста детей, условий их семейной жизни, накопленного ими опыта отношений с людьми. Отсутствие нравственного воспитания на уроке труда нельзя квалифицировать как нейтральное явление. Если не воспитана нравственность, то на ее месте развивается безнравственность. Учитель, пренебрегающий нравственным воспитанием, тем самым содействует развитию безнравственности учащихся.

3. Практическая часть

3.1 Нравственное воспитание младших школьников с использованием компьютерной поддержки. Серия компьютерных игр, предполагающих альтернативный выбор в жизненных ситуациях. Работа проводилась в лицее - интернате № 3. г. Пензы

Суть педагогической компьютерной поддержки нравственного воспитания.

Педагогическая компьютерная поддержка нравственного воспитания младших школьников может рассматриваться как фактор инновационного образования. Эффективность ее использования во многом зависит от педагогических условий, обеспечивающих результативность воспитательного процесса в целом.

Педагогические условия - те или иные обстоятельства, в которых протекает воспитательный процесс и которые оказывают существенное влияние на его результаты. Решающее значение для эффективности нравственного воспитания младших школьников имеет научно обоснованная организация воспитательной среды, которую составляют: образовательное пространство начальной школы и реальная жизнь класса, организуемая учителем как коллективное нормотворчество (через налаживание межличностных, учебных, деловых и иных взаимоотношений на основе общей заботы); педагогическая поддержка младших школьников в становлении их нравственной культуры (непосредственная помощь детям в осознании нравственных ценностей и личностной значимости нравственных поступков); компьютерная технология игрового нормотворчества (своеобразный виртуальный тренинг выбора нравственного поступка в разнообразных ситуациях образовательного и жизненного пространства). Обогащение учебной воспитательной работы с детьми современными возможностями педагогической компьютерной поддержки выгодно дополняет структуру всей учебной жизни младшего школьника. Такая поддержка содержит реальные резервы для насыщения начальной школы инновационными технологиями развития нравственного самосознания личности, позитивных межличностных отношений, толерантности, выработки личной позиции и нравственной устойчивости. Педагогическая компьютерная поддержка нравственного воспитания младших школьников основана на применении комплекса компьютерных игр, включающих диагностические методики, игры-сказки, анимационные игры с возможностью поиска нравственного выбора в проблемно-конфликтных ситуациях, имитирующих современное образовательное и жизненное пространство. Особенность принципа информатизации воспитания состоит в необходимости создания мультимедийных продуктов и технологий с нравственным содержательным наполнением как средств поддержки самостоятельной нормотворческой деятельности школьников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.