Рефераты. Нравственные идеалы в народной педагогике

p align="left">Общественно-семейные отношения в этом плане представляют особый интерес. Традиции русской народной педагогической культуры, обогащенные современным научным знаниям, обнаруживают свою особую жизнеспособность, свою исконную созидательную силу.

При организации работы с родителями педагоги стремятся «вернуть родителей в школу», повысить их ответственность за воспитание детей. В народной педагогической культуре воспитание детей -- самая первая и самая важная обязанность родителей. Вот почему так важно сегодня наладить взаимодействи учителей учеников и родителей. Факт самоустранение родителей от воспитания является противоестественной для российского менталитета тенденцией, подлежащей всемерному искоренению всеми педагогически доступными средствами.

Союз семьи и школы обеспечивается реализацией следующих трех основных направлений:

1) педагогизация внутрисемейных отношений;

2) целенаправленное повышение роли семьи в разностороннем духовно-нравственном развитии ребенка;

3) использование потенциальных воспитательных ресурсов семьи для формирования ученика как субъекта русской культуры.

В качеств критериев эффективности осуществляемой воспитательной работы используются следующие параметры:

1) воспитанность учащихся (доминирующая направленность развития личности, мотивы социально-значимого поведения, степень сформированности общетипических для школы и индивидуально-личностных характеристик воспитанников, доминирующие нравственные ценности и ориентации ребенка);

2) уровень социальной зрелости детей (социальная адаптивность, социальная активность, социальная устойчивость);

3) характер взаимоотношений между участниками целостного педагогического процесса (между самими учащимися, между родителями и детьми, педагогами и учащимися, стиль взаимоотношений в учительском коллективе);

4) повышение роли самоуправления в учебно-воспитательном процессе.

Динамика показателей, характеризующих названные критерии, свидетельствует об эффективности проводимой воспитательной работы.

Результаты выполненных мониторинговых обследований показали, что 96% школьников чувствуют себя в школе комфортно, 70% из числа опрошенных отметили позитивное отношение к занятиям. Мониторинговое исследование родительской удовлетворенности также показало, что 82% опрошенных удовлетворены отношением учителей к ребенку; 90% удовлетворены взаимоотношениями с учителями, 83% родителей вполне устраивает характер их взаимодействия со школой. В отношении воспитательного результата представляется принципиально важным отметить то, что выпускники, выйдя из стен школы, не забывают ее и часто приходят в гости со словами благодарности, присылают письма и др Харина Н.Р. Воспитательная система малочисленной сельской школы //Управление образованием. - №1. - август 2001..

2.2 Идеи этнопедагогики в современных «народных» школах

Во многих регионах Российской Федерации в последнее время начали образовываться так называемые «народные» школы. Главные принципы народной школы:

1) Принцип открытости. Народная школа - открытая образовательная система.

2) Принцип культуросообразности - гуманистическая основа народной школы.

Реализация принципа культуросообразности в образовании и социальном воспитании осложняется рядом проблем, обусловленных социокультурной ситуацией, сложившейся в России. Стремление ориентироваться на евро-американскую цивилизацию утверждает в качестве ценностей свободу, приоритет прав личности, предприимчивость и др. В то же время и до 1917 года, и в советское время подобные ценности не были характерными для русской культуры. Напротив, российская мораль всегда была коллективистской по своему содержанию. Применительно к социокультурным условиям российской школы эти цели и необходимые для их достижения содержание, формы и методы обучения и созидательного воспитания будут культуросообразными в том случае, если станут отражать ценности конкретного социума: определенного этноса и таких социальных групп, как рабочие семьи и семьи интеллигенции. Современная трактовка культуросообразности во многом обусловлена не только переходом к гуманистическим концепциям воспитания и образования, но и ориентацией на особенности антропогенной цивилизации. Человек в антропогенной цивилизации - духовная личность, ищущая смысл жизни в творческой активности, в социальных контактах и общении.

3) Принцип природосообразности и воспитания в народной школе.

Исходя из концепции человека, развиваемой русской философской школой (И.О. Лосский, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский и др.), принцип природосообразности - это отношение к ребенку как к части природы, знание его природной сущности, воспитание в единстве и согласии с природной средой, забота и поддержка детства, сохранность здоровья детей и среды их жизнедеятельности и т.п.

4) Принцип становления Человека и Гражданина.

5) Принцип патриотизма - верности духовному и историческому наследию Родины, любви к Большой и Малой Родине.

6) Принцип регионализации образования и воспитания в соответствии с нормой Закона Российской Федерации «Об образовании».

В поисках «национального образовательного идеала» разработчики концепции основываются на провозглашенной русской педагогикой XIX века триединой сущности ребенка: природной, культурной, социальной. Необходимо отметить глубокое прочтение русскими педагогами принципа культуросообразности Ф.А. Дистервега: «... в воспитании необходимо принимать во внимание условия и места, и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика» Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. -М.: Наука, 1956. С. 190..

К основным национальным ценностям русского народа могут быть отнесены:

1) самоценность жизни и человеческой личности;

2) русский язык и народный фольклор;

3) наследие русской культуры, культуры славянских народов;

4) семья, хранящая и воспроизводящая духовную культуру народа и др.

Предполагается приобщение к народной культуре; модульное включение в рамках регионального и школьного компонента в учебный план школы новых учебных курсов, факультативов, спецкурсов:

*устное народное творчество;

*русская словесность;

*выдающиеся люди России;

*история русской книги;

*русская история;

*славяноведение;

*народные ремесла;

*«Мой город»;

*русский дом и др.

Разработчики концепции обозначили цель народной школы в возрождении народного характера, школа призвана быть опорой народу в становлении самосознания возрождения отечественной культуры Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. С. 160..

Заключение

Таким образом, народный идеал совершенного человека следует рассматривать как суммарное, синтетическое представление о целях народного воспитания. Цель, в свою очередь, является концентрированным, конкретным выражением одной из сторон воспитания. Идеал - универсальное, более широкое явление, выражающее самую общую задачу всего процесса формирования личности. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться.

Нравственный идеал несет в себе громадный социальный заряд, играя очищающую, призывающую, мобилизующую, вдохновляющую роль. «Когда человек разучился ходить на четвереньках, - писал Горький, - природа дала ему в виде посоха идеал». Очень высоко ценил роль идеала в человеческом прогрессе, в облагораживании личности Белинский; при этом большое значение он придавал искусству, которое, как он полагал, формирует «тоску по идеалу».

Как общенациональный идеал совершенного человека не мог быть создан одним человеком, будь он и величайшим педагогом, так и общечеловеческий идеал не мог быть создан одним народом, в одной стране. Система воспитания не изобретается, а усваивается, ее вырабатывает все человечество и передает последующим поколениям. История педагогики показывает, что общечеловеческий идеал гармонически развитой личности создается только совместными усилиями всех народов.

Этническая педагогика, интернациональная в своей основе и общечеловеческая по своему значению, исследует и обобщает воспитательный опыт всех народов. Гуманистическое воспитание как высший этап развития всех исторических форм воспитания, когда-либо имевшихся у человечества, вбирает в себя положительные педагогические достижения всех народов и племен.

Список литературы

1) Аксиологические национальные приоритеты образования и воспитания. Материалы XVIII сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки / Под ред. З. И. Равкина. - М.: ИТОП РАО, 1997. - 370 с.

2) Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. - 176 с.

3) Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. - Якутск, 1995. - 218 с.

4) Арнольдов А. Наука постижения культуры. //Народное образование. -1998. - №5.

5) Блинов В.И. Развитие теории и практики образования в России XVIII - начала XX века под влиянием ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания // Канд. Диссерт. - М., 2004. - 144 с.

6) Богданов С. Наши нововведения. // Директор школы. - 1997. - №5.

7) Богуславский М., Фишер М. Реформы российского образования: блеф или реальность? //Мир образования. - 1996. - №4.

8) Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2000. - 458 с.

9) Вакаев В.А. Нравственное воспитание молодого поколения средствами этнопедагогики // Материалы всероссийской научно-практической конференции. - М.: Изд. МГУ, 2004. - 492 с.

10) Волков Г.Н. Этнопедагогика. - М.: ACADEMIA, 2000. - 176 с.

11) Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Наука, 1956. - 384 с.

12) Дистервег А. О природосообразности и культуросообразности в обучении. // Народное образование. - 1998. - №7.

13) Днепров Э.Д. Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации России. // Педагогика. - 1996. - №5.

14) Культура, культурология, образование. Материалы «Круглого стола». //Вопросы философии. - 1997. - №2.

15) Левчук Л.В. Региональная модель образования и национальные интересы России. //Народное образование. - 1997. - №2.

16) Лебедева Н.Н. Этнопедагогические условия формирования экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста //Дошкольное образование. - №8. - 2004.

17) Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. - Пермь, 1996.

18) Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. -- М.: Просвещение, 1998. - 84 с.

19) Харина Н.Р. Воспитательная система малочисленной сельской школы //Управление образованием. - №1. - август 2001.

20) Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Юристъ, 1997. - 512 с.

ПриложениЯ

П
риложение 1

Внеклассное воспитательное мероприятие с использованием идей народной педагогики «Сказка - для светлого ума закваска» для младших школьников

Цель: Расширять знания детей о богатстве устного народного творчества; формировать углубленное смысловое восприятие сказки; развивать аналитическое мышление, память и речь.

Ход занятия:

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами собрались на несколько необычное занятие. Нам предстоит поговорить о сказке.

(звучит музыка)

У сказки чистая душа,

Как ручеек лесной.

Она приходит не спеша

В прохладный час ночной

Родной народ ее творец,

Народ - хитрец, народ - мудрец,

В нее мечту свою вложил,

Как золото в ларец!

Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать.

Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше, и шагала она по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая. Сегодня она пришла в гости к нам!

- Ребята, а вы любите сказки?

- Вы их читаете?

- Если вы были внимательны, то заметили, что у нас приготовлена для вас небольшая выставочка книг. Вы их смотрели?

- Какие бывают сказки? (Дети называют: русские, английские, французские…)

- Вот если их написал автор? Как они называются? (авторские)

- Всегда ли у сказок есть автор? Как вы считаете?

- Нет, конечно, правильно ребята! Как такие сказки называются? (народные)

- Сегодня одна из таких сказок пришла к нам! Встречайте!

(Звучит музыка и ребята показывают кукольный спектакль по сказке «Репка»).

Представление заканчивается словами:

«СКАЗКА- ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК, ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК»!

- Вы согласны с этим?

Или современный вариант: «СКАЗКА - ДЛЯ СВЕТЛОГО УМА ЗАКВАСКА».

- Давайте с вами немножечко порассуждаем: «подквасим ваши мозги».

1. - Как вы считаете, кто главный герой сказки?

А) Дед или Бабка?

Б) Внучка, Жучка, Кошка?

С) Репка?

Д) Мышка?

(Детям нужно дать понять, что все персонажи в сказке главные, что именно все вместе они сила и поэтому смогли справиться с трудным делом).

2. - Так о чем же эта сказка?

А) О труде!

Б) О дружбе!

С) О взаимопомощи!

(Дать возможность каждому ребенку высказать свое мнение.)

После этого сконцентрировать внимание детей на том, что именно совместный труд и дружеские взаимоотношения помогают людям добиваться положительных результатов, т. е. УСПЕХА.

- Так к какому выводу мы с вами пришли?

(Дети обобщают сказанное).

- Заметили ли вы, что в этой сказке Репка говорит?

Напоминаем слова Репки:

Я расту, расту, расту,

К небу листики тяну,

Солнца силу наберу,

В корешке приберегу,

Выше, выше! Шире, шире!

Я расту, стараюсь,

Соком наливаюсь!!!

Все! Устала я чуть - чуть…

Теперь можно отдохнуть.

Раздаем текст со словами Репки и даем домашнее задание: поработать над образом Репки.

- Ребята, что вы нового узнали на нашем занятии?

(Даем возможность каждому ребенку высказаться.)

Звучит музыка - занятие на этом заканчивается.

Раздается стук в двери - это пришел почтальон, он принес нам телеграмму:

«Жду в гости к себе в октябре. Ваша Любимая Сказка.»

- Ребята, Хотите побывать в гостях у сказки?

- Да, - отвечают дети!

- Значит, в следующий раз мы отправимся путешествовать в страну сказок! До свидания!

Приложение 2

Внеклассное воспитательное мероприятие с использованием идей народной педагогики для подростков «Родимая сторонушка»

I. Цель урока:

1) Развивать в подростке интерес к своим родовым корням, используя беседу с людьми старшего и пожилого возраста об их прошлом, об одежде, которую они носили. Развивать интерес к историческому костюму, народному костюму.

2) Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, к родному краю, уважение к старшим.

3) Учить грамотному диалогу, правильному общению. Учить излагать свои мысли (рассказ о проделанной работе перед сверстниками).

II. Задачи:

1) Организовать обсуждение стиля одежды, обратив внимание на связь времен.

2) Научить учащихся познавать новое в области исторического костюма, через конкретный рассказ реально существовавших людей.

3) Выполнить творческую работу - зарисовки учащимися одежды, представленной на уроке.

III. План урока:

1) Организационный момент. Сообщение темы занятия.

2) Краткое повторение пройденного материала по теме: «Народный костюм».

3) Результаты поисков одежды и утвари: рассказ учащихся, рассказ учителя.

4) Практическая часть: зарисовки учащимися одежды родного края.

5) Обобщение всего услышанного материала на уроке.

IV. Методы и приемы обучения.

1) Беседа, рассказ учителя.

2) Наглядные методы: иллюстрации, демонстрация.

а) Демонстрация коллекции одежды и вещей.

б) Иллюстрации из альбомов и книг по народному костюму.

в) Показ зарисовок учащихся.

3) Практические методы работы: зарисовки.

V. Предварительное задание:

Расспросить старших и пожилых людей о вещах, с которыми они жили, и одежде, которую носили. Задание учащимся дается за месяц до проведения занятия.

VI. Методическое обеспечение урока:

1) Иллюстрации из альбомов, книг:

- Пармон Ф.М. Композиция костюма. - М.: Легкпромбытиздат, 1997. (рисунок 226, 225, 227, 228, цветные вкладыши книги).

- Карелин А.О. Творческое наследие. - Нижний Новгород: Волго-Вятское книжное издательство, 1990. С. 24, 25, 161.

- Для памяти потомству своему… . Альбом. Народный бытовой портрет в России из Собрания Государственного Исторического музея. - М.: Галактика Арт, 1993. С. 110, 252.

2) Зарисовки учащихся по теме «Народный костюм».

Сценарий урока:

«Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, определяется отношением к прошлому… и своему отечеству…»

А.С. Пушкин

I. Учитель обращает внимание детей на эпиграф и оборудование класса.

Учитель: Вы уже догадались по вещам, которые находятся в нашей аудитории, что темой сегодняшнего разговора будет результат ваших поисков одежды и вещей. Наш этнографический урок называется «Родимая сторонушка».

Сегодня мы постараемся раскрыть «сундук истории», через старые, порой никому не нужные вещи. Познать новое в судьбе своей семьи, в истории нашего родного края.

II. Повторение пройденного материала.

Учитель:

- Давайте вспомним, как выглядит народный костюм.

- А какая вышивка встречалась чаще всего?

- А где располагалась вышивка на одежде?

- Какую роль в костюме играл головной убор?

Учитель:

Молодцы, вы хорошо знаете особенности народного костюма.

III. Рассказ учащихся о результатах поисков одежды и вещей.

Учитель:

Судя по представленным здесь на уроке экспонатам, вы неплохо потрудились над заданием, расскажите, как проходили ваши поиски, с кем пришлось разговаривать, что нового для себя вы узнали?

Рассказ учащихся о проделанной работе.

IV. Практическая часть урока.

Учитель: Ну, а теперь переходим к выполнению творческой работы. Вам необходимо сделать в альбоме зарисовки представленной здесь одежды. Модель для рисования можете выбрать по своему желанию.

Дети рисуют (время - 25 мин).

V. Задание на дом:

а) Учитель: Я прошу вас дома, в альбоме сделать зарисовки мужской одежды, которая носилась на территории Новосибирской области в конце XIX века в начале XX века. И, конечно же, продолжить свои этнографические поиски.

б) Обобщение материала.

Учитель:

А закончить сегодняшнее занятие я хочу словами краеведа, писателя Д.Н. Смирнова: «Любить свой край - это первая обязанность человека…». Так давайте же будем любить свою Родимую сторонушку, людей живущих рядом с нами, свои родовые корни, ведь только из прошлого произрастает будущее!

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.