3. Обобщение как источник новых математических задач.
4. Обобщения задач ведущие к формированию математических понятий и теорем.
Так же необходимо выделить использование таблиц как средства обобщения при обучении решению математических задач.
2.1 Обобщение при обучении методам решения математических задач
Важную роль при обучении методам решения задач играют индуктивные обобщения. С их помощью осуществляется переход от одних методов решения задач к другим, более общим, которые можно применить к решению широкого класса задач. Также индуктивные обобщения подходов к решению задач позволяют создать систему советов эвристико - организационного характера.
В обучении методам решения математических задач можно выделить следующие индуктивные обобщения:
1) индуктивные обобщения способов решений конкретных задач до метода решения класса задач;
2) индуктивные обобщения методов решения задач;
3) обобщения и систематизации способов поиска решений многих задач до системы советов решающему математическую задачу.
Рассмотрим их подробно.
2.1.1 Обобщение способов решения конкретных задач до метода решения класса задач
Решение конкретной задачи часто может привести к методу решения класса задач. Таким образом осуществляется обобщение способа решения конкретной задачи до метода решения класса задач.
Выбирается конкретная задача, ее решение записывается в таблицу, состоящую из двух столбцов (табл. 1). В левом столбце - решение конкретной задачи, в правом - решение обобщенной задачи.
Пример 6. Найти число, 2% которого равно 12.
Табл. 1
Решение конкретной задачи
Решение обобщенной задачи
Найти число, 2% которого равны 12
Найти число, если известен процент и его значение.
1. Найдем сколько составляет один процент от числа. для этого: 12:2=6
1. Нахождение числа, которое приходится на один процент заданного числа.
2.так как все число составляет 100%, умножаем число, полученное на один процент на 100: 6*100=600
2. Умножение полученного числа на 100.
Итак, число равно 600
6. Запись ответа
Решение рассмотренной конкретной задачи приводит и к такому обобщению: для того, чтобы найти число, если известно, сколько составляет конкретное число процентов от него, нужно найти, сколько составляет один процент заданного числа, а зачем умножить это значение на 100.
Специализация метода решения задач на отыскание числа, если известен процент и его значение позволяет решать все задачи этого класса.
Пример 7. Фабрика выпускает калькуляторы партиями. Брак в каждой партии обычно бывает 9 калькуляторов, что составляет 2% от общего количества. Сколько калькуляторов в одной партии?
Так же обобщение может осуществляться путем абстрагирования от конкретных сюжетов нескольких задач и построения общей математической модели для различных по фабуле задач. Математическая модель задачи производится переводом реально происходящих в действительности процессов и явлений на язык математики и позволяет показать применение математики как инструмента для математизации реальных практических ситуаций. Таким образом, моделирование является обобщением нескольких задач и методом решения различных классов задач.
Пример 8. Клоун на ходулях хочет показать мастер - класс и обойти всю арену по краям за 5 шагов и вернуться в исходное место, при этом для красоты шаги должны быть одинаковы. Помогите клоуну, указав ему путь по арене.
Пример 9. 5 спасателей натягивают батут круглой формы для спасения человека. Как лучше спасателям держать батут, чтобы натяжение было наилучшим.
Сравнение и анализ геометрических моделей этих задач приводят к выводу: задачи, несмотря на различие формулировок, имеют одинаковые геометрические модели.
Абстрагируясь от конкретных фабул задач, формулируют обобщенную задачу: в окружность вписать правильный пятиугольник.
Понять, что для решения задачи необходимо только вписать правильный пятиугольник в окружность, мы смогли тогда, когда построили геометрическую модель задачи. Решение обобщенной задачи позволяет так же решать все задачи такого типа.
Обобщение применимо при переходе от конкретных задач к общим моделям их решения, а затем к методу решения класса аналогичных задач.
Пример 10: изучение пропорциональных зависимостей величин в 7 классе: скорость, время, расстояние (); цена, количество товара, стоимость (); производительность труда, время работы, объем работы (). В основном, в сознании учащихся все эти задачи укладываются независимо друг от друга. В каждой задаче ее содержанию соответствует определенная группа величин, находящихся между собою в функциональной зависимости. Если абстрагироваться от конкретного содержания задач, то легко заметить, что во всех рассмотренных случаях задачные ситуации описываются с помощью двух функций: . Это и есть простейшие математические модели прямой и обратной пропорциональности. Таким образом, задачи на различные прямо пропорциональные зависимости решаются с использованием модели у = к*х, а обратно пропорциональные - применением модели » [20].
Так же распространено обобщение решения различных конкретных задач до метода решения класса задач.
Пример 11. Введение метода построения вспомогательных треугольников, который позволяет на протяжении изучения всего курса геометрии решать многие задачи на построение единым подходом, хотя они могут быть и различного содержания.
Суть метода - построение вспомогательных треугольников и использование их свойств и вновь полученных элементов для окончательного решения задачи [18].
Данные удобно представить в виде таблицы. [Приложение 8]
На анализе построение трех задач можно вывести общий метод построения всех задач такого класса, который записывается в последний столбец таблицы. При таком подходе учащиеся четко различают этапы метода.
2.1.2 Обобщение методов решения задач
При изучении методов решения математических задач индуктивные обобщения могут осуществляться следующим образом:
1) обобщение и систематизация способов решения конкретных задач до методов решения класса задач;
2) обобщение и систематизация методов решения класса задач.
Для систематизации знаний учащихся, приобретенных при решении конкретных задач, полезно делать обобщения решений до метода решения класса задач.
Пример 12: обобщение и систематизация методов решения задач о длине окружности и площади круга.
После решения ряда задач с применением формул длины окружности и площади круга в 9 классе на уроке геометрии можно провести с учащимися обобщающую беседу.
Основными при изучении темы «длина окружности и площадь круга» являются шесть объектов: R - радиус, С - длина окружности, S - площадь круга, угол с градусной мерой, L - длина дуги, Sc - площадь сектора.
В беседе следует отметить, что формула длины дуги это обобщенный случай формулы длины окружности, то есть когда угол равен 3600. Аналогичное обобщение можно провести и с формулой площади круга до формулы площади сектора. Тогда количество объектов уменьшится с шести до четырех и можно рассмотреть два основных соотношения между ними:
, .
Если заданы два компонента из четырех, то две оставшиеся могут быть вычислены. Таким образом, возможные типы задач определяются данными: 1) L, ; 2) S, , 3) R, , 4) L, R, 5) S, R, 6) S, L.
Если же речь идет о длине окружности и площади круга, то количество типов задач уменьшается. Целесообразно провести специализацию и рассмотреть этот случай. Обобщение показывает взаимосвязь нахождения длины окружности и длины дуги окружности, площади круга и площади сектора, так как такие громоздкие формулы плохо запоминаются учащимися.
Такие обобщения позволяют выявить связи изучаемого с изученным ранее и сформировать как общие методы решения классов задач, так и систему методов решения задач.
Индуктивные обобщения методов решений задач, а так же их систематизация приводят к формированию системы советов решающему математическую задачу.
2.1.3 Обобщение способов поиска решения многих задач до системы советов
В процессе решения задачи деятельность учащегося направлена на понимание задачи, осуществление поиска ее решения. Таким образом, она направлена на осознание, систематизацию и выяснение той информации, которая является явной в задаче.
Советы при решении различных задач должны обладать общностью, должны быть естественны и просты.
Все советы можно разделить на четыре группы, которые соответствуют четырем этапам решения задачи: усвоение содержания задачи; составление плана решения задачи; реализация плана решения задачи; анализ и проверка правильности решения [30]. На первом этапе деятельности целью является достижения осознанного понимания словесной формулировки задачи. Взгляд на один и тот же факт или объект задачи с различных сторон помогает оценить связь объекта задачи с другими данными или внешней информацией. На втором этапе должны быть установлены связи различных объектов в задаче и выявлена связь с внешней информацией, с ранее приобретенным опытом. Учащийся должен внимательно, многократно и с разных сторон рассмотреть все компоненты задачи, их внутренние и внешние связи и осуществить составление плана решения задачи. На третьем этапе осуществляется сам план решения задачи, на четвертом - исследование полученного решения.
Такие этапы помогают направить ход мыслей в нужном направлении для достижения поставленной в задаче цели. Рассмотрим подробно систему советов, например, для составления плана решения задачи.
Это второй этап решения задачи, наступает, когда ученик вник в содержание задачи, ввел все обозначения, по необходимости сделал чертеж.
Для составления верного плана решения задачи необходима подготовка.
А). Для начала следует выяснить, известна ли какая-либо родственная задача? Аналогичная задача?
Пример 12. За одно и то же время велосипедист проехал 4 км, а мотоциклист - 10 км. Скорость мотоциклиста на 18 км/ч больше скорости велосипедиста. Найдите скорость велосипедиста.
Пример 13. Лодка за одно и то же время может проплыть 36 км по течению реки или 20 км против течения. Найдите собственную скорость лодки, если скорость течения реки 2 км/ч [17].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10