Рефераты. Обоснование эстетико-педагогических условий развития творческого воображения детей младшего школьного возраста

p align="left">- специфика отражательной деятельности воображения заключается в том, что оно отражает действительность как возможность, вероятность, путем переконструктурирования имеющегося опыта, т.е. обеспечивает ориентацию человека в вероятностной среде;

- воображение сочетает в себе признаки и чувственного, и логического познания, сохраняя при этом свою специфику;

- деятельность творческого воображения опосредована потребностями практической преобразующей деятельности человека, прослеживается тесная связь воображения с реальной действительностью;

- деятельность воображения значительно активизируется в условиях дефицита внешней информации, процесс воображения, его богатство, сила, содержательность обусловлена прошлым опытом личности, опирается на него;

- воображение находится в отношениях тесной связи и взаимозависимости со всеми познавательными процессами и речью.

Творчество, как важнейший механизм приспособления, в более широком плане можно рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Следовательно, творческое системное мышление, как важнейшая характеристика творческой личности, -- необходимое качество человека новой эпохи, человека XXI века.

Успешность формирования творческого системного мышления в процессе профессионального образования во многом определяется уровнем сформированности основных компонентов творческого мышления на более ранних этапах формирования личности. В число таких компонентов входят: способность к анализу, синтезу, сравнению и установлению причинно-следственных связей; критичность мышления (обнаружение разного рода рассогласований, ошибок) и способность выявлять противоречия; прогнозирование возможного хода развития; способность многоэкранно видеть любую систему или объект в аспекте прошлого, настоящего, будущего; выстраивать алгоритм действия, генерировать новые идеи и предъявлять решения в образно-графической форме.

Развитие креативности требует системного подхода и может успешно реализовываться на всех ступенях образования с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности. Об этом свидетельствуют исследования, проводимые в рамках концепции непрерывного формирования творческого мышления и проблемно-алгоритмического подхода (НФТМ) М. М. Зиновкиной. В качестве первой ступени такой системы можно рассматривать уже дошкольный возраст. Психолого-педагогические исследования подтверждают возможность формирования элементов творческого системного мышления на этом начальном этапе становления личности.

В определении творческого воображения мы придерживаемся точки зрения Л. С. Выготского, который считает, что воображение - это «психический познавательный процесс, в котором отражение действительности происходит в специальной форме - объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения».

Таким образом, творческое воображение проявляется в виде:

- образов, не реализованных в практической деятельности;

- образов, связанных с выполнением конкретной практической деятельности;

- представления чего-либо нового, основанного на словесном или условном изображении этого нового;

- новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение.

1.2 Особенности творческого воображения детей младшего школьного возраста

Эффективность развития творческих способностей учащихся начальной школы зависит от учета их возрастных особенностей. В начале работы необходимо учесть ряд психолого-педагогических особенностей младших школьников: импульсивность, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, активность внимания, формирование учебной деятельности, развитие технического мышления, особая роль учителя, значение игры, значение труда для формирования личности, познавательный характер памяти. Здесь же рассматриваются анатомо-физиологические изменения младших школьников, которые необходимо учитывать при творческом процессе во время занятий.

Чтобы учебная деятельность была творческой, необходимо иметь в виду следующее: всякий образ, созданный воображением, строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Поэтому чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.

Павлик К. В. писала, что знание органически связано с человеческим воображением и сила воображения увеличивается по мере роста познаний.

Творческая активность в младшем школьном возрасте не существует как нечто статичное, неизменное. Она постоянно изменяется вместе с развитием ребенка. Среди показателей творческой активности младшего школьника, модифицированных к его возрасту, особое место занимает интенсивно формирующиеся в этом возрасте практические умения и навыки. Умелое их применение, частота вопросов, адресованных учителя с целью познания неизвестного, стремление младшего школьника участвовать в той или иной работе, активность в дискуссиях во многом характеризуют творческую активность ребенка. Существенное значение для ее характеристики имеют эмоциональные, волевые проявления ребенка, а также свободный выбор им деятельности.

Включение ребенка в самую разнообразную деятельность - основное условие развития воображения. Именно в процессе развития ребенка развивается и воображение. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его воображения -- основы всякой творческой деятельности. Но необходимо учитывать, что дети преобразуют реальность в воображении с различной легкостью.

Младшего школьника интересуют различные виды творческой деятельности. У одних детей наблюдаются склонности к рисованию, лепке, к национальным традиционным видам прикладного искусства; у других - к различным видам художественной самодеятельности (танцы, пение, художественное чтение и т. д.). Творческая активность младшего школьника в различных видах деятельности обычно заключается в поиске нового, в проявлении самостоятельности при выборе объекта труда и его осуществления, в степени переработки образцов, в оригинальности способов и результатов этой деятельности, в умелом использовании знаний, умений и навыков работы в том или ином виде деятельности, в умении видеть новую задачу в обычном и повседневном.

Отметим, что младшему школьнику присущи слабо развитая, по сравнению с подростком, самостоятельность в работе, не всегда правильное понимание явлений вокруг, неумение выделять главное в той или иной ситуации, у него еще мало жизненного и познавательного опыта. У каждого ребенка есть воображение, фантазия, но проявляются они по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей. Некоторые до такой степени скованы ситуацией, что всякое мысленное изменение ее представляет для них значительные трудности. Иногда ученик не может усвоить учебный материал только потому, что не в состоянии мысленно представить то, о чем говорит учитель или что написано в учебнике.

Для других детей всякая ситуация -- материал для деятельности воображения. Когда такого ребенка упрекают за невнимательность на уроке, он не всегда бывает виноват: он старается слушать, а в его голове совершается иная жизнь, возникают образы, может быть, ярче и интереснее, чем то, о чем рассказывает учитель.

Эмоциональность в творческой активности младшего школьника является "энергетическим ресурсом" в том или ином виде деятельности, отражающей степень заинтересованности ученика.

Эмоциональность младшего школьника, восторг и радость от удач, хороших результатов, любование продуктом своей деятельности служит также показателем его творческой активности. У младшего школьника активность может находиться на высоком уровне, когда эмоции достигают предела и в это время происходит воплощение творческого замысла. Но здесь сказывается и импульсивность детей этого возраста, творческая активность их может быстро угаснуть, если ее не заметить и не поддержать.

Эмоциональный настрой младшего школьника является одним из показателей его творческой активности.

Но эмоции возникают, когда в работе нет недостатков, если учитель не сделал замечаний или если их мало, если товарищи часто обращаются к нему за помощью. Наиболее ярко у детей проявляются эмоции в связи с переживанием радости от успехов в работе. Такое ликованье у младшего школьника, как отмечает В. Б. Огузов, это «... бурно протекающий процесс, выражающийся в репликах, мимике, жестах».

Эмоциональные проявления в деятельности младшего школьника придают ему больше уверенности в способности творчески работать.

Таким образом, воображение складывается в процессе развития его деятельности и под влиянием условий жизни, обучения и воспитания, проходя становление от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному, творческому. К младшему школьному возрасту воображение нормально развивающихся детей приобретает продуктивный характер и, по утверждению Ю. А. Самарина, определяется «появлением и развитием у ребенка внутренней позиции, которая дает ему возможность осмысливать и переосмысливать ситуацию».

Характерной особенностью творческой активности в этом возрасте является и отсутствие у детей ярко выраженного стремления к достижению высоких показателей в работе. Это связано с тем, что продукт деятельности для младшего школьника носит часто лишь субъективную новизну, активность в этом возрасте проявляется чаще эпизодическая.

Эти особенности воображения детей необходимо учитывать. Надо знать не только как ученик воспринимает материал, но и как этот материал преломляется в его воображении.

Наблюдения за работой учащихся показывают, что одни быстро и хорошо выполняют поставленные перед ними задачи и работы их выразительны, интересны; другие работают быстро, но рисунки невыразительны, с большим количеством ошибок; третьи не справляются с поставленными задачами, делают грубые ошибки, потому что неорганизованны, плохо слушают учителя; четвертые работают медленно, не успевают закончить работу, так как стараются выполнить ее как можно лучше.

Воробей Ю. Д. считает, что:

- можно узнать различные индивидуальные творческие особенности каждого ребенка, которые проявляются и в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла:

- определить, кто хорошо владеет техническими умениями и навыками: кто больше любит работать красками, а кто карандашом и редко прибегает к краскам.

Работы, выполненные детьми по их собственному замыслу, раскрывают их интересы, склонности, уровень их творческого воображения. Одни рисуют сложные и интересные композиции, другие выбирают простой сюжет и примитивно его решают, третьи любят изображать одни и те же предметы, например, самолеты, танки, но равнодушны, например, к природе. И все эти группы детей и каждый ребенок в отдельности, нуждаются во внимательном и чутком индивидуальном подходе.

Существует три критерия эффективности развития творческого воображения детей:

- динамика успеха ребенка в выполнении самих игровых заданий;

- динамика успехов в выполнении традиционных интеллектуальных и мимических тестов;

- динамика общей успеваемости школьников и повышение их активности на уроках.

Специфической особенностью занятий по изобразительной деятельности является то, что они тесно связаны с занятиями по развитию речи, ознакомлением с окружающей жизнью и окружающей природой. В данном случае мастерство педагога состоит в том, чтобы, учитывая индивидуальность детей, их склонности, учить их наблюдать окружающее, понимая его, выделяя наиболее характерное, воспитывать у них высокий эстетический вкус и благородные нравственные черты. Эмоциональное воспроизведение ребенком окружающего, всего нового, вызывает у него потребность выразить это в своем творчестве на занятиях по изобразительному искусству.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.