На основании всего вышеизложенного можно сказать, что творческое воображение младших школьников проявляется: в интенсивно формирующихся в этом возрасте практических умений и навыков; эмоциональных, волевых проявлениях ребенка, в свободном выборе им деятельности; в эмоциональности.
Показателями творческого воображения младших школьников являются:
- количественная продуктивность их деятельности;
- гибкость использования идей;
- оригинальность воображения.
Характерными особенностями творческого воображения младших школьников являются:
- различная легкость преобразования реальности в воображении;
- импульсивность и эмоциональный настрой;
- отсутствие ярко выраженного стремления к достижению высоких показателей в работе.
1.3 Эстетико-педагогические условия развития творческого воображения младших школьников
Эстетико-педагогические условия развития творческого воображения младших школьников имеют двустороннюю структуру, включающую педагогические и эстетические условия.
Педагогические условия широко представлены в трудах педагогов: Я. А. Коменского, А. С. Макаренко, А. Ф. Харламова, Ю. К. Бабанского, Ш. А. Амонашвили, Б. П. Никитина, Дж. Смита и других.
Эстетические условия вытекают из теории дизайна и эргономических требований организации окружающей среды, вопросами которой занимались В. П. Глазычев, И. М. Демина, Л. М. Холмянский, И. П. Юров и другие (по 25, с. 85).
Синтез эстетических и педагогических условий как единая система организации школьного учебного пространства был осуществлен Р. Штейнером в процессе создания вальдорфских школ, также попытки аналогичного синтеза были осуществлены педагогами: Е. Г. Речицкой, Е. А. Сошиной, В. А. Караковским, Н. Л. Арининой, Г. Б. Кобахидзе, С. А. Анискиным и другими, - что и стало теоретической основой для создания эстетико-педагогических условий в учебно-воспитательном процессе, обоснованных в этой работе.
Эстетические условия необходимы для активизации творческих процессов и осуществления эстетического воспитания детей. В первую очередь они заключаются в создании оптимальных для обучения и воспитания внешних средовых факторов, объединяющих в себе различные эстетические качества окружающего мира. Их называют учебно-дизайнерск. Данная группа условий включает две стороны: эргономическую и эстетическую организацию физической и предметной школьной среды. В убранстве интерьера большое значение имеет цвет. Можно с большим художественным вкусом решать убранство комнаты, положив в основу либо контрастные цветовые сочетания, либо наоборот, изысканные мягкие тональные переходы цвета. Любое эмоциональное состояние может быть активизировано (то есть возбуждено, дополнено, подчеркнуто) или компенсировано (то есть смягчено, ослаблено) соответствующим цветовым сочетанием. В целом цветовое решение жилого интерьера должно быть гармоничным, создавать психологический комфорт и способность к оптимальному зрительному восприятию элементов жилого пространства.
Эстетическая организация физической среды школьного пространства включает наличие необходимых нормальных санитарно-гигиенических качеств (освещенность, температурный режим, шумоподавление и т. д.), соответствующих целенаправленности учебного помещения и возрастным особенностям занимающихся в нем детей.
Предметная среда включает в себя эстетическую направленность природного пейзажа, интерьер помещения, комплекса наглядно-демонстрационного материала и комплекса предметов благоустройства.
Эргономическая организация физической среды школьного пространства заключается в создании оптимальных, удобных для учебной деятельности условий. Данные условия предполагают соответствующее возрастным, физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям младших школьников цветовое, формообразующее, музыкальное, художественное, озеленяющее оформление, включенное в единый интерьер учебного процесса.
Эстетико-педагогические условия, способствующие развитию творческого воображения у детей, имеют двустороннюю структуру. С одной стороны - это индивидуальные физиологические, психологические и интеллектуальные особенности ребенка, позволяющие ему усвоить в той или иной степени необходимые для формирования творческого воображения мыслительные процессы; с другой стороны - интеллектуально психологические особенности педагога, лежащие в основе его творческой личности (56, с. 66).
Качественные характеристики индивидуальных особенностей ребенка, которые необходимо развивать для возможности функционирования творческого воображения у младших школьников - это цепкость и цельность восприятия, память, воображение, логическое мышление, речь, интуиция, способность к оценочным действиям и доведению дела до конца, интеллект.
Эстетико-педагогические условия объединяют две стороны:
- эстетический внешний облик педагога и учеников, соответствующий таким эстетическим показателям, как: стиль одежды, соответствующий целям и ситуации; гармония с окружающей предметно-цветовой средой; гармония эстетических, профессиональных морально-эстетических, интеллектуальных качеств личности педагога, определяющих индивидуальный стиль учителя и направленных на выявление способностей и призвания ребенка;
- определенный уровень развития психолого-интеллектуальных качеств ребенка, необходимых для обеспечения дальнейшего развития его творческого воображения и иных вышеперечисленных качеств личности.
Духовная гармоничность педагога включает три основных составляющих: морально-этические качества (доброта, порядочность, такт, честность и т. д.); эстетическое сознание, эстетическое отношение к действительности, эстетические убеждения, вкусы, культура, мировоззрение; мастерство (высокий уровень интеллекта, профессионализм, артистичность, развитие творческого воображения и потребность в творчестве). Таким образом, педагог становится для учеников наглядным примером развитого творческого воображения, а подражательная способность младших школьников стимулирует функционирование и развитие творческой активности.
Исходя из вышеизложенного, в качестве первого условия можно назвать эмоциональную выразительность дидактического материала, образный характер всего, что окружает ребенка, то есть зрительный ряд.
Эстетико-педагогические условия заключаются в создании эмоционально-благоприятной атмосферы в классном коллективе в результате субъективного взаимодействия педагога с детьми. Эта группа условий включает мажорный тон в коллективе, демократический стиль общения педагога с учениками, эмоционально-психологическую комфортность каждого ребенка, свободу выбора творческих форм и методов творческой деятельности. Данная группа условий характеризуется образованием творческой атмосферы в классном коллективе, которая формируется на фоне эстетического отношения коллектива к выполняемой деятельности и эстетических проявлений межличностных коллективных отношений. Эстетическое отношение к выполняемой деятельности проявляется в следующих эстетических реакциях: эмоциональности, темпе, ритме, активности, свободе, заинтересованности, гармоничности действий и поз, согласии, четкости, оптимизме, реализации творческой деятельности. Эстетичность межличностных отношений тесно связана с морально-эстетическими нормами, характеризующимися следующими проявлениями: дружбой, взаимным уважением, эмоциональной отзывчивостью, вежливостью, доверием, радостью общения, честностью и так далее.
Таким образом, в качестве второго условия можно назвать эмоционально-психологическую комфортность каждого ребенка, свободу выбора творческих форм и методов творческой деятельности.
Помимо обеспечения благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в классе, эстетико-педагогические условия включают и другие факторы учебно-воспитательного процесса.
Более четко отражают педагогические факторы, способствующие формированию у младших школьников заинтересованности в учении, педагоги МОУ СОШ № 15 г. Оренбурга О. С. Богданова и В. И. Петрова: создание на уроках в учебном процессе обстановки радости познания, коллективной дружной работы, удовлетворение отрешения новых познавательных задач; активная позиция ученика в процессе обучения, выбор методов и приемов, активизирующих познавательную деятельность школьников, когда дети выступают как соучастники добывания новых знаний; включение школьников в разнообразные виды психической деятельности, где развивается не только интеллектуальная, но и эмоционально-волевая сфера психики, познавательные процессы и интересы; осуществление разнообразных форм взаимодействия программного материала с личным опытом ребенка, окружающей жизнью. Вышеперечисленные педагогические условия активизации познавательной деятельности детей, лежащие в основе творческого мышления, создаются непосредственно в учебно-воспитательном процессе.
Для того, чтобы развитие творческого воображения учащихся сочеталось с художественно-практической деятельностью учащихся необходимо введение специальной программы занятий по развитию творческого воображения.
В последнее время появилось большое количество методических разработок таких занятий. В частности, в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс "развитие творческого воображения", одним из авторов которого является
В. Т. Кудрявцев. В его основе лежит «творческое решение изобретательских задач», «алгоритм решения изобретательских задач» и теория развития технических систем Г. С. Альтшуллера (33, с. 12). Этот курс уже апробирован в различных творческих студиях, школах и дошкольных учреждениях, где он доказал свою эффективность. Курс "развитие творческого воображения" развивает не только творческое воображение, но и творческое мышление детей.
Существует также методика развития детского творческого воображения О. М. Дьяченко и Н. Е. Вераксы, а также специальные игровые тренинги воображения, разработанные психологом Е. В. Заикой.
В настоящем исследовании занятия на уроках строятся на принципах программно-развивающего развития по программе В. Т. Кудрявцева. Именно использование принципов программно-развивающего развития творческого воображения по программе В. Кудрявцева стали третьим эстетико-педагогическим условием, обоснованным в данной работе [Приложение 1].
Для развития способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия Кудрявцев В. Т. предлагают методику «Солнце в кармане». Данная методика способствует реализации воображения.
Для развития умения сохранять целостный контекст изображения в ситуации его разрушения предлагается методика "Складная картинка". Это упражнение позволяет развить у детей умение видеть целое раньше частей.
Для развития способности превращения задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию используется методика «Как спасти зайку». Данная методика определяет надситуативно-преобразовательный характер творческих решений.
Для развития способности к экспериментированию с преобразующимися объектами предлагается методика "Дощечка".
Преподаватель может точно и не знать, в какой день, какой именно теме будет посвящен урок, но он должен соблюдать некоторые принципы формирования урока и иметь максимально полный набор правил, по которым занятие будет сформировано (синтезировано).
К таким принципам можно отнести, во-первых, использование на занятиях хорошо знакомого, привычного для ребят материала. Это обусловлено тем, что на обычных учебных занятиях ученик зачастую одновременно испытывает трудности двоякого рода: с одной стороны, для него сложен сам изучаемый материал (незнаком, непривычен, громоздок), а с другой стороны, для него представляют трудности те способы проработки и усвоения материала, которые он пытается применить для его понимания (они несовершенны, неустойчивы, протекают медленно, расплываются (краски)). В результате материал не усваивается из-за того, что способы его усвоения несовершенны, а совершенствоваться они, в свою очередь, никак не могут из-за того, что изучаемый материал продолжает оставаться недоступным, и, следовательно, этим способам не на чем упражняться, совершенствоваться. Так складывается замкнутый круг, лежащий в основе хронической неуспеваемости многих школьников, и выбраться самостоятельно из этого круга ребенок уже не может.
На моих занятиях этот круг разрывается за счет использования в заданиях только хорошо знакомого и привычного материала: именно на нем, самом по себе не представляющем особых трудностей, только и могут впервые появиться, а в дальнейшем обкататься и усовершенствоваться эти недостаточно сформированные способы творческого воображения. При этом они оказываются специальным объектом формирования, развиваются, так сказать, в чистом виде, не замутненные и не осложненные содержанием усваиваемого материала. Лишь затем, будучи сформированными, они могут применяться и по отношению к более сложному учебному материалу, обеспечивая его эффективное усвоение.
Во-вторых, взаимообмен различными подходами к выполнению заданий и тем самым значительное расширение диапазона познавательных процессов каждого из учащихся. Обычно ребенок применяет свой привычный стихийно сложившийся у него набор интеллектуальных средств, который сплошь и рядом оказывается ограниченным, односторонним, неэффективным, а зачастую и просто примитивным; ребенок постоянно варится в этом своем собственном соку. Элементарное же знакомство с другими интеллектуальными подходами и тактиками, обеспечиваемое в ходе тренинга их открытостью и очищенностью от трудностей материала, а также их акцентирование ведущим и общий соревновательный характер занятия побуждает учащихся постоянно использовать эти наработки других ребят в своей собственной интеллектуально-творческой практике, постоянно примерять их на себя. Это и приводит к овладению учащимся новыми интеллектуальными средствами, такими, которые он бы не освоил вообще (или освоил медленно и с трудом) вне коллектива сверстников. Вот почему, кстати, наши игровые занятия требуют только коллективной формы работы и неэффективны при работе один на один.
В-третьих, интеллектуальная раскованность детей и общий положительный эмоциональный фон занятий. Для ребенка, испытывающего трудности в учебе, нередко сама ситуация школьного урока выступает сковывающим и стрессогенным фактором, продолжающим целый ряд интеллектуальных барьеров, и в этих условиях осуществление творческой активности для него практически невозможно. Поэтому ситуация урока должна как можно меньше напоминать ребенку об уроке: можно рассаживаться по-другому, можно громко смеяться, разговаривать со сверстниками при обсуждении результатов, всячески проявлять остроумие и т.п. Необходимо всячески подбадривать и хвалить ребят, чтобы стимулировать их соревновательную активность. Такая новая, неурочная обстановка, на наш взгляд, обязательна. Попытки же строить уроки с применением интеллектуальных игр и мнемических упражнений гораздо менее успешны.
Понимание изложенных трех принципов и опора на них позволила мне избежать типичных ошибок при организации занятий и обеспечить более выраженный развивающий эффект.
Развивать творческое воображение можно не только с помощью специальных занятий. Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать её, включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком хлеба и т.д. Педагог должен показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. В 6-7 лет детям уже достаточно хорошо знакома сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в которые они играют. Педагог должен разнообразить сюжеты игр таким образом, чтобы обеспечить развитие творческого воображения детей.
Страницы: 1, 2, 3, 4