Рефераты. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен

елью диагностического эксперимента было определение условий, при которых влияние среды кафедры и вуза на студента оказывается наиболее благоприятным. В качестве признаков эффективного влияния среды образовательного учреждения на развивающуюся личность специалиста нами выделены следующие параметры: 1) принятие студентом образовательного учреждения с его функциональными и эстетическими характеристиками, предоставляемыми возможностями профессионального и межличностного общения как субъективно значимого аттрактивного пространства и переживание своего пребывания в нем в виде чувств привязанности, комфортности, принадлежности к «своему» духовно-профессиональному сообществу; 2) полнота (разносторонность) вхождения в среду, открытие для себя возможностей самореализации в учебной, информационной, профессиональной сферах вуза, сфере межличностного общения различного уровня - от эпизодического партнерства до дружбы и любви; 3) определение для себя устойчивой сферы взаимодействия - лаборатории, секции, клуба, «команды», которая выступает как, своего рода, референтная группа, обеспечивающая открытое, творческое, неформальное общение; 4) отношение к среде образовательного учреждения как к источнику дополнительного профессионального и личностного опыта, присутствие которого в известной степени «достраивает» образование до целостности.

На этапе констатирующего эксперимента исследовалась образовательная среда восьми кафедр медико-биологического профиля ВолГМУ и среда университета в целом. Констатирующий эксперимент был реализован с помощью ряда методик анкетного типа, в основу которых была положена оценка студентами параметров по предлагаемым показателям.

Принятие студентами образовательного учреждения (1 параметр) оценивалось через: «образ среды» кафедры, её восприятие как позитивной, нейтральной или негативной; выявления стиля взаимоотношений между преподавателем и студентами (межличностный уровень) присутствующих на кафедрах и желаемых; признание среды комфортной, «своей» и желание преобразовать её; персонализацию среды (любимого места в вузе); знание традиций кафедр и вуза; переживание принадлежности к университету как духовной общности студентов, профессорско-преподавательского состава и вспомогательного персонала университета.

Разносторонность вхождения в среду (параметр 2) определялась через степень вхождения в среду и оценивалась по времени, необходимого для адаптации в среде каждой кафедры и факторов, затрудняющих адаптацию, а также перечислением сфер возможной самореализации.

Определение для студента устойчивой сферы взаимодействия (параметр 3) проводилось соответственно их участию в общественной жизни вуза, в самодеятельности, клубах по интересам, научных кружках, спортивных секциях и т.д.

Таблица 1

Восприятие студентами II курса ВолГМУ образовательной

среды кафедр медико-биологического профиля, %

Кафедра

ФОИС

Лечебный факультет

Педиатрический

факультет

Стоматологический

факультет

Доб.

Ней.

Тяж.

Доб.

Ней.

Тяж.

Доб.

Ней.

Тяж.

Доб.

Ней.

Тяж.

Анатомии

33,3

55,5

11,1

59,8

36,1

4,1

60,7

33,7

5,5

100

-

-

Биологии

100

-

-

66,7

27,7

5,5

60,5

39,5

-

81,8

18,2

-

Биохимии

77,7

22,3

-

61,1

29,2

9,7

68,8

31,2

-

58,3

33,3

8,3

Гистологии

33,3

55,5

11,1

55,6

34,7

9,7

44,3

45,5

10,1

66,6

25,0

8,3

Микробио-

Логии

55,5

44,5

-

50,0

43,1

6,9

61,8

34,1

4,1

66,6

33,3

-

Физиологии

22,2

55,5

22,2

90,3

9,7

-

70,3

27,3

2,4

100

-

-

Физики

22,2

55,5

22,2

25,0

55,6

19,4

27,7

65,1

12,6

58,4

41,6

-

Химии

58,5

41,5

-

44,8

46,5

8,7

43,5

56,5

-

55,3

36,3

8,3

Примечание. ФОИС - факультет обучения иностранных студентов; Доб. - воспринимается как доброжелательная, позитивная среда; Ней. - воспринимается как нейтральная среда; Тяж. - воспринимается как тяжелая, негативная, агрессивная среда.

Результаты показали, что образовательную среду одной и той же кафедры студенты разных факультетов воспринимают по-разному (табл.1). Если воздействие образовательной среды не осознаётся субъектом образовательного процесса (нейтральная среда), это может свидетельствовать о её рациональной организации, дающей простор творческому развитию индивида.

В зависимости от оценки студентами качества образовательной среды меняется и оценка времени адаптации (r=0,4, рис.1). При позитивной оценке среды время адаптации не превышает 4 недели. При нейтральном характере среды - в срок до 4 недель адаптируются только 75% студентов, но подавляющее большинство (95%) успевает адаптироваться в срок до 3 месяцев. Ассоциации же среды с агрессией увеличивает для половины студентов время адаптации (медиана, рис.1), которые в этом случае превышает 4 недели.

Характеризуя модель взаимоотношений между преподавателем и студентом на кафедрах медико-биологического профиля ВолГМУ, студенты отмечали сочетание разных стилей общения на одной кафедре при ведущем демократическом.

Рис.1. Характеристики времени адаптации (медиана, интерквартильный диапазон, 5% и 95% квантили) в зависимости от оценки студентами характера образовательной среды

Результаты сопоставления оценки студентами стиля взаимоотношений и восприятия среды кафедры свидетельствуют, что «компьютеризованный» стиль общения, при котором ключевое место занимают используемые информационные средства, соответствовал восприятию среды как агрессивной в 13,8% случаев. Если стиль общения воспринимался студентами как ориентированный на более подготовленных или одарённых студентов, то оценка агрессивности среды кафедр медико-биологического профиля возрастала до 19,6% (при доверительном интервале 10-33%), с падением позитивной оценки до 35,5% (при доверительном интервале 22-49,9%), и нейтральной - на том же уровне. То есть наиболее тяжело воспринимается студентами среда с преобладанием компьютеризованного стиля общения (обезличенная среда) и стиля взаимоотношений, ориентированного лишь на наиболее подготовленных студентов.

Особенно важно, когда образовательная среда воспринимается студентами как доброжелательная, благоприятная. Именно доброжелательная (позитивная) образовательная среда способна оказать позитивное воздействие на личность студента и может служить основой для создания среды целенаправленно развивающей личность специалиста.

Полученные результаты (рис.2) также подтверждают выдвинутое нами в первой главе положение, что результатом воздействия образовательной среды является включение (запуск) процесса профессионально-личностного развития и саморазвития студентов.

Как показал анализ результатов оценки любимого места в вузе (осуществляется персонализация среды) для студентов важна как возможность коммуникации, так и функциональные и эстетические характеристики среды.

Рис.2. Взаимовязь между самооценкой участия студентов в саморазвитии и оценкой качества образовательной среды

Через образ жизни среда способна формировать личностный тип, присущий профессии врача и в то же время развивать личностно-профессиональную индивидуальность. Представления о том, какой же должна быть личность врача и присущие ей функции потребовали рассмотрения вопросов о профессиональном идеале и современных тенденциях медицины. Профессиональный идеал, в том числе и идеал врача сложен и многогранен, включает разные аспекты и характеристики межличностно-социальной, морально-нравственной, действенно-практической, потребностно-мотивационной, когнитивно-познавательной, эмоционально-волевой, экзистенционально-бытийной сфер. К таковым нами отнесены эмпатия, понимание, умение установить терапевтический альянс, коммуникабельность, ответственность, добросовестность, внимательность, интеллигентность, тактичность, гуманность, уважение жизни и здоровья своего и окружающих, умение контролировать эмоциональную сферу, способность к рефлексии, обладание яркой индивидуальностью, оптимизм, позитивная Я-концепция и др. При поиске идеала происходит самоактуализация личности на основе переосмысления жизненных ценностей и позиций. Исследование образа идеального врача позволяет получить данные, отражающие формирующиеся профессиональные ценности, а между системой ценностей специалиста-медика и медицинской деятельностью существует четкая взаимосвязь. Специфическим мышлением, характеризующим врача - профессионала является клиническое мышление. Для выбора способа оценки уровня клинического мышления проведен анализ возможных способов решения диагностических задач, их основных характеристик и сопоставление их с моделями теоретического и эмпирического типов мышления, описанных В.В. Давыдовым. Осознание ведущих закономерностей и тенденций медицины позволяет выявить средовые факторы, которые необходимо учитывать при преобразовании среды, чтобы усилить ее влияние на формирование личностно-профессионального опыта будущего специалиста.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.