Рефераты. Образовательные порталы и методика их использования в обучении

p align="left">Дидактические цели, преимущества и основные методы использования сетевых информационных образовательных ресурсов для участников образовательного процесса: преподавателей, администраторов, менеджеров, абитуриентов, обучаемых (учащихся или студентов), родителей.

Целями использования информационных ресурсов портала для преподавателей являются:

· совершенствование традиционной методики обучения;

· использование инновационных форм и методов обучения;

· осуществление культурно-просветительской деятельности.

Целью использования информационных ресурсов портала для администраторов, менеджеров является поиск нормативной и методической документации.

Целями использования информационных ресурсов портала для абитуриентов, обучаемых (учащихся и студентов) являются:

· подготовка к занятию;

· подготовка в ВУЗ;

· подготовка к внеучебным мероприятиям;

· использование ресурса для выполнения учебных заданий на занятии;

· досуговая деятельность.

Целями использования информационных ресурсов портала для родителей являются:

· подготовка к внеучебным мероприятиям;

· поиск информации по подготовке в ВУЗ;

· досуговая деятельность.

Блок тестирования. С его помощью может быть реализована функциональность широкой системы компьютерных тестов, используемых в локальных программных продуктах, на базе интернет-технологий. Могут быть реализованы четыре базовых класса тестовых заданий:

· с выбором ответа из предложенных вариантов - закрытый тип;

· с вводом произвольного фрагмента текста - открытый тип.

· с установлением взаимосвязей между предложенными двумя группами объектов;

· с классификацией предложенного набора объектов по нескольким предложенным категориям;

· с установлением логической последовательности.

Необходимо предусмотреть интерфейсы связи данного блока с базами данных студентов, преподавателей, и с блоком электронного деканата

База данных студентов. Эта подсистема необходима для полноценного функционирования технологической платформы дистанционного и открытого образования.

Основные требования:

· обеспечение хранения, ввода, редактирования, вывода информации об студентов;

· поддержка набора данных об студентов;

· поддержка данных ролевой авторизации студентов в общей системе;

· наличие внутренних открытых интерфейсов к модулям электронного деканата и к модулям информационно-аналитических сервисов;

· возможность расширения набора данных об учащемся (преемственность снизу вверх).

База данных преподавателей.

Основные требования:

· обеспечение хранения, ввода, редактирования, вывода информации о преподавателях;

· поддержка набора данных о преподавателях;

· поддержка данных ролевой авторизации преподавателей в общей системе;

· наличие внутренних открытых интерфейсов к модулям электронного деканата и к модулям информационно-аналитических сервисов;

· возможность расширения набора данных о преподавателях.

Электронный деканат.

Данная система, должна являться центральным блоком всей технологической платформы системы дистанционного обучения. Она является наиболее технологически сложным, ответственным, и наукоемким блоком любой технологической платформы образования в целом.

Первыми блоками данной системы являются следующие:

· блок зачисления по результатам экзаменов (как средство пополнения базы данных студентов);

· информационный блок по направлениям и специальностям (дисциплины, сроки обучения, учебные планы);

· информационный блок по преподавателям (как средство интеграции с базой данных преподавателей, а также с преподаваемыми дисциплинами);

· блок аттестации, включающий интегрирующий модуль с блоком тестирования, а также с полученными off-line результатами контрольных работ, зачетов и экзаменов);

· интерфейсы к блоку информационно-аналитических сервисов.

Информационно-аналитические сервисы.

Блок информационно-аналитических сервисов предназначен для формирования информационных документов для руководителей и участников учебного процесса. Данный блок должен быть реализован максимально гибко в отношении возможности дополнения новыми сервисами и формами отчетности, методами обработки информации. Он должен взаимодействовать с блоком функций электронного деканата посредством внутреннего точно специфицированного и свободно расширяемого открытого интерфейса.

Поиск информации.

Данный отдельный модуль должен представлять программное средство, которое может быть встроено, в частности, как в общую интернет-систему. Он должен обеспечивать полнотекстовый поиск по:

· текстам учебных материалов, размещенных на портале;

· по глоссариям используемых терминов, причем как по левым частям (терминам), так и по правым (текстам глоссарных определений);

· по авторам материалов.

3. Методы осуществления учебного информационного взаимодействия на базе информационных ресурсов портала

В качестве психолого-педагогических условий осуществления УИВ на базе ресурса портала можно выделить: использование педагогически значимой учебной информации, доступной из ресурса; взаимодействие с ресурсом в рамках учебного телекоммуникационного проекта; использование телеконференций образовательного назначения для осуществления УИВ в Интернет. Опишем эти условия.

Использование педагогически значимой учебной информации, доступной из ресурса портала.

В условиях информатизации образования значимость учебной литературы приходится все время пересматривать. Коммерциализация Интернет способствует появлению на рынке печатной продукции, литературы низкого качества, зачастую ненаучной. Выходит большое количество "учебных" печатных изданий, не имеющих грифа Министерства образования Российской Федерации, достаточно высокой стоимости. Это положение ставит преподавателя перед проблемой выбора учебной литературы. Проблема решается (хотя и частично), если использовать в учебном процессе педагогически значимую учебную информацию, доступную из ресурса портала.

Для этого, преподавателю предварительно необходимо решить задачу подбора нужной учебной информации из ресурса портала и методики ее использования обучаемым. Далее необходимо остановиться на вопросе использования информации, доступной из ресурса, и способах ее применения преподавателем. Преподаватель может использовать ресурс портала при подготовке следующих материалов: конспектов лекций, лабораторных и практических работ, тестовых и контрольных заданий, сценариев внеклассных мероприятий и т.п.

Выделим характерные особенности осуществления УИВ на базе ресурса портала:

· доступность (доступ к ресурсу возможен с любого ученического компьютера, имеющего выход в Интернет, что делает этот метод доступным для любого преподавателя, работающего с таким обучаемым);

· открытость (гипертекстовая система подачи информации позволяет обучаемому находить собственную "траекторию" изучения учебного материала, углублять и расширять знания по своему усмотрению и возможностям);

· визуализация учебного материала (с помощью средств технологии мультимедиа, использующихся в WWW-сервисе Интернет, можно при необходимости встраивать в учебный материал иллюстрации, анимацию, видеоролики, озвучивать информацию, встраивать элементы теста);

· интерактивность ресурса (интерактивные формы информационного взаимодействия, размещенные на Web-сайтах портала, позволяют студенту выбирать условия поиска, отбора и загрузки учебной информации).

Взаимодействие с ресурсом портала в рамках учебного телекоммуникационного проекта.

Интернет является "информационно-коммуникационной средой" (Роберт И.В.) УИВ студента с ресурсом, с другим студенту, с ученическим коллективом, а также с преподавателями. Это является самым существенным при использовании технологии Интернет в учебных целях. Следовательно, использование Интернет в образовательных целях должно предусматривать не только формирование специальных знаний, умений и навыков работы с прикладными программами, владение приемами Web-дизайна, быть направлено на творческое развитие личности, но и способствовать формированию умений анализировать собственную интеллектуальную деятельность, то есть обучаться рефлексии через УИВ с ресурсом портала.

Определим особенности использования ресурса и осуществления УИВ в зависимости от типа проекта, основываясь на типизации проектов по доминирующему методу или по доминирующей в проекте деятельности.

Информационные проекты предполагают осуществление деятельности по сбору информации, представленной в ресурс, по узкой тематике, её анализу, дальнейшей систематизации и представлению в виде аннотации к найденному ресурсу и, ссылки на этот ресурс. Эти аннотации могут быть использованы студентами при самостоятельном изучении отдельных тем или расширении знаний в соответствующих темах. Следовательно, аннотации к ресурсу должны быть точными и достаточно подробными.

Практико-ориентированные проекты подразумевают практический результат проектной деятельности, четко ориентированный на социальные интересы. В ходе проекта должны быть получены не только значимые результаты, но и выявлены способы внедрения их в практику. В задачи такого проекта может входить инсталляция необходимого клиентского программного обеспечения, полученного путем поиска на портале, выявление адресов необходимых серверов, оценка качества ресурса этих серверов, разработка практических рекомендаций к использованию этих ресурсов в образовательных целях и т.п. Таким образом, в результате проекта, должно быть создано либо практическое пособие, либо необходимые рекомендации.

Исследовательские проекты предназначены для стимулирования познавательной деятельности студентов и их самостоятельной работы по сбору, обработке, анализу полученных результатов и требуют четко обозначенных целей, актуальности проекта, его социальной значимости.

Выполнение проектного задания может способствовать осознанию учащимися важности осуществления УИВ в телекоммуникационной среде; формированию системы базовых знаний и навыков и дальнейшему их пополнению и развитию; выработке устойчивой мотивации и ощущения потребности в приобретении новых знаний, необходимых в работе над проектом; активизации познавательной деятельности студентов, особенно при выполнении ими проектно-коммуникационных исследований; развитию творческих способностей, позволяющих реализовать проектную задачу в соответствии с собственным видением; воспитанию инициативности в получении новых знаний и самостоятельности в расширении сфер их применения; осознанию учащимися себя творцами собственных знаний.

Использование телеконференций образовательного назначения (ТКОН) для осуществления УИВ в Интернет.

В основе использования образовательных телеконференций лежат различные коммуникационные технологии: списки рассылки, системы электронной почты (electronic mail), электронные доски объявлений (BBS-Bulletin Board System), on-line телеконференции на основе технологии IRS (Интернет Relay Chat), так называемых "чатов".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.