· после решения студентом очередной выделенной группы тестов преподаватель получает электронное письмо с подробной статистикой результатов по каждому студенту, тесту и вопросу;
· допускается создание тестов следующих типов: множественный выбор, ДА/НЕТ, установление соответствия, выстраивание объектов в определенной последовательности,
· ввод в качестве ответа ключевого слова.
Кроме того, зарегистрированные преподаватели автоматически становятся участниками телеконференции в режиме электронной почты, регулярно информирующей о новых сетевых взаимодействиях, организованных на этом сайте.
Продуцирование информации - деятельность по созданию информационного продукта, отличающегося определенными существенными признаками, характеризующими его качество или принадлежность к определенной сфере использования.
Огромное значение в создании и работе над web-ресурсами играет роль преподавателя, который может заинтересовать студентов той или иной проблемой и решить ее с помощью портала. Предполагается, что работа с web-ресурсами должна быть понятной и доступной, отвечающей всем требованиям интерактивности. В качестве web-ресурсов могут выступать сайты, которые подготавливаются студентами и служат для решения конкретных образовательных задач. Web-ресурсы разрабатываются для максимальной интеграции информации, доступной из ресурсов портала в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Особенностью ресурсов является то, что материал для работы студентов может находиться на различных сайтах, ссылки на которые размещены в каталоге портала.
Образовательные ресурсы можно разделить по основным направлениям:
· углубленное изучение учебных дисциплин;
· региональные проблемы,
· проектная деятельность.
Одной из разновидностей учебной деятельности по продуцированию информации являются учебные проекты.
Под учебным проектом на базе Интернет-ресурса понимается результат самостоятельной творческой деятельности студентов по созданию и размещению в Интернет образовательного ресурса, организованной на основе использования информационных и коммуникационных технологий Интернет, имеющей социально значимую и образовательную цель осуществления учебного информационного взаимодействия в Интернет.
Так как на портале имеются ссылки на сайты соревновательных и информационных Интернет-проектов, то преподаватель может использовать материал этих ресурсов, учитывая следующие методические рекомендации.
1. Для организации выполнения проекта целесообразно выделить группу технического обеспечения из наиболее подготовленных студентов и закрепить их за участниками соответствующих проектов.
2. Так как проекты обычно выполняются с использованием иностранных языков, где иностранный язык является лишь инструментом общения, а не главной целью, следует создать такую же группу языкового обеспечения, наличие которой будет способствовать расширению круга участников проекта. Кроме того, стремление использовать разнообразные информационные ресурсы, несомненно, будет способствовать усилению роли иностранных языков в образовании.
3. Проекты можно реализовывать как со студентами, так и с учащимися среднего и старшего звена школы.
4. Целями проектов могут быть, например: языковые (практическое овладение языком; изучение языковых особенностей; изучение языковых реалий), в области ИТ (закрепление навыков использования электронной почты; закрепление навыков создания текстовой информации; ознакомление с разными способами оцифровки изображений), культурологические/воспитательные (организация межкультурного общения как формы образования и воспитания; знакомство с семейными традициями другой культуры; формирование глобального мышления будущего члена информационного общества) и т.п.
5. В проектах может быть реализована интеграция различных дисциплин, входящих в систему дистанционного обучения.
6. Если у преподавателя не опыта проведения телекоммуникационных проектов, то можно начинать с проведения проектов по типу “Друзья по переписке”. Цели проекта при этом могут быть совершенно различными: от изучения возможностей электронной почты до решения глобальных культурологических проблем. Они могут решать образовательные задачи как для студентов, так и для преподавателей. По характеру обмена письмами они могут быть: взаимно однозначный обмен письмами между студентами двух групп; взаимно однозначный обмен письмами типа “группа - группа”; обмен письмами типа “группа - несколько групп”.
7. Преподаватель при подготовке проекта может опираться на следующую классификацию проектов:
ь по методу исследования (например, творческий);
ь по содержательному аспекту (например, языковой, обучающий);
ь по характеру координации
Результаты работы по проекту могут быть оформлены в виде: Web-сайта по материалам переписки на сервере, отчета, презентации, доклада и т.п.
8. Проект может выполняться как в учебное, так и во внеурочное время. На занятиях в течение небольшого времени обсуждается содержательная часть общего характера, записывается необходимый теоретический материал. Студенты дома готовят материал, набирают тексты на компьютере в вузе (при необходимости) в отведенное для этого время, копируют в специально созданные папки переписки и отправляют письма с вложениями нужной информации. Порядок получения писем может быть следующим:
ь все письма приходят на один фиксированный адрес;
ь письма принимаются дважды в день и перемещаются в специальную папку;
ь координатор проекта (преподаватель) - переписывает письма в текстовом формате в специальный (почтовый) раздел файл-сервера;
ь студенты - координаторы ежедневно просматривают почтовый раздел файл-сервера, печатают тексты писем, удаляют распечатанную информацию из раздела файл-сервера и передают тексты писем соответствующим адресатам; ответы набираются студентами в отведенное после занятий время и отправляются самостоятельно.
Все вышеперечисленные ресурсы предоставляют преподавателю возможности организации исследовательской деятельности студентов, возможности проведения экспериментов, обеспечивая при этом прозрачность и дружественность интерфейса, удобство навигации и направлены на усиление мотивационного и развитие содержательного и операционального компонентов деятельности студентов.
Кроме того, можно рассмотреть виды деятельности, которые целесообразно реализовывать, используя образовательный потенциал распределенных информационно-образовательных ресурсов, ссылки на которые имеются на портале “Социально-гуманитарное и политологическое образование”, в зависимости от уровня подготовки преподавателя к использованию ресурса (в порядке возрастания квалификации педагога).
Организация деятельности обучаемых по поиску актуальной информации. Методы использования информационных ресурсов портала в процессе консультирования и самостоятельной деятельности обучаемых.
Этот вид деятельности предполагает просмотр образовательных и других ресурсов, двигаясь по темам и разделам сайтов, специальным образом структурированных в виде иерархическиx каталогов общего назначения, предметного, классифицированным по тематическим разделам портала.
Данный вид деятельности рекомендуется начинающим пользователям, от которых требуется лишь знание адресов и умение пользоваться броузером, чтобы попасть на нужный сайт, а также папкой “Избранное” для использования готовых ссылок и накапливания своих собственных. Преимущество этого вида деятельности заключается в том, что сайты с обобщенной иерархической структурой содержат большое количество ссылок на различные ресурсы, содержащих избыточную для преподавателя информацию. К недостаткам этого вида деятельности можно отнести обилие информации, несущественной с точки зрения конкретных учебных задач и отвлекающих студентов от цели работы. С другой стороны, избыточность распределенного информационного ресурса требует умения отличать главное от второстепенного и воспитывают целеустремленность.
Поисковая деятельность с помощью поисковых машин.
Следующим уровнем поиска (а также уровнем сложности использования) является организация поиска по ключевому слову, выражению, а также с использованием средств расширенного поиска. Здесь от преподавателей и студентов требуется умение составить запрос на поиск, отобрать нужную информацию, количество и качество которой существенно зависит от локализации запроса. Использование средств расширенного поиска, описанных на каждой поисковой машине, позволяет снизить избыточность информации, полученной в результате поиска. Тем не менее, этот метод достаточно сложен, и в процессе занятия можно столкнуться с ситуацией, когда не все студенты справляются с задачей отбора необходимой информации.
Использование потенциала распределенных информационных ресурсов для организации исследовательской деятельности студентов в процессе занятия.
По мере освоения (или использования) потенциала распределенных информационных ресурсов преподаватели могут использовать его непосредственно для исследовательских задач своей предметной области. Включая выполнение студентами исследовательских проектов с помощью ресурсов Интернет как в off-line, так и в online-режиме на занятиях и в качестве домашних заданий, можно адресовать их к определенным ресурсам для проведения исследования, изучения методики проведения эксперимента, просмотра опыта и т.д.
Такие проекты можно достаточно просто и эффективно осуществить, используя возможности мультимедиа, которые предоставляют информационные ресурсы. Собранные в процессе работы данные рекомендуется использовать для пополнения информационных ресурсов портала
Сложность организации данного вида деятельности заключается в том, что использование некоторых описанных ресурсов требует от преподавателя специальной научной подготовки, а также адаптации ресурсов портала для студентов либо создания специального пояснительного комментария.
Проведение совместных научных исследований с другими партнерами на базе распределенных информационных ресурсов портала.
Этот вид деятельности является модификацией предыдущего, поскольку в процессе исследовательской работы студенты с помощью преподавателя устанавливают контакты с партнерами, работающими над той же проблемой, предоставляют партнерам ресурсы своего сайта, работают с ресурсами в виде распределенных баз данных, обмениваются с партнерами способами обработки и интерпретации информации, участвуют в совместных дискуссиях.
Соответственно от преподавателей, кроме работы с ресурсом Интернет предметной области, требуется умение найти партнеров по проекту, спланировать и организовать совместную работу студентов, провести совместную дискуссию, оформить полученные совместные результаты.
Такие ресурсы предоставляют возможность выбора из существующих направлений исследований либо предложить свою идею и найти партнеров, желающих принять участие в ее осуществлении.
К достоинствам этого вида деятельности можно отнести синергизм воспитательного воздействия на основе работы с представителями разных культурных особенностей, религиозных убеждений, языков. Студенты могут увидеть сходство и различие своего процесса обучения и процесса обучения своих партнеров, что усиливает взаимопонимание и обеспечивает эффективность совместной деятельности. а также воспитывает чувство принадлежности (причастности) к глобальному информационному обществу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7