1. Интеллект. Один из главных ком-понентов цели воспитания -- формирова-ние интеллекта личности, способного хра-нить, приобретать и накапливать знания объективных законов природы, умеющего использовать их для сознательного само-управления и управления, заключающего-ся в сознательном приспособлении к быст-ро изменяющимся условиям.
Эта подцель служит основанием для воспроизводства, сохранения и развития интеллекта личности, интеллекта общест-ва, а также обосновывает необходимость изучать объективные специфические и об-щие законы природы, общую теорию сис-тем, универсальную теорию управления, точные и естественные науки, литературу, живопись, музыку и другие виды искусств, являющиеся средствами формирования интеллекта.
2. Природно-производственная ба-за. Формирование ППБ личности, подго-товка, формирование и сохранение ППБ общества и природы означает формирова-ние личности, способной строить искусст-венные технические системы на основе знаний специфических объективных зако-нов природы: физических, химических, би-ологических и др. и воспроизводить при-родные объекты биосферы (физический, растительный и животный мир).
Эта подцель обусловливает необходи-мость воспроизводить и поддерживать в нормальном состоянии ППБ личности, ППБ общества и природы и служит основа-нием для изучения точных (математичес-ких и естественных) наук: физики, химии, биологии, астрономии и др., а также обще-ственных наук, базирующихся на общих объективных законах существования: есте-ственного права, универсальной теории уп-равления, общей теории систем.
3. Здоровье. Поскольку здоровье от-ражает физическое и духовное состояние личности, общества, природы, их устойчи-вость, то для полноценной жизнедеятель-ности личности, для поддержания устой-чивости общества и поддержания здоровья природы, обществу необходимо непрерыв-но и сознательно создавать и поддерживать здоровую личность, умеющую сохра-нять своё здоровье, здоровье общества и природы.
Эта подцель диктует необходимость изучать общие объективные законы приро-ды -- законы существования, биологии, физиологии, медицины, экологии, сохране-ния здоровья природы, а также необходи-мость заниматься физической культурой, всеми видами оздоровления.
4. Самоорганизованность -- орга-низованность. Чтобы правильно само-управляться и управлять, обществу необ-ходима организованная личность, умеющая выполнять функции организации и адапта-ции как по отношению к себе, так и по от-ношению к обществу и к природе.
Эта подцель служит основанием, что-бы создавать условия и находить средства, воспитывающие это качество.
5. Самодисциплина-дисциплина. Правильное самоуправление и управление требует от общества волевой личности, умеющей строить свои взаимоотношения с обществом и природой в соответствии
с объективными законами существования.
Эта подцель служит основанием для целенаправленного воспитания силы воли в соответствии с этическими и моральны-ми нормами, выработанными человечест-вом за время его существования (добро, со-весть, гуманизм), а также основанием для изучения экологии, бережного отношения к природе, соблюдению норм и правил по-ведения в обществе и природе.
Адаптивно-гомеостатические показа-тели (АГП) природы не зависят от сознания и воли человека и не формируются им. АГП природы должны быть приняты человеком как категорический императив. АГП целе-вых параметров личности и общества цели-ком находятся в руках общества. Они должны быть определены для каждого пе-риода развития человека в соответствии с объективными законами существования. Определить адаптивно-гомеостатические показатели целевых параметров социаль-ных систем «личность», «общество» -- су-перважная задача для человечества, по-скольку АГП целевых параметров личности, общества, природы -- это те нормы, правила, законы-стандар-ты, которые должны стать критериями воспитания, а значит, кри-териями нормального функционирования общества.
Очевидно, что обучение служит средством формирования, т.е. средством воспитания и образования. Это значит, что воспи-тание и обучение нельзя ставить в один ряд, как это сделано в За-коне «Об образовании».
Итак, в иерархии анализируемых понятий определяющим яв-ляется воспитание и трактуется оно как управление формирова-нием личности. Образование -- одно из составляющих процесса воспитания, цель которого -- формировать интеллект человека, общества. Обучение -- средство образования и воспитания.
Эти выводы подтверждаются последними действиями Мини-стерства образования, которое решило вернуть воспитание в шко-лу. В статье «Программа воспита-ния: итоги реализации» (НО, 2002, №2) чётко представлен соци-альный заказ государства -- воспитание человека образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно прини-мать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего ответственнос-тью за судьбу страны.
Разработка программы дополнительного образования также подтверждает определяющую роль воспитания. Несмотря на то что статус внешкольного дополнительного образования получила вся внеурочная деятельность (ст. 26, п. 2) и за школьниками за-креплено право свободно посещать мероприятия, не предусмот-ренные учебным планом (ст. 50, п. 16), это шаг вперёд.
Проблему необходимости воспитания (управления форми-рованием фундамента личности, соответствующего возрасту до-школьного и младшего школьного возраста) подняли учёные-пе-дагоги E.G. Гуртовой, E.G. Ермакова, М.В. Захаров, Н.Н. Свет-ловская, Н.В. Виноградова, Н.А. Федосова (см.: Начальная школа, 1995, № 1, 4). Учёные предлагают изменить взгляд на учителя младших классов. Он должен быть воспитателем детей младшего школьного возраста. Педагоги признают, что одно из важнейших требований новой начальной школы -- устранить упрощённый взгляд учителя на воспитание, важно, чтобы он осознал существенную разницу между обучением и воспитанием. Если обучение -- это главным образом передача знаний, которую можно формализовать, то воспитание невозможно вне личностных отношений, вне общения с человеком-личностью.
Традиционная начальная школа (I-III, I-IV), провозглашая развитие личности, успешно формирует знания, умения, навыки; все усилия педагогов направлены к тому, чтобы выполнить «предметные» задачи, которые доминируют над задачами развития и воспитания ребёнка. Предлагается следующая структура новой начальной школы (Н.А. Федосова):
I ступень (5, 6 -- 6, 7 лет; 1 год) выполняет функции подготовки малышей к обучению. В возрасте 5-6 лет происходит постепенное, систематическое и планомерное вхождение в обучение.
II ступень (6, 7 -- 9, 10 лет; 3 года) имеет назначение элементарного, начального обучения. Цель этой ступени достичь более высокого уровня развития ученика, его творческих способностей. При этом формирование знаний, умений, навыков выступает как средство развития и воспитания личности (курсив мой. -- Д.М.).
Обучение на II ступени начинается с целостных интегриро-ванных курсов.
III ступень (9, 11, 12 лет; 2 года) готовит учеников начальной школы к тому, чтобы перейти к основному, базовому обучению.
Самое сложное и продолжительное по времени -- формирование интеллекта человека-личности посредством образования. Фундамент личности (пять целевых параметров) должен быть сформирован гораздо быстрее (до 11-13 лет). Ответственность за это ложится на плечи семьи, дошкольных детских учреждений и начальной школы. Поэтому реформа начальной школы необходима.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7