Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Челябинский государственный педагогический университет (ГОУВПО «ЧГПУ»)
Профессионально-педагогический институт
Кафедра подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик
В начале изложения вопроса о методике обучения монологической речи следует дать, прежде всего, краткую характеристику устно-речевой деятельности, места и роли монологической речи (говорения) в этой деятельности (системе). При обсуждении вопросов, касающихся психологических особенностей монологической речи, следует обратить внимание на коммуникативную природу этого вида речевой деятельности.
Монологическая речь в естественном общении маркирована коммуникативными целями и задачей говорящего. Коммуникативность, таким образом, является основополагающим фактором, обеспечивающим адекватность общения на логико-семантическом уровне.
В процессе общения монологическая речь выполняет три основные коммуникативные функции:
1. Информативную - сообщение новой информации, знаний, навык сведений о предметах и явлениях окружающей действительности в виде повествования, описания, комментирования.
2. Воздействующею - выражающуюся в убеждении слушающего, в побуждению кого-либо к действию, либо к предотвращению действия.
3. Оценочную - оценка событий, явлений, предметов окружающей действительности, поступков людей, героев произведений и np. с выражением и обоснованием собственного мнения.
Реализующиеся в указанных функциях соответствующие виды монологической речи предполагают эмоциональную выразительность высказываний, характерные языковые средства их оформления, речевые стимулы, цели и мотивы.
Далее мы считаем необходимым остановиться на этапах высказывания.
Психолингвистика характеризует этапы порождения мысли, формируемой и формулируемой средствами языка следующим образом.
На первом этапе происходит зарождение замысла будущего высказывания, не имеющего языкового воплощения. На этом этапе, по мнению Н. И. Жинкина, решающую роль играет предметно-схемный код. Это так называемый "надязыковой" этап.
На втором этапе осуществляется оформление замысла в речевых структурах данного языка. Сначала это происходит во внутренней речи, где создается потенциальная речевая схема высказывания.
Сравнение и сопоставление монологической речи с диалогической дает возможность выделить ряд важных психологических характеристик первой. Как известно, в психологии различают только два вида речи: контекстную и ситуативную. Связная речь, понятная без учета частной ситуации, в которой она произносится, - это "контекстная" речь. Ее содержание определяется контекстом. "Ситуативная" речь есть речь, содержание которой может быть понятно только при учете ситуации, понимается только то, что порождено ситуацией и что связано с ней непосредственно.
Контекстную и ситуационную речь никоим образом нельзя противопоставлять, поскольку всякая речь, хотя и имеет некоторый контекст, обусловлена все же некоторой ситуацией. Ситуативность и контекстность, таким образом, являются двумя важнейшими психологическими свойствам устной речи.
Монологическая речь преимущественно контекстна. В силу контекстности она должна пониматься без помощи экстралингвистических средств, которые часто играют большую роль в диалогической речи. Поэтому в отличие от диалогической ситуативной речи монологическая речь характеризуется последовательностью и логичностью, полнотой, завершенностью и ясностью мысли.
При анализе лингвистических особенностей монологической речи следует обратить внимание на ее синтаксические и стилевые особенности и характеристики.
С точки зрения лингвистики монологическая речь характеризуется многосоставностью предложений, развернутостью высказываний. Для нее характерны усложненный синтаксис, разноструктурность предложений. В зависимости от характера передаваемой информации различают:
a) монолог-сообщение;
b) монолог-описание;
c) монолог-повествование;
d) монолог-рассуждение.
Овладение этими видами монолога предполагает формирование сложных монологических умений.
Поскольку целью обучения монологической речи является формирование речевых монологических умений, то необходимо определить понятие монологического умения.
Под монологическим умением понимается «умение логически последовательно (связно), достаточно полно, коммуникативно-мотивированно, достаточно правильно в языковом отношении творчески пользоваться языковыми средствами иностранного языка для выражения мыслей при говорении» (С. Ф. Шатилов).
При обучении монологической речи выделяют два этапа: 1-й этап - овладение основами монологического высказывания. 2-й этап - формирование и совершенствование монологических умений.
На начальном этапе для овладения навыками употребления ранее усвоенного языкового материала (лексического, грамматического) в самостоятельных высказываниях широко используется наглядность: картинки, серии картинок, диафильмы, эпифильмы. последовательность использования опор на младшем этапе такова:
1. предметная и изобразительная наглядность;
2. текст;
3. ситуация;
4. тема.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5