п/п
Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования
Частота употребления
1
Существительные
Длительные паузы
2
Глаголы
Междометия
3
Прилагательные в обычной форме
Слова «паразиты»
4
Прилагательные в сравнительной степени
Неправильное ударение
5
Прилагательные в превосходной степени
Проглатывание окончаний
6
Наречия
7
Местоимения
8
Союзы
9
Предлоги
10
Сложные предложения и конструкции
Оценка результатов:
10 баллов - в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи и не одного негативного явления речи.
8-9 баллов - в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи и одно негативное явление речи.
6-7 баллов - в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи и два негативных явления речи.
4-5 баллов - в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи и три негативных явлений речи.
2-3 балла - в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи и четыре негативных явлений речи.
0-1 балл - в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу и все из перечисленных негативных явлений речи.
Выводы об уровне развития:
10 баллов - высокий.
8-9 баллов - выше среднего.
4-7 баллов - средний
2-3 балла - ниже среднего
0-1 балл - низкий.
МЕТОДИКА «Оратор»
Испытуемым предлагается в развернутой, но точной и логичной форме изложить свою точку зрения на заранее предоставленный им вопрос:
· Проблемы рабства в современном мире.
· Равные ли права у мужчин и женщин?
· Проблема отцов и детей есть ли она?
· Есть ли место в нашей жизни идолопоклонничеству?
Именно эти вопросы помогают дать наиболее четкую и подробную характеристику речи. Эта методика предназначается для определения точности и логичности речи, а так же выразительности и эстетичности речи.
Таблица 2 Схема протоколирования результатов исследования
по методике «Оратор»
Утверждение
Да
Нет
Повествование занимает не более 5 -7 минут.
Говорящий способен четко сформулировать свою мысль.
В структуре речи присутствует вступление
В структуре речи присутствует заключение
В структуре речи присутствует основная часть
Речь говорящего обладает логичностью и последовательностью изложения мысли.
Речь эмоционально насыщена
Говорящий в повествовании отражает собственное эмоциональное отношение к излагаемому вопросу.
В речи используются тезисы и цитаты
Речь имеет целостную структуру
При подсчете результатов за каждый положительный ответ присваивается 1 балл, и в итоге при наибольшем значении результата количество баллов будет равняться 9.
9 баллов - высокий.
8-7 баллов - выше среднего.
4-6 баллов - средний
Выше перечисленные методики раскрывают лишь отдельные стороны монологической речи будущих педагогов профессионального образования, нам же в нашей работе необходимы результаты монологической речи в целом. Для этого нам необходимо сложить все полученные результаты и найти их среднее арифметическое это число и будет коэффициентом уровня монологической речи будущих педагогов профессионального образования.
Обе эти методики одобрены Международной Социологической Ассоциацией (МСА/ISA) и участвовали в международном педагогическом исследовании 2007 года, которое затронуло страны континентальной Европы.
После подсчета результатов можно будет говорить о тех мерах, которые следует принимать, что бы обучение монологической речи имело не только законченных характер, но и сделать обучение монологической речи более продуктивным.
2.2 Реализация педагогических условий по обучению монологической речи будущих педагогов профессионального образования
Задачами этого параграфа являются:
1. Описать результаты опытно экспериментальной работы.
2. Обосновать педагогические условия обучения монологической речи будущих педагогов профессионального образования.
Монологическая речь является высшим критерием педагогического мастерства педагога. А педагога профессионального образования тем более. Именно поэтому социологические исследования в этой области имеют огромное значение для дальнейшего развития методик преподавания и педагогики в целом.
В 1949 году в Париже была создана Международная Социологическая Ассоциация, а уже через год там появилось подразделение, в которое входила группа социологов - аналитиков, которые занимаются только социологией образования. Последнее крупное исследование в этой области, затронувшее 20 стран Европы, в том числе и Россию, проходило в 2007 году. Оно затронуло несколько больших педагогических высших учебных заведений и профессиональных учебных заведений.
Если сравнить полученные результаты в Европейских странах и результаты в Российских учебных заведений по можно сказать что, в итоге и те и другие примерно схожи. Так как исследование не проходило в один день, а проводилось длительное наблюдение за испытуемыми, мы с уверенностью можем утверждать о достоверности этих результатов. Что же касается самих результатов, то позвольте привести их ниже.
В исследовании участвовало 40 687 человек разного достатка, национальности, цвета кожи, увлечений, состояния здоровья и т. д. Можно сказать среднее арифметическое жителей земли. Применялись уже описанные нами ранее методики:
ь «Оратор»
ь «Наблюдение за речью»
По результатам методики «Оратор» выяснилось что точностью, логичностью речи обладают только 30% исследуемых, что составляет 12206 человек, и все они обучаются или обучались на гуманитарных специальностях или имеют предрасположенность к гуманитарным наукам.
Уровень «выше среднего» из общего числа имеют только 15%, что составляет 6103 человека. Так же как и в первом случае это в основном представители гуманитарного направления наук.
И первый, и второй результат являются не очень высокими результатами и говорят о недостаточности внимания к этому вопросу в педагогических вузах.
Количество человек имеющих средний уровень монологической речи так же не оправдал ожидания социологов, так как только речь 12% соответствует этому уровню, а это составляет 4882 человека.
Хотелось бы отметить, что низкий уровень, который по требованиям к педагогической профессии вообще должен отсутствовать среди испытуемых присутствует у 9% из них, что составляет 3661 человек и может в некоторой степени говорить о несоответствии этих людей педагогической профессии.
Уровень «ниже среднего» мы в своем описании оставили на последок, так как результаты исследования подтвердили, что люди со средним уровнем монологической речи представляют большую часть испытуемых - 34% что составляет 13835 человек. Эти результаты очень настораживают ведь педагог с не точной, не выразительной речью не может произвести впечатление на воспитанников. Все сказанное им останется не услышанным, не дойдёт до понимания детей, оставит их равнодушными.
Результаты исследования уровня точности и логичности речи будущих педагогов профессионального образования мы отразили в гистограмме 2.2.1.
Гистограмма 2.2.1 Уровень точности и логичности речи будущих педагогов профессионального образования
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5