Рефераты. Обучение русскому языку в начальной школе

b>Задание 6. Изучите классификации ошибок по учебнику М.Р. Львова, нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Проверьте диктант учащихся (3-4 разных по грамотности работы), ошибки охарактеризуйте, работы оцените, отметку обоснуйте

В работах Т. А. Ладыженской отмечается, что «для практики обучения языку представляется целесообразным подойти к классификации речевых ошибок и недочетов с позиции современной лингвистики, различающей строй языка (систему языковых единиц) и употребление языковых средств в речи». В связи с этим Т.А. Ладыженская выделяет две большие группы ошибок:

1. Грамматические ошибки (ошибки в структуре (в форме) языковой единицы).

2. Речевые (ошибки в употреблении (функционировании) языковых средств).

М. Р. Львов подходит к классификации речевых ошибок иначе: «Стилистические ошибки делятся на речевые и неречевые (композиционные, логические и искажение фактов. Речевые ошибки делятся на лексико-стилистические, морфолого-стилистические и синтаксико-стилистические». Следовательно, в основе классификации М. Р. Львова лежит деление ошибок на группы, соответствующие уровням языковой системы, т.е. ошибки лексические, орфографические, синтаксические.

Констатирующий срез позволил выявить типичные речевые ошибки второклассников в письменных творческих работах. Таковыми являются:

- ошибки в построении предложений;

- повторы одних и тех же слов.

4. Методика развития речи

Задание 1. Ознакомьтесь со списком литературы по теме в учебнике М.Р.Львова, дополните его: внесите в свой список труды по теории, речи, общения, риторике, лингвистике текста, возможно - по логике, поэтике и пр.

1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф. Уроки обучения грамоте. - М., 1985.

2. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Теоретические основы развивающегося обучения грамоте // Начальная школа. - 1989. - №1.

3. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке. - Л., 1990.

4. Климанова Л.Ф. Обучение грамоте. Русский язык: 3-4 кл. // Программы для общеобразовательных учреждений: начальные классы (1-4). М., 1998.

5. Львов М.Р. Школа творческого мышления. - М., 1993

6. Лайло В.В Развитие памяти и повышение грамотности. - М., 1999.

7. Лайло. В.В Повышение грамотности и развитие мышления. - М., 1999.

8. Прокопович И.В. Работа над предложением в начальных классах. - М., 1976.

Задание 2. Ознакомьтесь с целями и приёмами работы по развитию речи на лексическом уровне и составьте фрагмент урока, содержащий разнообразную работу с каким-либо словом.

Класс: 2.

Анализ слов, разбиение слов на группы, работа со словами-предметами (по сказке «Снежная королева»)

- Как звали главных героев сказки?

- Кто помогал Герде искать Кая?

На доске карточки: мудрый ворон, добрый принц, северный олень, веселая принцесса, маленькая разбойница

- Следующий этап нашего путешествия - карточка с изображением сосульки.

Сосулька падает и делит все эти слова на группы. Как, по какому признаку? (Слова-признаки, отвечающие на вопрос КАКОЙ? или КАКАЯ?, слова-предметы, отвечающие на вопрос КТО?)

Слова-признаки убираются, остаются только слова-предметы.

На доске нарисованы схемы слов.

- Выпишите в тетрадь слово, в котором один слог.

(Один ученик на доске помещает карточку со словом под соответствующую схему слова.)

- Выпишите в тетрадь слова, в которых два слога, разделите слова на слоги, поставьте ударение.

(Ученик помещает каждое слово под соответствующую схему, обращая внимание на ударение.)

- Выпишите в тетрадь слово, в котором три слога, затем четыре слога, разделите слова на слоги, поставьте ударение.

- Подчеркните слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую. Почему?

Задание 3. Сравните системы речевых упражнений в книгах «Детская риторика» пой ред. Т.А Ладыженской (3-4 классы), «Школа творческого мышления» М.Р. Львова и «Введение с храм слова» С.Ф. Ивановой. Укажите различия в позициях авторов, дайте свои оценки.

С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка. Тем самым мышление становится доминирующей функцией.

Решая задачу развития детей, учителю следует обращать внимание на формирование не только наглядно-действенного мышления, но также стремиться выработать и развить у младших школьников наглядно-образное и логическое мышления. Споры о том, в каком возрасте ребенок способен логически мыслить, ведутся уже давно. Например, по мнению швейцарского психолога Ж. Пиаже, дети до 7 лет не способны к построению логического рассуждения, они не в состоянии оценить точку зрения другого человека. Более поздние теоретические исследования и эксперименты во многом опровергают эту точку зрения, в частности, опыт семьи Никитиных свидетельствует об обратном. Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, педагогические эксперименты убедительно продемонстрировали огромный потенциал детских способностей, и были найдены пути их развития.

Уроки математики и русского языка способствуют развитию у детей мышления, памяти, внимания, наблюдательности, строгой последовательности рассуждения и его доказательности; дают предпосылки для развития логического мышления учеников, обучения их умению кратко, точно, ясно и правильно излагать свои мысли. Работа, направленная на развитие у младших школьников способностей делать самостоятельно выводы, должна осуществляться на различных этапах обучения: на этапе ознакомления с новым материалом, на этапе закрепления вычислительных приемов, при решении задач по математике и орфографических задачах по русскому языку, а также при выполнении логических заданий и упражнений.

Развитие логического мышления учащихся на всех уроках - одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения.

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

В начальной школе учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания.

При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания детей, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. Детям непрерывно приходится заниматься анализом, сравнением, составлять словосочетания и предложения, абстрагировать и обобщать. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д.

Предметы и явления окружающего мира имеют сходства и различия. Сходство и различие предметов отражаются в их признаках. Наиболее главные признаки предметов отражаются в понятии. Понятие - это то, что мы понимаем, когда произносим или пишем какое-либо слово.

Между понятиями бывают разные отношения. Во-первых, отношения “вид - род”. Это такие отношения, когда все предметы, входящие в “вид”, входят и в “род”, имеют общие существенные признаки. Например, сандалии - обувь, окунь - рыба.

Одна из важных задач современной школы - создание в системе обучения таких условий, которые бы способствовали развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Дорог каждый день жизни детей, начиная с самого рождения, а тем более нельзя упустить время в первые школьные годы. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка.

Таким образом, в процессе формирования логического мышления детей 7-10 лет, пожалуй, самое важное - научить ребят делать пусть маленькие, но собственные открытия. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые требовали от него не простого действия по аналогии (копирование действий учителя), а таили бы в себе возможность для “умственного прорыва”. Полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.

Задание 4. Подберите тексты для изложений в 1, 2, 3 (2, 3, 4) классе. Охарактеризуйте языковую ценность приведённых текстов и возможность их использования для изложения

1 класс: Звонкими голосами поют птицы. В лесу живет пушистая белочка. На полянке растет вкусная земляника. Дети собирали ягоды на лесной полянке. Митя увидел в траве маленького ежика. Коля и Витя забрались в темную чащу. На сосну прыгнула пушистая белка. На лесную полянку прилетела шумная стайка птиц. На опушке леса растет кудрявая березка. В ветвях сосны мелькает пушистый хвост малышки белочки.

2 класс: Вся земля покрыта пушистым снегом. Небо зимой хмурое. Оно покрыто белыми облаками. Видна только узенькая полоса чистого неба. Стоят суровые морозы. Реки и озёра одеты плотным ледяным покрывалом. Чистый зимний воздух бодрит. Деревья наряжены узорчатым инеем. Но и в студеное зимнее время кипит в лесу жизнь.

3 класс: Ворона была очень жадная, по ночам ей снились страшные сны: вот воробьи прокрались в ларек и выдалбливают из щелей кусочки колбасы, яблочную кожуру и серебряную обертку от конфет, и тогда ворона сердито каркала.

Ворона жили в ларьке, где летом продавали мороженое, и по утрам она ждала, когда откроется форточка в соседнем доме вона протискивалась в комнату, хватала что - нибудь и удирала, она торопилась, забывала вытереть лапы о ковер и оставляла на столе мокрые следы, чаще всего ворона таскала сахар, печенье и колбасу.

Данные тексты будут интересны детям, но в то же время они довольно легки для запоминания.

Задание 5. Подберите текст для подробного изложения в 3(4) классе и составьте фрагмент урока «Языковой анализ текста».

(Весь класс разбит на 4 группы.)

- Вот сейчас 1 и 2 группа увидит, как писатели пишут о зиме, а 3 и 4 группы будут играть роль самих писателей.

4 группе - написать мини-сочинение по картине. (У каждого картина с изображением зимы.)

3 группе - прочитать внимательно текст, обратить внимание на заголовок; соответствует ли он тексту? Ваша задача “Раскрыть тему”. Вы группой составляете один текст.

Задание: Раскрой тему.

Зима в лесу.

Вся земля покрыта пушистым снегом. Небо зимой хмурое. Оно покрыто белыми облаками. Видна только узенькая полоса чистого неба. Стоят суровые морозы. Реки и озёра одеты плотным ледяным покрывалом. Чистый зимний воздух бодрит. Деревья наряжены узорчатым инеем. Но и в студеное зимнее время кипит в лесу жизнь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.