Рефераты. Обучение школьников решению составных задач

езультаты проведенного эксперимента показывают, что обучение с применением метода преобразования задач повышает активность мыслительной деятельности учащихся, помогает понять задачу, осознать выбор действия, найти самостоятельно рациональный путь решения, установить нужный способ проверки, определить условия, при которых задача имеет или не имеет решения.

Исследования доказали, что если на уроках математики в начальной школе вести работу по обучению преобразованию задач, то это будет эффективным средством повышения общего уровня умения решать составные задачи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Алмазова, И.Р. Сборник задач и примеров по математике для начальных классов / И.Р. Алмазова. - М.: Просвещение, 2003. - 170с.

Белошистая, А. В. Методика преподавания математики в начальной школе / А.В. Белошистая. - М.: Владос, 2005. - 455с.

Белошистая, А.В. Прием графического моделирования при обучении решению задач / А.В. Белошистая // Начальная школа. - 2006. - №8. - С. 36-39.

Волкова, С.И. Карточки с математическими заданиями 4 кл. / С.И. Волкова. - М.: Просвещение, 1993. - 207с.

Далингер, В.А. Методика реализации внутрипредметных связей при обучении математике / В.А. Далингер. - М.: Просвещение, 1991. - 149с.

Демидова, А.Е. Обучение решению некоторых видов составных задач / А.Е. Демидова // Начальная школа: плюс до и после. - 2003. -№4. - С.34-37.

Жиколкина, Т.К. Математика. Книга для учителя. 2 кл. / Т.К. Жиколкина. - М.: Дрофа, 2000. -213с.

Зайцев, В.В. Математика для младших школьников. Методическое пособие для учителей и родителей/ В.В. Зайцев. -М.: Владос, 1999. - 307с.

Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Н.Б. Истомина - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 512с.

Казько, Е.С. Работа над текстом задачи с пропорциональными величинами/ Е.С. Казько // Начальная школа. - 1998. -№5. - С.28-33.

Колоскова О.П. Формирование учебных умений младших школьников в процессе обучения решению текстовых задач / О.П. Колоскова // Начальная школа. - 2008. -№9.- С.29-32.

Лавриненко, Т.А. Как научить детей решать задачи / Т.А. Лавриненко. - Саратов: Лицей, 2000. - 264с.

Мамыкина, М.Ю. Работа над задачей / М.Ю. Мамыкина // Начальная школа. - 2003. - №4. - С.17-21.

Матвеева, А. Н. Использование различного построения моделей в процессе обучения решению текстовых задач / А.Н. Матвеева // Начальная школа: плюс до и после. - 2005. - №9. - С.77-79.

Моршнева, Л.Г. Дидактический материал по математике / Л.Г. Моршнева, З.И. Альхова. - Саратов: Лицей, 1999. - 129с.

Никифорова Е.Ю. Активизация мыслительной деятельности в процессе работы над задачей / Е.Ю. Никифоорова // Начальная школа. - 2008. - №8. - С.45-47

Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая.- С-П.: Детство Пресс, 2000. - 158с.

Петерсон, Л.Г. Математика 1 класс. Методические рекомендации / Л.Г. Петерсон - М.: Баласс, 2005. - 397с.

Сергеев, И.Н. Примени математику / И.Н. Сергеев, С.Н. Олехин, - М.: Наука, 1991. - 113с.

Скворцова, С.С. Урок на тему «Составные задачи» / С.С. Скворцова // Начальная школа. -2008. - №8. - С.52-54.

Сурикова, С.В. Использование графовых моделей при решении задач / С.В. Сурикова, М.В. Анисимова // Начальная школа. - 2000. - №4. - С.67-74.

Темербекова, А.А. Методика преподавания математики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / А.А. Темербекова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 490с.

Тонких, А.П. Математика: Учебное пособие для студентов факультетов подготовки учителей нач. кл-в.: В 2-х книгах. Кн. 1. - М.: Книжный дом "Университет", 2002. - 472с.

Узорова, А.И. 3000 задач и примеров по математике / А.И. Узорова. -М.: Просвещение, 1996. - 598с.

Фонин, Д.С. Моделирование как важное средство обучения решению задач / Д.С. Фонин, И.И. Целищева // Начальная школа. - 1990. - №3. -С. 55- 62.

Фридман, Л.М. Методика обучения решению математических задач / Л.М. Фридман // Математика в школе. - 1991.- №5. - С.27-29.

Царева, С.В. Обучение решению задач / С.В. Царева // Начальная школа. - 2000. - №12. - С.64-67.

Целищева, И.И. Использование моделирования в процессе работы с текстовой задачей / И.И. Целищева // Начальная школа. - 2008. - №1. С.55- 62.

Чванов, В. Г. Переформулировка задачи / В.Г. Чванов // Математика в школе. - 1997. - №5. - С.23-27.

Шикова, Р.Н. Использование моделирования в процессе обучения математике / Р.Н. Шикова // Начальная школа. - 2004. - №12. - С.54-58.

Шикова, Р.Н. Методика обучения решению задач, связанных с движением тел / Р.Н. Шикова // Начальная школа. - 2000. - №5. - С.64-69.

Шикова, Р.Н. Решение задач на движение в одном направлении / Р.Н. Шикова // Начальная школа. - 2000. - №12. - С.39-42.

Шилова, О.А. "Симпатичные" задачи / О.А. Шилова // Начальная школа: приложение к газете "Первое сентября".- 2002. - №3. - С.18-19.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Памятка работы над задачей

1. Читай задачу и представляй себе то, о чем говорится в задаче.

2. Запиши задачу кратко или выполни чертеж.

3. Объясни, что показывает каждое число, и назови вопрос задачи.

4. Подумай, какое число получится в ответе: большее или меньшее, чем данные числа.

5. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи, если нет, то почему? Что можно узнать сначала, что потом?

6. Составь план решения задачи.

7. Выполни решение.

8. Ответь на вопрос задачи.

9. Проверь решение.

Приложение 2

Классификация задач на нахождение четвертого пропорционального

№ вида задачи

Величины

1-я величина (например - цена)

2-я величина (например - количество)

3-я величина (например - стоимость)

1

Постоянная

Даны два значения

Дано одно значение, а другое является искомым

2

Постоянная

Дано одно значение, а другое является искомым

Даны два значения

3

Даны два значения

Постоянная

Дано одно значение, а другое является искомым

4

Дано одно значение, а другое является искомым

Постоянная

Даны два значения

5

Даны два значения

Дано одно значение, а другое является искомым

Постоянная

6

Дано одно значение, а другое является искомым

Даны два значения

Постоянная

Приложение 3

Таблицы для решения задач на нахождение четвертого пропорционального

№ вида

задачи

Величины

1-я величина

(например - цена)

2-я величина

(например - количество)

3-я величина

(например - стоимость)

1

Одинакова

А

С

В

?

2

Одинакова

С

А

?

В

3

А

Одинакова

С

В

?

4

С

Одинакова

А

?

В

5

А

С

Одинакова

В

?

6

С

А

Одинакова

?

В

Приложение 4

Конспект урока математики для 3 класса по теме:

«Решение задач на нахождение четвертого пропорционального»

Задачи урока:

Обучающие:

познакомить детей с новым видом задач на нахождение четвертого пропорционального;

показать приемы кратного сравнения чисел;

совершенствовать навыки решения задач.

Воспитывающие:

воспитывать интерес к математике.

воспитывать самостоятельность, аккуратность в ведении рабочих тетрадей.

Развивающие:

развивать внимание, логическое мышление, математическую речь.

План работы:

1. Организационный момент.

2. Устный счёт.

Игра «Цепочка».

Игра «День - ночь».

3. Актуализация познавательной деятельности.

4. Работа по новой теме.

Введение новой темы.

Первичное закрепление.

Физкультминутка.

Закрепление.

5.Итог урока.

6.Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами продолжаем закреплять таблицу умножения на 2, на 3, на 4, на 5, на 6, а также мы сегодня познакомимся с новым видом решения задач.

2. Устный счет.

Игра «Цепочка».

Учитель задает примеры, совершая действия с предыдущим ответом:

1. 56 - 32 = 24

2. 24 : 6 = 4

3. 4 * 4 = 16

4. 16 : 2 = 8

5. 8 + 32 = 40

6. 40 : 10 = 4

7. 4 + 37 = 41

8. 41 - 11 = 30

9. 30 : 3 = 10

10. 10 + 26 = 36

11. 36 : 9 = 4

12. 4 * 7 = 28

13. 28 - 14 = 14

14. 14 : 7 = 2

15. 2 * 0 = 0

16. 0 + 55 = 55

17. 55 - 33 = 22

18. 22 - 4 = 18

19. 18 : 9 = 2

20. 2 + 18 = 20

21. 20 : 2 = 10

22. 10 * 4 = 40

23. 40 - 17 = 23

24. 23 + 7= 30

25. 30 + 45 = 75

26. 75 + 25 = 100

Игра «День - ночь».

Когда учитель говорит “ночь”, учащиеся закрывают глаза. В уме они должны решить цепочку примеров, например: 20+26-30-8+7+15+50-14+9=? А когда учитель говорит “день”, ученики открывают глаза, те которые решили, поднимают руки.

27 + 9 : 4 + 6 : 5 * 7 + 19 : 10 = 4

Продолжение приложения 4

45 : 5 - 3 * 6 : 4 * 5 -20 = 20

54 : 9 * 5 - 15 : 5 * 9 = 27

60 : 6 + 14 : 6 * 8 + 4 : 6 = 6

32 : 8 * 4 : 2 * 6 - 3 : 5 = 9

5 * 7 - 5 : 6 * 5 - 1 : 4 * 7 = 42

3. Актуализация познавательной деятельности.

- Открыли свои учебники на странице 64 № 3 выполняем устно.

Таким образом, уменьшить в несколько раз - разделить; увеличить в несколько раз - умножить; уменьшить на несколько единиц - вычесть; увеличить на несколько единиц - сложить.

- Сейчас посмотрите на № 4. В этом номере даны два отрезка. Измерьте длины этих отрезков.

- Какой длины получились отрезки? (АВ = 3 см, МК = 9 см)

- Во сколько раз отрезок АВ короче отрезка МК? (В 3 раза)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.