Главная:
Рефераты
На главную
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Генетика
Государственно-правовые
Экономика туризма
Военное дело
Психология
Компьютерные сети интернет
Музыка
Москвоведение краеведение
История
Зоология
Геология
Ботаника и сельское хоз-во
Биржевое дело
Безопасность жизнедеятельности
Астрономия
Архитектура
Педагогика
Кулинария и продукты питания
История и исторические личности
Геология гидрология и геодезия
География и экономическая география
Биология и естествознание
Банковское биржевое дело и страхование
Карта сайта
Рефераты. Определение понятия "неспособность обучения" интерпретация и диагностика детских рисунков
исунок выполняет две основные функции. Во-первых, он опосредует субъективные эмоциональные переживания, которые по тем или иным причинам не могут быть выражены спонтанно и адекватно. Эту функцию рисования отмечал еще З. Фрейд, рассматривая и как проявление защитной сублимации. Во-вторых, рисунок является средством передачи информации. Но порой нам, людям цивилизованным и далеким от примитивного мышления, бывает трудно точно установить, имеем ли мы дело с "чистым" рисунком, воплощением эмоции, или же с "письмом", сообщением. Иногда имеет место смешение.Анализ рисунка, письма, "изобразительного языка" в целом не только расширяет диагностические возможности, но и способствует более глубокому пониманию душевного состояния человека, его видения мира и социальной ориентации. К сожалению, расширяющееся применение графических методов и процедур пока не привело к созданию работ, обобщающих опыт их использования, к формированию общего подхода к психологическому анализу разных видов изображений, в настоящее время пока еще нет единства взглядов на интерпретацию результатов психографического исследования.Графическая деятельность детей издавна привлекала внимание исследователей как возможный метод изучения внутреннего состояния ребенка, его способности отражать картину мира и свои переживания. Выделяют следующие стадии становления изобразительной деятельности ребенка:1. Стадия марания. Это первые пробы рисования, "каракули" - ребенок "играет" карандашом по бумаге, выводит какие-то линии.2. Стадия примитивных изображений. У ребенка появляется умение рисовать некоторые формы: неровные круги, нечто похожее на многоугольники, углы.3. Стадия схематических изображений. Человек и животные изображаются очень схематично. Ребенок рисует профили, но часть фигуры изображается боком, а остальное - лицом к наблюдателю.4. Стадия правдоподобных изображений. Ребенок постепенно отказывается от схемы и пытается воспроизвести действительный вид предметов.5. Стадия правильных изображений. Это рисунки различной степени совершенства.Рассмотрим развитие детского рисунка более подробно. Некоторые авторы исходят из мнения, что он возникает на основе подражания и имеет спонтанное движение, однако признают, что уже первое маранье может иметь собственное содержание. Детское маранье окрашено эмоционально положительно: ребенок получает удовольствие как от движения, так и оттого, что перед ним возникает на бумаге. Примерно на третьем году жизни ребенок начинает применять контурные формы (круг, квадрат и т.д.). Как только он ими овладевает, начинается стадия схематических изображений. Первым рисунком бывает человеческая фигура, затем следуют рисунки цветов, животных, домов, автомобиля, корабля и т.д. Люке использует термин интеллектуальный реализм - ребенок рисует то, что он знает, а не то, что он видит. Бергер приводит четыре закона детского рисования: наглядность, видение в горизонтальном плане, прозрачность, полезность и превосходство. По мере совершенствования вербальных выражений прибавляются и детали в рисунке. Однако рисунок и речь, вплоть до школьного возраста, сохраняют схематический характер. Рисование дает возможность выразить вещи, ситуации и события посредством картинок, когда устная или письменная речь предоставляет ребенку гораздо более бедные коммуникативные средства (эта функция рисунка сохраняется до 10 лет).Центральным мотивом детских рисунков является человеческая фигура. Впервые ребенок начинает рисовать ее приблизительно в возрасте трех с половиной лет. С годами изображение человека все более усложняется: после пятого года жизни ребенок оставляет линейное изображение и переходит к рисунку двух размерному, в шестилетнем возрасте появляются такие детали, как уши, волосы, на седьмом году уточняются пропорции, в восемь лет можно наблюдать переход от рисунка анфас к частичному или полному профилю, в девять лет появляются попытки изобразить в рисунке движение, а затем рисуется тень, придается форма (10-11 лет).Подводя итог, можно выделить следующие принципы применения рисунка в психологической диагностике:Для детей школьного возраста и для части детей младшего школьного возраста рисование является игрой; в атмосфере игровой деятельности должно протекать и их рисование в рамках теста.В индивидуальной диагностике следует, прежде всего исходить из рисунков, за возникновением которых имелась возможность наблюдать.Психолог должен быть в состоянии классифицировать рисунок и с точки зрения уровня развития, и с точки зрения необычных признаков.Рисунок может явиться индикатором не только творческих способностей, но и патологических процессов (функциональных и органических).
1.4 Значение детских рисунков в ранней диагностике неспособности к обучению
Рассмотрим особенности диагностики неспособности к обучению при помощи рисуночных тестов.1. Диагностика нарушений восприятия.Для практических целей Форгус (Forgus) определил восприятие как процесс донесения информации, полученной из ощущений, ее расшифровки, установления связи с ранее пройденным и сохраненным вводом информации, индивидуальностью и мотивацией. Вместе эти элементы процесса обусловят ответную реакцию человека на воздействия внешнего мира.Согласно гипотезе Пиаже, восприятие предшествует стадии дооперационального мышления, и, следовательно, неправильно воспринятый материал корректируется умственными операциями. Согласно Пиаже, стадия операционального мышления наступает в возрасте 7-8 лет.д.о этого времени ребенком воспринимаются только внешние свойства предметов. Возможность корректировать эти несоответствия у каждого ребенка своя, главный фактор - это интеллектуальные операции.Если исключить эмоциональные причины неуспеваемости ребенка, то невозможность научить ребенка среднего или высокого интеллектуального развития, похоже, зависит от нарушения перцептивно-моторного дооперационального уровня. Поэтому у детей со средним IQ могут быть трудности в обучении чтению и письму.2. Диагностика перцептивно-моторных нарушений.Чем раньше начинается коррекционная работа, тем выше результаты, и точно так же ранняя диагностика угрожающей проблемы обеспечит возможность эффективной профилактики.Рисунки могут быть самыми действенными средствами в обнаружении перцептивно-моторных нарушений, обуславливающих затруднения в обучении чтению и письму, т.к эти навыки основаны на способности распознать и использовать символы нашего языка, которые могут слабо различаться по форме, но сильно по значению. Ребенок с нарушением восприятия может не замечать различий формы или может не различать языковых символов.В рисунках 1-5, представленных в приложении 1, обнаруживается затруднение гештальт-функции. Мальчик 4 лет не может скопировать крест, хотя вполне способен скопировать его составные части, когда они представлены отдельно. Крест демонстрируется снова и снова, но в ответ он рисует закорючки. Для нас и для большинства детей 3 лет крест - это не просто две линии, это паттерн, в котором две линии находятся в определенном отношении, но этот ребенок не воспринимает его как паттерн. Диагностика в 5 лет 8 месяцев показывает, что есть несоответствие между умственным возрастом этого же ребенка, оцененным по тесту Стэнфорд-Бине, и его рисунком человека. С IQ 92 в возрасте 5 лет 8 месяцев он рисует человека на уровне ребенка 4 лет 6 месяцев (рисунок 6, приложение 1). Как характерно для гиперактивных детей, его социальный коэффициент низок - 75 баллов по шкале Вайнлэнда. На рисунке 7 он попытался написать свое имя (Патрик) (см. приложение 1). На рисунке 8 он сделал прекрасную копию квадрата, но на рисунке 9 мы видим плохо нарисованный треугольник с незавершенной верхушкой (см. приложение 1).Рисунок 9 выполнен девочкой 8 лет 5 месяцев с подозрением на органическое поражение мозга. По тесту интеллекта Векслера (Wise) результаты получились следующие: вербальный - 91, невербальный - 87, по общей шкале - 88, в то время как по рисунку человека ее IQ - 71. Это еще один пример несоответствия коэффициентов интеллекта, определенных по стандартизированным и рисуночным тестам. Копии геометрических фигур искаженные и перевернутые (см. приложение 1).Копия ромба, выполненная мальчиком 9 лет 10 месяцев с диагнозом минимальная мозговая дисфункция. Это гиперактивный, рассеянный ребенок (см. рис.10, приложение 1).3. Диагностика персеверации.Тенденция в течение долгого времени монотонно повторять слова или действия - это черта поведенческого комплекса, обычно называемая минимальной дисфункцией мозга. Основа проблемы - трудности концентрации внимания ребенка. Очень рассеянный, еще не способный отвлечь внимание от привлекшего его объекта, ребенок склонен повторять те же самые фразы снова и снова, раздражая свою мать, или продолжать делать одно и то же.На рисунках 11 и 12 представлены два примера персеверации (см. приложение 1). На первом девочка 12 лет 6 месяцев копировала образцы зрительно-моторного гештальт-теста Бендер, но вместо того, чтобы ограничиться 12 точками на тестовой карте №1, она продолжает ставить их, пока не заканчивается строка. То же самое монотонное повторение видно на ее копии тестовой карты № 2 с 11 группами по три наклонных кружка. Она изобразила 26, больше просто не поместилось.Девочка 12,5 лет с неспособностью к обучению. Обратите внимание на персеверации в копиях фигур Бендер. Нарушение сенсомоторной сферы. Высоко развиты вербальные навыки. Трудности с математикой. У матери была угроза выкидыша на 7-м месяце беременности.Рисунок 12 - ответ на тест "Нарисуй человека" мальчика 6 лет пограничного уровня умственного развития. Его поведение указывает на дисфункцию мозга, вероятно, обусловленную несовместимостью резус-факторов. Вместо изображения одной он нарисовал 12 однотипных человеческих фигур.Таким образом, рассмотрев, теоретические аспекты проблемы исследования, можно сделать вывод о том, что рисуночные тесты могут широко применяться в диагностике неспособности к обучению.
2. Изучение исследования неспособности к обучению при помощи рисуночных тестов
2.1 Процедура исследования
Главной задачей экспериментальной работы было выявление признаков неспособности к обучению у младших школьников.Исследование состояло из двух этапов.На первом этапе - этапе констатирующего среза - была проведена диагностика неспособности к обучению у испытуемых.На втором этапе проводилась оценка эффективности разработанной системы по методике констатирующего эксперимента.В исследовании принимали участие 25 учеников общеобразовательной школы № 33 г. Смоленска. Возраст испытуемых составил 8 лет (младшие школьники).Были использованы следующие методы: наблюдение, психологические методики:рисуночный тест "Нарисуй человека";1. Рисуночный тест "Нарисуй человека".Ф. Гудинаф - яркая фигура в мировой психологии. В нашей стране она, однако, практически неизвестна.Наибольшую известность Ф. Гудинаф, принес тест "Нарисуй человека". Первоначальная стандартизация этой методики была осуществлена в 1926 г. С тех пор вплоть до 1963 г. Тест использовался без существенных изменений и приобрел за это время широкую популярность.Этот тест - один из наиболее используемых диагностических методов. Его можно проводить с трехлетнего возраста. Выводы об уровне умственного развития по результатам тестирования наиболее надежны применительно к дошкольному и младшему школьному возрасту. В качестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху.Проведение тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым вертикально. Инструкция: "Нарисуйте человека - всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше - так, как вы умеете" (здесь и далее приводится обращение к взрослому человеку; при обращении к ребенку используют единственное, а не множественное число. Для маленьких детей инструкцию целесообразно изменить: "Нарисуй дядю. Постарайся нарисовать получше".
Страницы:
1
, 2,
3
,
4
,
5
Апрель (48)
Март (20)
Февраль (988)
Январь (720)
Январь (21)
2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная
ссылка на источник
обязательна.