Рефераты. Определение понятия "неспособность обучения" интерпретация и диагностика детских рисунков

ладший школьный возраст - особый, исторически недавно выделившийся период, содержание и задачи которого окончательно не определены, поэтому психологические особенности начального звена школьного детства также не признаются окончательными и неизменными.

Поэтому выявление закономерностей интеллектуального развития младших школьников представляется актуальным. Используемый в исследовании метод - рисунок фигуры человека широко применяется в зарубежной психодиагностической практике, признается вторым по частоте использования в ряду всех психодиагностических методов исследования индивидуальных различий между людьми.

В качестве инструмента измерения интеллекта используемый в исследовании тест "Нарисуй человека" Гудинаф - Харриса применяется в возрастном диапазоне от трех до пятнадцатилетнего возраста. Младший школьный возраст попадает в середину общего диапазона диагностических возможностей данного теста.

Обладая на данной возрастной группе максимальной дифференцирующей способностью, тест позволяет наиболее ярко проследить выявляемые на его основе закономерности интеллектуального развития младших школьников.

Список литературы

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М.: Академический проект, 2007.

2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. - М.: Просвещение, 1981.

3. Веракса Н.Е. Перспективы изучения детского развития в лаборатории способностей и творчества // Психолог в детском саду. - 2000. - №№ 2-3. - С.69-80.

4. Выготский Л.С. Лекции по психологии. - М.: Союз, 2006.

5. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Статут, 2003.

6. Голубева Э.А. Способности, личность, индивидуальность. - М.: Феникс, 2005.

7. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. - М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

8. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Педагогика, 1991.

9. Изобразительное искусство в школе / Под. ред. В.В. Колокольникова. - М.: Педагогика, 1975

10. Ильина М.Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. - СПб.: Питер, 2006.

11. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя. - М., 1991

12. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М.: Просвещение, 1981.

13. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах. - М.: Просвещение, 1984.

14. Лебедева Л.Д., Бибикова Н.В. Креативность младших школьников: контекст "развитие; М-во образования и науки, ГОУ ВПО-Ульян. гос. пед. ун-т им. И.Н. Ульянова. - Ульяновск: УлГПУ, 2004.

15. Основы психодиагностики: учебно-методический комплекс для специальности 030301.65 Психология / Автор - составитель Н.В. Зоткин. - Самара: Изд-во "Универс групп", 2007.

16. Программно - методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/Сост.В.С. Кузин, В.И. Сиротин. - М.: Дрофа, 2004.

17. Прокопьев Д.Л. Проблема взаимосвязи креативности и интеллекта // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3 - го Всероссийского съезда психологов: В 8 т. - СПб.: Изд - во С. - Петерб. ун - та, 2003. Т.6 - С 446 - 449.

18. Прокопьев Д.Л. Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей 6-8 лет в образовательных учреждениях различного типа // Вестник Московского государственного областного университета. Серия "Психология и педагогика". - 2006. - №1. - Том 2. - С.85-91.

19. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. - СПб., 2007.

20. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие - М.: Издательский центр "Академия", 1999.

21. Степанов С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. - М.: ТЦ Сфера, 2004.

22. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002.

23. Фомина Н.Н. и др. Изобразительное искусство и художественный труд. - М., 1995.

24. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М: Академия, 1999.

25. Щербаков В.С. Обучение и творчество. - М.: Просвещение, 1969.

26. Яковлева Е Л. Психология развития творческого потенциала личности. - М.: Флинта, 1997.

Приложения

Приложение 1

Рис.1. Спонтанный рисунок 4-летнего ребенка

Рис.2. Повторная попытка изобразить крест, нарисованный экспериментатором

Рис.3. Вполне удавшаяся копия вертикальной линии (составной части креста)

Рис.14. Хорошая копия горизонтальной линии, составляющей другую часть креста

Рис.5. А это результат того, что получилось, когда его снова попросили нарисовать крест. Он не воспринимает фигуру как образец

Рис.6. Вторая попытка изображения человека на просьбу экспериментатора: "Теперь нарисуй человека целиком", - в возрасте 5 лет 8 месяцев. Рисунок фигуры на уровне 4 лет 6 месяцев.

Рис.7. Попытка написать имя

Рис.8. Копия квадрата, нарисованного экспериментатором

Рис.9. Копия треугольника

Рис.10. Копия ромба

Рис.11.

Рис.12. Персеверация - результат теста "Нарисуй человека"

Приложение 2

Критерии оценки (признаки и их характеристики) теста "Нарисуй человека" Ф. Гудинафа.

1. Голова. Засчитывается любое достаточно ясное изображение головы независимо от формы (окружность, неправильная окружность, овал). Черты лица, не обведенные контуром головы, не засчитываются.

2. Шея. Засчитывается любое ясное изображение данной части тела, отличной от головы и туловища. Прямое сочленение головы и туловища не засчитывается.

3. Шея; два измерения. Очертание шеи, не прерываясь, переходит в очертания головы, туловища или того или другого одновременно. Линия шеи должна плавно переходить в линию головы или туловища. Изображение шеи в виде одной линии или "столбика" между головой и туловищем не засчитывается.

4. Глаза. Нарисован хотя бы один глаз; любой способ изображения признается удовлетворительным. Засчитывается даже единственная неопределенная черточка, иногда встречающаяся в рисунках совсем маленьких детей.

5. Детали глаза: брови, ресницы. Показаны брови или ресницы, или то и другое одновременно.

6. Детали глаза: зрачок. Любое явное указание на зрачок или радужную оболочку, помимо контура глаза. Если показаны два глаза, должны присутствовать оба признака.

7. Детали глаза: пропорции. Размер глаза по горизонтали должен превосходить размер по вертикали. Это требование должно быть соблюдено в изображении обоих глаз, но если нарисован только один глаз, то достаточно и этого. Иногда в профильных рисунках высокого уровня глаз показан с учетом перспективы. В таких рисунках засчитывается любая треугольная форма, приближающаяся к показанным ниже образцам:

8. Детали глаза: взгляд. Анфас: глаза явно "смотрят". Не должно быть ни конвергенции, ни дивергенции зрачков ни по горизонтали, ни по вертикали.

Профиль: глаза должны быть показаны либо как в предшествующем пункте, либо, если сохранена обычная миндалевидная форма, зрачок должен быть помещен в передней части глаза, а не в центре. Оценка должна быть строгой.

9. Нос, Любой способ изображения носа. В "смешанных профилях" очко засчитывается, даже если нарисовано два носа.

10. Нос, два измерения. Анфас: засчитывается любая попытка нарисовать нос двумерным, если длина носа больше ширины его основания.

Профиль. Засчитывается любая самая примитивная попытка показать нос в профиль при условии, что изображено основание носа и его кончик. Простая "пуговица" не засчитывается.

11. Рот. Любое изображение.

12. Губы, два измерения. Анфас: ясно изображены две губы.

13, Нос и губы, два измерения. Дается дополнительное очко, если выполнены пункты 10 и 12.

14. Подбородок и лоб. Анфас: должны быть нарисованы оба глаза и рот, оставлено достаточное место над глазами и подо ртом для лба и подбородка. Оценка не очень строгая. Там, где шея переходит в лицо, имеет значение расположение рта по отношению к сужающейся нижней части головы. Рисунки внизу иллюстрируют расположение рта.

15. Подбородок. Четко отделен от нижней губы. Анфас: форма подбородка должна быть выделена каким-либо' способом: например, кривой линией, проходящей ниже рта или губ, или всей формой лица. Борода, закрывающая данную часть лица, не позволяет начислить очко по данному пункту.

Примечание. Не путать с пунктом 16. Чтобы получить очко по данному пункту, необходима отчетливая попытка показать "заостренный" подбородок. Чаще всего этот пункт засчитывается в профилях.

16. Показана линия челюсти. Анфас: поперек шеи проходит линия челюсти и подбородка, причем она не должна быть квадратной формы. Шея должна быть достаточно широкой, а подбородок достаточно заостренным, чтобы линия челюсти образовывала острый угол с линией шеи. Оценка строгая.

Профиль: линия челюсти идет по направлению к уху.

17„ Переносица. Анфас: нос имеет правильную форму и правильно расположен. Должно быть показано основание носа, а переносица должна быть прямой. Важно расположение верхней части переносицы - она должна доходить до глаз или заканчиваться между ними. Переносица должна быть уже основания.

18. Волосы I. Засчитывается любое, даже самое грубое изображение волос.

19. Волосы II. Волосы показаны не просто мазней или каракулями. Одна только линия волос на черепе без каких-либо попыток закрасить их не засчитывается. Очко дается, если ребенок предпринял попытку хоть как-то закрасить волосы или показать их волнистый контур.

20, Волосы III. Любая явная попытка показать стрижку или фасон, используя челку, баки или линию прически у основания. Когда нарисован человек в головном уборе, очко засчитывается, если волосы на лбу, за ухом или сзади указывают на наличие определенной прически.

21. Волосы IV. Тщательное изображение волос; показано направления прядей. Пункт 21 никогда не засчитывается, если рисунок ребенка не удовлетворяет требованиям пункта 20. Это признак более высокого ранга.

22. Уши. Любое изображение ушей.

23. Уши: пропорции и расположение. Вертикальный размер уха должен превышать его горизонтальный размер. Уши должны быть расположены примерно в средней трети вертикального размера головы.

Анфас: верхняя часть уха должна отходить от линии черепа, оба уха должны расширяться в сторону основания.

Профиль: должна быть показана какая-нибудь деталь уха, например, слуховой канал может быть изображен точкой. Ушная раковина должна расширяться в сторону затылка. Примечание: некоторые дети, особенно умственно отсталые, имеют тенденцию рисовать ухо как бы перевернутым - расширяющимся в сторону лица. В таких рисунках очко никогда не засчитывается.

24. Пальцы. Любые признаки пальцев помимо руки или кисти. В рисунках детей постарше, имеющих склонность делать эскизные изображения, этот пункт засчитывается при наличии любого признака пальцев.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.