Министерство образования и науки Республики Казахстан
Павлодарский государственный педагогический институт
Организация Деятельности педагога
Над Проблемной Темой
Пояснительная записка
Настоящие методические рекомендации адресованы педагогам, магистрантам и студентам, осуществляющим психолого-педагогические исследования. Настоящими рекомендациями могут воспользоваться и старшеклассниками, работающими над научными проектами.
В ходе работы над проблемной темой необходимо выполнить следующие действия:
1. Определить тему психолого-педагогического исследования.
2. Обосновать ее актуальность:
социальную;
психолого-педагогическую;
практическую.
3. Определить логическую структуру психолого-педагогического исследования и его научный аппарат (цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования).
4. Раскрыть основную идею, методологические основы, теоретическую и практическую значимость и новизну исследования.
5. Указать этапы, методы работы над темой.
6. Определить сущность и содержание понятия, характеризующего исследуемое явление, построить «дерево» понятий. Четко выделить признаки понятия.
7. Разработать программу диагностического «среза».
8. Составить примерный план опытно-педагогической работы по развитию (совершенствованию, коррекции) исследуемого явления.
В помощь начинающему исследователю
Введение
Было время, когда школу, практику обучения и воспитания во многом противопоставляли науке, научному поиску. Наука, дескать, непрерывно ищет, борется против всякого застоя и окостенения, ей присуще творческое начало, а школа берет только устойчивое, бесспорное, отстоявшееся.
На сегодняшнем этапе развития школы каждый учитель, настоящий и будущий, непременно сталкивается с необходимостью осуществлять педагогически грамотно научное исследование, непосредственно связанное с его профессиональной деятельностью.
Формулировка Вашей темы исследования должна обязательно содержать проблему и указывать на конкретные действия (деятельность) в области исследования.
Не рекомендуется формулировать тему в виде назывного предложения. Например: «Агрессия подростков» или «Проблемное обучение». Возникает вопрос: «А зачем это нужно? Что будет исследователь конкретно изучать?», т.е. круг вопросов, подлежащих рассмотрению, может быть очень широк и неконкретен.
Название темы лучше начинать с отлагательного существительного («Выявление…», «Установление…», «Подготовка…», «Организация…», «Конструирование…», «Коррекция…» и т.д.), которое конкретизирует область исследования.
II этап. Написание «введения»
Введение содержит:
а) обоснование актуальности Вашей темы исследования, которое включает:
социальную актуальность, т.е. необходимо доказать, почему то, чем Вы будете заниматься, нужно обществу.
При обосновании социальной актуальности можно сослаться на правительственные, нормативные документы, что позволит Вам более уверено говорить о значимости темы.
психолого-педагогическую актуальность, которая предполагает краткий (мы подчеркиваем, - краткий) обзор литературы по исследуемой проблеме с ее анализом.
Вы должны проанализировать, что наработано в философской, психологической, педагогической, методической и др. литературе, что Вас устраивает, и что не удовлетворяет сегодняшним условиям;
практическую актуальность, т.е. что не удается на практике, даже если есть теоретическое решение проблемы.
Таким образом, Вы выявите противоречие между должным и сущим, т.е. между тем, что надо и тем, что есть.
III этап. Определение логической структуры психолого-педагогического исследования и его научного аппарата
Для четкого определения границ проблемной темы, уяснения того, чем вы будете заниматься, необходимо определить:
а) проблему; б) цель вашей работы; в) объект и предмет исследования; г) гипотезу; д) задачи.
Зачастую педагоги-практики не придают значения выделенным компонентам, считая их необязательными.
Тем не менее, именно их выделение позволяет уточнить содержание деятельности, определить направление поиска, исключить лишнее и ненужное, сузить границы поиска в работе над проблемной темой, сосредоточить внимание на главном и существенном.
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ - нечто неизвестное в науке (что очень существенно) и отражает противоречия процесса познания на его исторически определенном этапе. Сущность проблемы - противоречие между должным и сущим.
Например, противоречие межу реальным и необходимым уровнем нравственно эстетической культуры школьников.
Именно поиск путей разрешения соответствия между реальной и необходимой нравственно-эстетической культуры школьников составляет проблему исследования, т.е. проблема логически вытекает из противоречия.
Имеется немало фактов, когда исследователь считает тему актуальной и берется за ее решение, просто не зная, что есть уже разработанные рекомендации, наработанные материалы, выводы, и тогда работа сводится к внедрению рекомендаций психолого-педагогических наук.
Выделение проблемы позволит Вам еще раз уточнить проблемную тему.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - это то педагогическое явление, процесс изучения сущности, свойств, отношений которого станет главным в Вашей работе.
Для простоты сказанного можно дать следующий совет: в проблемной теме необходимо выделить ключевое слово или ключевое словосочетание, которое и будет объектом.
Иначе говоря, каждый из работающих над проблемной темой должен будет определить, что в самой теме представляет интерес для исследования.
Например, проблемная тема «Условия эффективного развития нравственной культуры школьников»: ключевое словосочетание - «нравственная культура», т.е. нас будет интересовать этот феномен, его свойства, составляющие, связи между ними.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - это конкретные элементы, связи, отношения объекта, которые подлежат исследованию в работе над проблемной темой.
Т.е. предмет исследования либо совпадает с объектом, либо уже его.
Попытаемся изобразить это в виде схемы.
Рис. 1
Если изучаемый объект А состоит из взаимосвязанных элементов 1,2,3, то мы можем более детально изучить либо один из элементов, либо два, либо все три, либо связи и отношения между ними, либо условия оптимального функционирования системы А, и т.д.
Например, если объектом проблемной темы является содержание нравственно-эстетической культуры, то объектом может служить:
процесс вооружения учащихся этим содержанием;
условия, необходимые для эффективного усвоения содержания;
организация взаимодействия учащихся по усвоению содержания и т.д.
Таким образом, объект и предмет исследования четко определяют границы работы над проблемной темой.
После определения объекта предмета проблемной темы необходимо сформулировать гипотезу будущей деятельности. ГИПОТЕЗА - это предположение, в котором заключается модель предстоящей работы, система мер, технология, за счет которых ожидается повысить эффективность педагогического процесса.
Структура гипотезы выглядит следующим образом: «Если будут выполнены следующие условия (идет перечисление условий)…, то эффективность (результативность) педагогического процесса будет значительно выше существующей» (можно указать конкретно, в каких структурных новообразованиях личности (-ей), коллективов должны произойти положительные изменения).
Следующий шаг: формулирование задач (не более 3-4). Среди них выделите следующие:
а) какова сущность изучаемого явления, его признаки, показатели, уровни проявления;
б) как определить уровень проявления изучаемого явления;
в) как организовать опытно-педагогическую работу по проверке основной идеи, заложенной в гипотезе.
Проиллюстрируем сказанное конкретными примерами:
Проблемная тема «Развитие творческого потенциала личности учащегося».
Страницы: 1, 2