Первичное представление об исследуемом явлении можно получить двумя путями:
изучить соответствующую литературу и провести ее анализ с учетом Вашей темы исследования;
построить «дерево» понятий.
Мы хотим подчеркнуть, что построение «дерева» понятий позволяет получить только первичное представление о сущности исследуемого явления, и потому требует дальнейшей работы и критического анализа соответствующей литературы.
Принцип построения «дерева» понятий состоит в следующем:
1. Выбираете ключевое понятие (словосочетание) темы;
2. Найдите в словарях (философском, психологическом) определение понятия;
3. Из определения выберете ключевые понятия, в свою очередь, каждому из них найдите свое определение;
4. Вновь выберите ключевые слова и т.д.
5. Составьте схему, которая будет выглядеть следующим образом:
и т.д. и т.д. и т.д. и т.д. и т.д. и т.д. и т.д.
Рис.2 Схема «дерева» понятий
Продолжайте процесс построения «дерева» понятий до тех пор, пока не сможете дать рабочего определения основному понятию, четко выделив основные его признаки проявления.
ПОМНИТЕ, чтобы дать определение понятию, то его нужно подвести под общее и указать отличительные признаки.
Проиллюстрируем сказанное конкретными примерами:
Проблемная тема «Развитие нравственной культуры учащихся-подростков»
После построения «дерева» понятий мы получили следующее рабочее определение: Нравственная культура учащихся - интегрированное качество личности, которое характеризуется:
знанием нравственных норм;
умением взаимодействовать с природой и людьми,
нравственным самосовершенствованием.
Мы не случайно употребили термин «рабочее определение», тем самым подчеркивая, что в процессе работы над различными источниками, определение может претерпеть изменение: могут появиться дополнительные признаки, либо ряд из них будут откорректированы.
Составление «дерева понятия» лишь первый шаг в определении и раскрытии сущности исследуемого явления (процесса). Работа с различными научными источниками позволит Вам уточнить Ваше представление о том, что Вы подвергаете исследованию.
IV этап. Составление программы диагностического «среза»
Продумайте программу диагностического «среза», т.к. только данные, полученные после его проведения, позволят окончательно скорректировать предполагаемую Вашу работу.
В программе выделите цель диагностического («нулевого») «среза», критерии (см. признаки Вашего основного определения), показатели и уровни проявления изучаемого явления, продумайте методы и подберите методики.
Общий вид программы диагностического «среза» проиллюстрируем на конкретном примере: проблемная тема «Развитие нравственной культуры учащихся-подростков».
Критерии и показатели
Уровни проявления признаков
Способы получения информации
Высокий
Средний
Низкий
1
2
3
4
5
Знание нравственных норм
Знания нравственных норм усвоены в системе
Усвоены отдельные нравственные нормы
Усвоен негативный нравственный опыт
Методика «ранжирования пословиц и поговорок» (прилож. № 1)
Проект опытно-экспериментальной работы по проблемной теме представьте в виде таблицы (см. табл. 2).
Критерии и показатели исследуемого явления
Компоненты опытно-экспериментальной работы
Цели и задачи опытно-экспериментальной работы
Содержание
Средства
Формы
Методы
Задания
Откорректировать представление о добре и зле; и т.д.
Понятия «добро» и «зло». и т.д.
Общение, игра.
Индивидуальная, групповая.
Словесные, практические, проблемные, методы самостоятельной работы, индуктивные, игра как стимул, практический контроль
Игра «Сделка»
Структура работы, описывающей исследовательскую деятельность, включает в себя следующие части:
Титульный лист
Введение
Основной текст (главы, параграфы)
Заключение
Список использованной литературы
Приложения (если они имеются)
Титульный лист содержит: наименование министерства, структурного подразделения, к которому подчиняется образовательное учреждение, где работает исследователь, и само образовательное учреждение; наименование темы работы, Ф.И.О. автора работы с указанием должность и места работы, место и года издания (написания) работы.
Оглавление включает перечисление частей работы, начиная с введения и до приложений, с указанием страниц начала каждой главы, раздела.
Во введении раскрываются актуальность темы, ее значение в практической деятельности и науки педагогики и психологии, связанные с этим причины выбора данной темы; степень ее освещения в литературе с указанием основных ученых-исследователей; цели и задачи, которые ставит перед собой исследователь.
Основной текст обычно разбивается на главы, поделенные на параграфы. В них освещаются вопросы темы. Главы и параграфы должны иметь примерно равный объем. Обычно в первой главе описываются теоретические основы исследования, во второй - содержание, организация и результаты эксперимента.
В заключении подводятся итоги исследований, в обобщенном виде излагаются выводы и предложения.
Библиография составляется в порядке цитирования источников.
В приложении помещаются схемы, графики, таблицы и другие материалы, подготовленные автором.
Желаем Вам успехов в работе над проблемной темой, которая в последствие станет Вашей (вполне возможно) диссертацией…
Страницы: 1, 2