Выносливость -- это способность противостоять утомлению. Она характеризуется продолжительностью выполнения физической работы, вовлекающей большую часть мышц тела. На выносливость большое влияние оказывает кровообращение и дыхание, состояние нервно-мышечной системы. Их укреплению способствуют длительный бег, езда на велосипеде, лыжные гонки, катание на коньках, плавание, гребля, многократное выполнение прыжков со скакалкой, приседаний, подтягиваний, сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа и т. д. [25].
Развитие двигательных качеств школьника можно определить с помощью следующих упражнений (тестов).
1. 1--2-й классы, мальчики и девочки -- сила рук, подтягивание на низкой перекладине в висе лежа. 3--4-й классы (мальчики -- подтягивание в висе, девочки -- в висе лежа). Фиксируется количество раз.
2. Сила мышц ног -- и.п. -- о.с. Присесть, руки вперед. Фиксируется количество приседаний с одной попытки в течение 15 с.
3. Сила мышц спины -- из положения лежа на животе, руки за голову, пальцы переплетены, прогнуться и возвратиться в и.п. Фиксируется количество раз с одной попытки в течение 15 с.
4. Сила мышц брюшного пресса -- из положения лежа на спине, руки вверх, выполнить сед, руки вперед. Фиксируется количество раз с одной попытки в течение 15 с.
5. Бег на 30 м (1 -- 2-й классы -- с высокого старта; 3--4-й классы -- с низкого). Фиксируется быстрота целостного движения.
6. Координация -- прыжки через скакалку на двух ногах. Фиксируется количество прыжков с одной попытки в течение 30 с.
7. Гибкость -- лежа на спине и прогибаясь, выпрямить руки и ноги и выполнить «мост». Оценивается удовлетворительно, если ноги согнуты, пятки не касаются пола; хорошо -- ноги слегка согнуты, опора на всю стопу; отлично -- ноги выпрямленные, опора на стопу [25].
Выполнить наклон вперед. Оценивается удовлетворительно, если испытуемый не касается руками носков ног; хорошо -- касается; отлично -- касается грудью коленей.
Затем выводится общий балл гибкости: 6--7 баллов -- удовлетворительно; 8--9 баллов -- хорошо; 10 баллов -- отлично.
8. Общая выносливость -- бег в течение 6 мин. Определяется по расстоянию пробегаемой дистанции или по времени.
Перед проведением контрольных испытаний надо ознакомить детей с содержанием тестов, техникой их выполнения, методикой получения результатов и принципами оценки.
Для более объективного определения уровня физической подготовленности учащихся выполнение тестов лучше проводить на уроках физической культуры в виде соревнований.
Рост уровня физической подготовленности за год определяется исходя из первоначальных данных.
Для самостоятельного определения функционального состояния организма существуют простые и доступные методы и пробы, не требующие специальных медицинских знаний.
Оценка состояния сердечно-сосудистой системы для учащихся начальных классов может быть определена при помощи пробы с приседаниями или подскоками (по Н. М. Амосову) [25].
Проба с приседаниями. В положении основной стойки сосчитать пульс. Сделать 20 приседаний за 30 с в медленном темпе, поднимая руки вперед и сохраняя туловище прямым, колени широко развести в стороны. После приседания снова сосчитать пульс. Повышение числа ударов на 25 % после нагрузки и меньше свидетельствует об отличном состоянии сердца, до 50 % -- о хорошем, до 75 % -- удовлетворительном и свыше 75 % -- о плохом. Увеличение количества ударов пульса вдвое и больше указывает на чрезмерную детренированность сердца, его высокую возбудимость или заболевание.
Проба с подскоками. Сосчитать пульс. В положении основной стойки руки на поясе, в течение 30 с на носках сделать 60 подскоков, подпрыгивая на высоту 5--6 см. Снова сосчитать пульс. Оценка результатов пробы -- как при приседаниях.
Функциональное состояние системы внешнего дыхания можно определить с помощью пробы Штанге. Исследуемый сидя делает максимальный вдох и выдох, затем вновь -- глубокий вдох, задерживает дыхание на предельно возможное время, которое определяется по секундомеру. Средняя продолжительность задержки дыхания зависит от возраста, пола, физической подготовленности и других данных. Для младших школьников она в среднем составляет: неудовлетворительно -- меньше 15 с; удовлетворительно -- 16--30 с; хорошо -- 31 -- 55 с; отлично -- более 55 с. [14, C.178].
Для определения функционального состояния нервной и мышечной систем рекомендуется проба Ромберга, теппинг-тест и др.
Проба Ромберга. Способность сохранять равновесие в статических позах исследуется в четырех положениях при постепенном уменьшении площади опоры. Во всех случаях руки у исследуемого подняты вперед, пальцы разведены и глаза закрыты. В первом положении стопы ставятся вместе, параллельно друг другу, во втором -- одна за другой на одной линии так, чтобы большой палец одной ноги касался пятки другой, в третьем -- исследуемый стоит на одной ноге, а пятка другой приставляется к коленной чашечке опорной; в четвертом -- стойка в равновесии («ласточка»). При выполнении этого теста обувь необходимо снять [14].
Оценка «хорошо» выставляется, если исследуемый сохраняет равновесие в течение 15 с в каждой позе и при этом не наблюдается пошатывания тела, дрожания рук или век (при треморе выставляется оценка «удовлетворительно»). Если равновесие за этот период нарушается, то исследуемый получает неудовлетворительную оценку. Для массового исследования школьников наиболее часто применяется третья поза Ромберга.
Теппинг-тест определяет частоту движений кисти, отражает функциональное состояние двигательной сферы и силу нервной системы. Для проведения теста необходимы секундомер, карандаш и лист бумаги. На бумагу наносят квадрат величиной 20X20 см, который двумя линиями разделяют на четыре равные части. Исследуемый садится за стол и после команды: «Внимание, марш!» в течение 10 с в максимальном темпе ставит точки в первом квадрате. Через 10 с команду повторяют, и испытуемый, не прерывая работы, переходит на второй квадрат и т. д. Чтобы точки не ложились друг на друга, рекомендуется перемещать руку по кругу. Общая длительность теста -- 40 с. Для оценки результатов подсчитывают количество точек в каждом квадрате. Это легко сделать, если карандашом постепенно соединить все точки между собой [14, C.182].
Максимальная частота движений кисти в среднем равняется 65 -- 70 точкам за 10 с. Сравнивая количество точек в отдельных квадратах, можно получить дополнительную информацию: резкое снижение частоты движений, т. е. уменьшение количества точек от квадрата к квадрату свидетельствует о недостаточной устойчивости, снижение подвижности (лабильности) нервных процессов проявляется в ступенеобразном увеличении частоты движений во 2-м и 3-м квадратах и говорит о замедлении процесса врабатывания.
Результаты функциональной диагностики заносятся в специальные дневники и карту здоровья, образцы заполнения которых приведены в табл. 5, 6. Измерения проводятся в начале учебного года, середине и конце.
Проводить их желательно в одно и то же время суток, лучше в утренние часы.
Родители могут создать для детей спортивно - игровые площадки. Форма площадки определяется возможностями свободной территории возле дома; ее можно сделать квадратной, прямоугольной, круглой, овальной. Покрытие площадки однослойное, состоящее из естественного грунта с добавлением до 50% мелкого шлака.
Всего удачнее покрытие естественное, травяное, но оно требует тщательной подготовки и систематического ухода.
На площадках для игр в кегли, серсо, бадминтон, городки должно быть утрамбованное плотное покрытие.
Реже встречается деревянное покрытие, на котором особенно удобно играть с мячом.
По периметру площадки размещают гимнастические снаряды, а середину лучше оставить свободной для организации здесь подвижных игр, веселых физкультурных праздников [15].
Оборудуя площадку, необходимо учитывать некоторые важные требования:
Размеры и конструкции гимнастических пособий и снарядов должны соответствовать анатомо-физиологическим особенностям дошкольников, их антропометрическим данным. Так, расстояние между перекладинами гимнастической стенки устанавливается с учетом роста детей, диаметр перекладин должен быть удобен для хвата детской рукой, высота препятствий для спрыгивания ограничена, чтобы не вызывало травм, развития плоскостопия.
Оборудование должно изготавливаться из высококачественных материалов. Для снарядов из дерева используют твердые породы, обеспечивающие прочность пособий. Все пособия должны быть полированными, покрытыми масляной краской, острые углы в них закруглены для облегчения их гигиенического содержания и предупреждения травматизма.
Снаряды должны сочетаться друг с другом с учетом самых разных движений.
Все стационарные пособия должны быть устойчивыми, закреплены специальными стойками и опорными столбами, врытыми в землю на глубину 50-60 см [15].
Снаряды и пособия должны быть привлекательны для детей, создавать у них хороший эмоциональный тонус, желание заниматься с ними. Это достигается их формой, окраской, возможностью удачного сочетания разных пособий.
В вечернее время, а также в свободные субботние и праздничные дни дети - дошкольники часто гуляют возле дома, в ближайшем сквере, в парке, вблизи спортивных площадок школ. На таких прогулках родители могут поупражнять малышей в движениях, доступных им по возрастным возможностям.
Ходить и бегать можно по любой ровной дорожке - по лесным дорожкам, покрытым слоем хвои, грунтовой, избегая длительного движения по асфальту.
Специальная беговая дорожка для детей постарше располагается по краю площадки длиной не менее 30-40 м или делается кольцевой длиной примерно 100 м [15].
Для упражнений в подскоках на столбе или торце веранды укрепляются вешалка, на нее на разной высоте (примерно на 10 -15 см выше поднятой руки ребенка), подвешиваются мячи.
Много выдумки могут проявить взрослые, оборудуя для ребят пособия для метания. Малыши любят скатывать мяч с горки, прокатывать его в воротики, по желобу, а старшие дошкольники соревнуются в меткости. На шнур длиной 4 м подвешивают фанерки- мишени низко над землей, шнур привязывается к стойкам, деревьям. Горизонтальной целью могут служить корзины, ящики, положенные на землю обручи.
Для упражнений в лазанье к стационарно закрепленным вертикальным лестницам можно добавить переносную лестницу (шириной 40 см, длиной 2 м) с перекладинами на расстоянии 18-22 см с зацепами. Ее можно положить на землю, приподнять над поверхностью горизонтально или закрепить в различном положении на вертикальной стенке [16].
Укреплению здоровью детей, их гармоничному физическому развитию, воспитанию хорошей осанки во многом способствуют упражнения в лазанье. На площадке необходима гимнастическая стенка из нескольких пролетов.
Для малышей необходимы низкие заборчики для лазанья (высота их 100 см, ширина 100 см).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8