58
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Вятский государственный гуманитарный университет»
Физико-математический факультет
Кафедра дидактики физики и математики
Выпускная квалификационная работа
Организация и содержание элективного курса «Основы теории вероятностей и математической статистики» в классах оборонно-спортивного профиля
Выполнил
студент V курса физико-математического факультета
(специальность 050201.65 Математика)Селюнин Александр Геннадьевич
Научный руководитель:
канд. пед. наук, ст. преп. кафедры
дидактики физики и математики
Горев Павел Михайлович
Рецензент:
канд. пед. наук, доцент кафедры
Шилова Зоя Вениаминовна
Работа допущена к защите в государственной аттестационной комиссии
«___»__________2008 г. Зам. зав. кафедройМ.В. Крутихина
«___»__________2008 г. Декан факультетаЕ.В. Кантор
Киров, 2008
Содержание
Введение
Глава 1. Элективные курсы в профильной школе
1.1. Профильная школа в условиях модернизации образования
1.2. Предпрофильная подготовка учащихся средней школы
1.3. Элективные и факультативные курсы
1.4. Особенности элективных курсов по математике
Глава 2. Методика изучения элективного курса «Основы теории вероятностей и математической статистики» в классах оборонно-спортивного профиля
2.1. Содержание элективного курса «Основы теории вероятностей и математической статистики»
2.2. Основные принципы построения методики изучения элективного курса
2.3. Методика использования практико-ориентированных задач
2.4. Методика преподавания теории вероятностей и математической статистики в средней школе
2.5. Содержание и анализ результатов опытной работы
Заключение
Библиографический список
Приложения
В настоящее время невозможно представить спорт и физическую культуру без науки. Правильно организованное физическое воспитание школьника, способствующее укреплению его здоровья, эффективная тренировка спортсмена, результатом которой является рост спортивных рекордов, строится на научных основах.
Наука - это точное знание, собирающее факты, и во всех них присутствуют цифры. При оценке успеваемости учеников учителем, при подсчитывании результатов на соревнованиях и т.д. - при всем этом оперируют числами, и в этом уже есть зачатки науки. Еще более научным является сбор материала для того, чтобы выявить некоторую закономерность, систему. Например, при систематизации спортивных рекордов в беге, плавании, конькобежном спорте привело к установлению общего математического закона. Подсчет количества килограммов, поднимаемых тяжелоатлетами на тренировках, и сопоставление его со спортивными достижениями позволили определить тренировочную нагрузку, которая дает наилучший результат. При анализе индивидуальной тренировочной нагрузки элементами исследуемой совокупности могут быть отдельные значения интенсивности или объема нагрузки, зарегистрированные у конкретного спортсмена в различные периоды времени. Каждый элемент совокупности может обладать рядом признаков, при этом одни признаки могут быть однородными, а другие могут изменяться. Например, элементами совокупности могут быть спортсмены - представители одного вида спорта, одинаковой квалификации, одинакового возраста, но различными могут быть показатели роста, веса, скорости движения и т.д.
Предметом изучения как раз и являются изменяющиеся признаки. Значение, принимаемое данной величиной, в каждом случае зависит от ряда факторов, которые обычно заранее не известны. Закономерности присущие подобным величинам, получили название случайных, изучаются теорией вероятностей и математической статистикой [15].
Математическая статистика устанавливает перспективность спортсменов, условия более благоприятные для тренировок и их эффективность. Также статистика помогает сделать объективные и научно обоснованные выводы при анализе спортивной деятельности. Использование методов математической статистики помогает сделать объективные, научно обоснованные выводы при анализе спортивной деятельности.
Все сказанное выше позволяет сделать вывод об актуальности вероятностно-статистической линии для лиц, занимающихся спортом высоких достижений и необходимости включения в программу классов оборонно-спортивного профиля элективного курса «Основы теории вероятностей и математической статистики».
Цель данной работы - на основе анализа психолого-педагогической, математической и методической литературы определить содержание и разработать методику изучения основ теории вероятностей и математической статистики для школ и классов оборонно-спортивного профиля.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1) изучить психолого-педагогическую и математико-методическую литературу по теме исследования;
2) разработать методические рекомендации для преподавания элективного курса «Основы теории вероятностей и математической статистики» для классов оборонно-спортивного профиля;
3) разработать систему задач элективного курса «Основы теории вероятностей и математической статистики» и адаптировать ее к условиям, близким к классам оборонно-спортивного профиля;
4) проверить эффективность предлагаемой методики в опытном преподавании в условиях, близких к классам оборонно-спортивного профиля.
Гипотеза исследования заключается в том, что систематическое и целенаправленное изучение теории вероятностей и математической статистики в классах оборонно-спортивного профиля способствует осознанному умению применять полученные знания на практике, повышает уровень эффективности обучения, способствует развитию и поддержанию интереса к математике, а так же развитию различных форм мыслительной деятельности школьников.
Объект исследования - процесс обучения математике в классах оборонно-спортивного профиля в средней школе. Предмет исследования - изучение вероятностно-статистической линии в профильных классах.
Для реализации поставленной цели и доказательства сформулированной гипотезы при осуществлении исследования применялись следующие методы исследования:
· изучение учебных пособий и методических материалов по теме исследования;
· анализ психологической, педагогической и математико-методической литературы по рассматриваемой проблеме исследования;
· наблюдение за деятельностью учащихся;
· опытное преподавание.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (27 источников) и приложений.
Страницы: 1, 2, 3, 4