Рефераты. Организация музыкального воспитания умственно отсталых детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, в системе комплексной педагогической работы

Организация музыкального воспитания умственно отсталых детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, в системе комплексной педагогической работы

27

Реферат:

Организация музыкального воспитания умственно отсталых детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей в системе комплексной педагогической работы

План

1. Принципы и методы музыкального воспитания в специальном учреждении для умственно отсталых детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей

2. Специфика музыкальной работы в детском доме для умственно отсталых детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей

3. Функции педагогического коллектива в процессе музыкального воспитания учащихся. Формы контроля и руководство музыкальным воспитанием

Литература

1. Принципы и методы музыкального воспитания в специальном учреждении для умственно отсталых детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей

Музыкальное воспитание -- это специально организованный педагогический процесс, направленный на овладение детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии музыкальной культурой, развитие их музыкальных способностей и формирование творческих качеств с целью преодоления негативных последствий основного дефекта, подготовка к самостоятельной жизни. При этом перед педагогами не ставится проблема профессиональной музыкальной подготовки учеников.

Задачи музыкального воспитания:

формировать знания о музыке;

корригировать отклонения интеллектуального развития;

совершенствовать певческие навыки;

развивать речевую активность;

развивать эмоциональную отзывчивость и реагирование на музыку;

развивать музыкально-исполнительские навыки, активизировать творческие способности.

В основе музыкального воспитания в качестве исходных положений заложены принципы, определяющие его содержание, методы, формы организации. Выбор принципов связан со спецификой музыки и психическими особенностями учащихся.

Принцип индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания состоит в гибком использовании педагогом различных форм и методов педагогического воздействия с целью достижения оптимальных результатов в учебно-воспитательном процессе каждым ребенком. В работе должны учитываться интересы, способности, возможности детей для занятий музыкальной деятельностью. Индивидуальный подход имеет большое значение при оценке успеваемости, так как в силу неоднородности дефекта дети имеют разные учебные возможности. Он также применяется для поощрения или подавления тех или иных особенностей поведения и свойств личности каждого воспитанника. Если индивидуальные особенности, характерные для одного из них, наблюдаются и у других, такие особенности называют типическими, присущими определенной группе детей. А эти группы называются типологическими. Распределение детей на условные группы в соответствии с их типическими особенностями составляет содержание дифференцированного подхода.

В процессе занятий музыкой возможно распределение детей на группы по уровню развития музыкальных способностей, умений и навыков:

низкий уровень -- отсутствует внимание к прослушанному музыкальному произведению, не сформировано умение передать характер музыки; отсутствует навык воспроизведения ритмического рисунка и правильность звукоизвлечения при игре на простейших музыкальных инструментах; нет чистоты интонирования во время пения, имеются нарушения звукопроизношения; не развита способность передачи музыкального образа в движении;

средний уровень -- музыкальные умения и навыки хотя и сформированы, но не носят постоянного характера; деятельность нецеленаправленна, хаотична; быстрая отключаемость от выполнения музыкального задания приводит к срывам поведения;

высокий уровень -- имеется стойкий интерес, сформировано произвольное внимание к слушаемой музыке; способности, умения и навыки отличаются относительной развитостью, возможны адекватные оценки, анализ музыкальных произведений, передача образа в движении.

Принцип коррекционной направленности -- исправление недостатков психофизического развития умственно отсталых детей путем использования специальных методических приемов. В результате одни недостатки преодолеваются, другие ослабевают. Коррекции подлежат не только недостатки, присущие всем воспитанникам, но и отклонения, присущие конкретным учащимся (индивидуальная коррекция). Различные виды коррекции могут проводиться одновременно и на едином материале. Для организации индивидуальной коррекции выделяются отдельные учащиеся или малая группа. При фронтальной работе индивидуальная коррекция проводится поочередно то с одним, то с другим учащимся.

Принцип воспитывающей направленности -- осуществляется путем воздействия на сознание, чувства, поведение учащихся средствами музыкального воспитания; с помощью методов обучения; личного примера педагога; различных видов музыкальной деятельности; общения и отношений, которые складываются в ходе музыкальных занятий. Развитие учащихся происходит под влиянием внешних воздействий, из которых ведущим является воспитание с применением коррекционных средств.

Принцип оптимистической перспективы -- использование положительного эмоционального настроя, стимулирующего музыкально-образовательную деятельность. Условиями его эффективности являются:

раскрытие индивидуальных потенциальных возможностей учащихся;

постоянное фиксирование внимания воспитанников на их реальных успехах, достижениях;

использование доступных ребятам видов музыкальной деятельности.

Принцип комплексности обучения на основе передовых психолого-медико-педагогических технологий. Поскольку ни одно коррекционное средство, взятое вне связи с другими средствами, не дает положительных результатов, необходимо использование комплексной системы коррекционных воздействий, компонентами которой являются:

единство педагогических и медицинских воздействий на детей;

согласованность воспитательных воздействий на каждого ребенка со стороны педагогов и коллектива учащихся;

разнообразное воздействие на различные мыслительные процессы, чувства, эмоции, функциональные системы организма;

-- соблюдение последовательности и преемственности в коррекционно-воспитательной работе;

-- соблюдение единого охранительного педагогического режима.

Принцип доступности -- умственно отсталые учащиеся могут воспринимать только тот учебный материал, который им доступен. Данный принцип предполагает построение процесса обучения на уровне реальных музыкальных возможностей и способностей. В связи с неоднородностью возможностей учащихся необходимо дифференцировать программный материал с целью повышения уровня его усвоения.

Принцип систематичности и последовательности предполагает особый подбор и расположение учебного материала в календарно-тематическом планировании при составлении программ от простого к сложному, к более высокому уровню развития. Систематичность предполагает преемственность: обучение в старших классах базируется на учебном материале, усвоенном в младших классах. Данный принцип реализуется: а) в планировании последовательности прохождения нового учебного материала; б) в повторении ранее изученного; в) в проверке полученных учениками знаний и умений; г) в разработке системы индивидуальной работы. К изучению нового учебного материала можно переходить только после того, как ученики усвоят тот, с которым работают в настоящее время.

Принцип художественности выражается в использовании произведений, являющихся образцами эстетического совершенства мировой музыкальной мысли, способствующих формированию нравственных понятий, чувств и переживаний. Данному принципу соответствуют многие произведения народной, классической и детской музыки.

Реализации образовательных задач способствуют методы музыкального обучения как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры учащихся. На основании различных источников передачи и восприятия знаний осуществляется деление методов на наглядные, словесные и практические.

В музыкальном обучении используются следующие виды наглядности: звуковая, зрительная и комбинированная.

Использование звуковой наглядности является ведущим методом музыкального обучения как основы восприятия музыки. Основное содержание метода -- исполнение музыкальных произведений педагогом или использование ТСО (аудиозаписи, грамзаписи, компактдиски).

Требования к звуковой наглядности:

выразительное, яркое, художественное исполнение музыкальных произведений, способствующее сопереживанию детьми музыки, ее эмоциональному восприятию;

исполнение произведения в темпе, доступном для восприятия учащихся. Пьеса, исполненная слишком быстро, воспринимается ими как неясный набор звуков, дети не успевают проследить за выразительностью и содержанием музыки;

соответствие исполнения авторскому тексту. Симфонические произведения лучше демонстрировать в натуральном звучании или в записи для сохранения в восприятии оркестровой красочности;

исполнение произведения самим педагогом. Это более значимо для развития учеников, является стимулом к самостоятельным занятиям музыкой. Музыка в записи не в состоянии заменить «живого» звучания.

Зрительная наглядность -- это картины, рисунки, диапозитивы, диафильмы, графическое изображение музыки, схемы, таблицы и т.д. Применяется для конкретизации впечатлений, иллюстрации незнакомого явления, образа, ознакомления с изображением музыкального инструмента. Сочетается со звуковой наглядностью, помогает слуховому восприятию. Привлекается по необходимости в зависимости от программности произведения и изобразительности в музыкальном образе.

Комбинированная (аудиовизуальная) наглядность включает учебное кино, телевидение, видеофильмы.

Словесные методы в музыкальном обучении носят универсальный характер. С их помощью организуется внимание учащихся, передаются знания о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняется содержание произведений. В музыкальном обучении применяются следующие разновидности словесных методов: рассказ, беседа, объяснение.

Рассказ -- это небольшое по времени изложение учебного материала. Если им предварить прослушивание музыки, заинтересовать учащихся, то активизируется внимание детей на восприятие настроений, чувств, выраженных в произведении. С помощью рассказов учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством известных композиторов, историей появления музыкальных произведений, инструментов. Получают сведения о музыке как виде искусства.

Требования к рассказу:

1) продолжительность -- 3 -- 5 мин,

2) ограниченное количество новых для учащихся сведений, обязательно научно достоверных.

Рассказ может прерываться демонстрацией звуковой и зрительной наглядности.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.