В структуре групповой воспитательной работы выделяются музыкальные занятия, которые проводятся музыкальным руководителем. В процессе занятий воспитанники получают новые знания, происходит углубление и расширение сведений, приобретаемых на уроках музыки и пения. Закрепляются имеющиеся навыки, осуществляется работа над совершенствованием музыкальных способностей и умений. Такие занятия предполагают не только активное взаимодействие преподавателя и учеников, но и постепенное «погружение в музыку», развитие заинтересованности ребят в этом виде деятельности и переход их из пассивных наблюдателей в активных исполнителей и соучастников творческого процесса. Занятия проводятся 2 -- 3 раза в неделю, длительностью 30 -- 45 минут в зависимости от возраста учащихся, целей и содержания занятия в воспитательных группах (до 10 человек), подгруппах по определенным эмоционально-поведенческим расстройствам (3 -- 5 человек).
Используются также и индивидуальные формы музыкального воспитания, что вызвано тяжелыми, стойкими психопатоподобными расстройствами поведения, которые ограничивают участие детей в коллективных видах деятельности или, напротив, предоставляют возможность музыкально одаренному ребенку получить дополнительный материал.
Музыка в повседневной жизни воспитанников школы-интерната, детского дома как отдельная форма организации включает в себя использование музыки в быту (самостоятельное музицирование детей; слушание радио и телепередач, музыкальных сказок, аудиозаписей; утренняя зарядка, подготовка ко сну в сопровождении музыки) (рис. 18).
Выбор музыкальных сочинений для использования в повседневной жизни осуществляется музыкальным педагогом, а реализуется эта форма под руководством воспитателя. Он не только следит за тем, чтобы дети слушали и исполняли специально подобранные произведения, но и ограничивает общее поступление (через радио, телевидение и т.д.) музыкально-звуковой информации, переизбыток которой может негативно влиять на общее развитие воспитанников. В групповых помещениях для свободной деятельности воспитанников оборудуются специальные уголки, содержащие музыкальные инструменты, доступные для детей данной возрастной группы (гитара, фортепиано, детские музыкальные инструменты и т.д.), ТСО (аудио- и видеоаппаратура с записями музыкальных сказок, радиопередач, фрагментов народной, классической, детской музыки и т.д.).
Отмечается различное влияние отдельных стилей музыки на самочувствие ребенка. Благотворное воздействие классической и детской музыки на эмоционально-поведенческую сферу детей может быть использовано в процессе занятий свободными видами деятельности (рисование, изготовление поделок, вышивание), во время коллективных игр, спортивных состязаний, прогулок, выполнении общественно-полезного и самообслуживающего труда. Специально подобранные музыкальные произведения не только способствуют накоплению музыкальных знаний, но и уравновешивают нервно-психические процессы, снижают агрессивность.
Планирование уроков пения и музыки (музыкальных занятий, занятий студий дополнительного образования) может быть представлено в двух вариантах:
Календарно-тематическое планирование. Тема выбирается из программы и указывается дата ее проведения. Это нужно для того, чтобы программу спланировать по четвертям и по урокам (занятиям). Здесь же указываются цели и задачи (образовательные, кор-рекционно-развивающие и воспитательные), оборудование, словарь и виды музыкальной деятельности, используемые на уроке (занятии), тип урока (вид занятия).
Поурочное планирование: план урока (занятия), к открытому уроку (занятию) -- развернутый конспект. В планы данного вида, помимо того что было указано в календарно-тематическом плане, включается содержание хода урока (занятия).
3. Функции педагогического коллектива в процессе музыкального воспитания учащихся. Формы контроля и руководство музыкальным воспитанием
Музыкальное воспитание в специальном (коррекционном) учреждении для детей-сирот осуществляется учителем музыки и пения, музыкальным руководителем, педагогами дополнительного образования с помощью воспитателей.
Учитель, музыкальный руководитель передает ученикам знания, развивает их способности, произвольное внимание, формирует систему ценностных ориентации. Владеет диагностикой музыкальных способностей учащихся, профессионально исполняет музыкальные произведения, способен доступно для умственно отсталых детей пояснить содержание музыки, расширяет их представления о чувствах человека. Умеет подобрать музыкальный репертуар, соответствующий требованиям доступности, коррекционно-развивающей направленности и художественности, владеет разнообразными методами обучения и приемами, эффективными для возрастной или типологической группы, с учетом индивидуальных качеств личности, применяет все формы организации музыкальной деятельности учащихся, поощряет их самостоятельную творческую инициативу.
Воспитатель в процессе музыкального воспитания отвечает за выполнение таких функций, как: организация самостоятельной музыкальной деятельности в повседневной жизни детей -- слушание музыки, музыкальных сказок, игра на музыкальных инструментах; обогащение музыкальных знаний детей, совершенствование речи; оказание помощи при подготовке музыкальных мероприятий, поддержание интереса детей к музыкальной деятельности.
Отношение воспитанников к музыке во многом зависит от заинтересованности, музыкальных вкусов учителей, воспитателей. Односторонняя увлеченность взрослых людей современной эстрадной музыкой, равнодушие к лучшим образцам классической музыки не только препятствуют общему развитию детей, но и наносят серьезный вред коррекционно-воспитательному процессу. Поэтому среди профессиональных качеств педагогических работников особую значимость приобретает овладение следующими видами деятельности:
проектировочной (постановка целей и задач музыкального воспитания, планирование процесса музыкального воспитания);
прогностической (предвидение результатов музыкально-образовательной деятельности);
-- гностической (способность к познанию, самообразованию);
диагностической (анализ сформированности музыкальных способностей, умений и навыков);
организаторской (обеспечение условий музыкального воспитания);
коммуникативной (общение с воспитанниками, другими участниками образовательного процесса).
К профессиональным качествам музыкального работника также относятся способность к самоопределению в целях и средствах музыкального воспитания, владение методикой музыкально-педагогической работы и постоянное развитие педагогической рефлексии.
Успех работы в значительной степени зависит и от деятельности руководителей специального учреждения -- директора и его заместителей по учебно-воспитательной и воспитательной работе, педагогов-организаторов. Руководство музыкальным образованием умственно отсталых детей -- одно из направлений деятельности педагогического коллектива. Руководитель учреждения прежде всего сам должен обладать высоким уровнем общей и музыкальной культуры. Характер его деятельности во многом определяется собственным отношением к музыкальному искусству, пониманием роли музыки в коррекционно-воспитательной работе. Руководитель должен знать цели, задачи музыкального воспитания, специфические особенности музыкального развития их; ориентироваться в разнообразных формах организации музыкальной деятельности воспитанников, типах уроков, методах музыкального обучения и воспитания.
Руководитель учреждения должен уметь оценивать художественные достоинства музыкального репертуара, используемого в работе с детьми, выделять вопросы, требующие наибольшего внимания педагогов, контролировать их постепенную реализацию в календарных планах, составляемых учителем музыки, музыкальным руководителем, педагогами дополнительного образования. В годовом плане учреждения мероприятия по музыкальному воспитанию находят обязательное отражение в разделе «Эстетическое воспитание». На итоговых педсоветах заслушиваются отчеты ответственных лиц о выполнении работы за полугодие, год. Под контролем администрации школы проводятся анализ и самооценка деятельности учителя музыки, музыкального руководителя, педагогов дополнительного образования и воспитателей.
Администрации школы следует заботиться об оборудовании музыкальных кабинетов. Зал и музыкальные кабинеты должны оснащаться достаточным количеством фортепиано (обязательно хорошо настроенных), детских музыкальных инструментов; народных музыкальных инструментов; музыкальными игрушками, играми, музыкально-дидактическими пособиями, театральным реквизитом, костюмами, оборудованием для кукольного театра, а также шкафами для хранения нотной и методической литературы, образцами праздничного оформления, ТСО, аудио- и видеозаписями и др.
Администрация школы организует повышение квалификации учителя музыки, музыкального руководителя, педагогов дополнительного образования и воспитателей: направляет на курсы, семинары в институт повышения квалификации работников образования, проводит обмен опытом между педагогами -- открытые занятия, выступления на педсоветах, методических объединениях, а также приобретает специальную литературу, систематизирует ее.
Руководитель учреждения контролирует выполнение задач музыкального воспитания детей, отраженных в плане. Контроль может быть фронтальным и тематическим. Осуществляя фронтальный контроль, руководитель наблюдает за работой по музыкальному обучению и воспитанию детей, анализирует ее в целом, в различных организационных формах.
При фронтальном контроле фиксируется качество выполнения основных задач музыкального обучения и воспитания детей. Руководитель посещает несколько уроков в одном классе, занятий в воспитательной группе, студии дополнительного образования, чтобы оценить вариативность их структуры, типов, видов занятий, применяемых методов и приемов, разнообразие репертуара, проследить степень усложнения заданий, динамику работы, полноту использования различных видов деятельности.
Тематический контроль позволяет проверить выполнение отдельных, ранее отстававших разделов работы, внедрение новых форм, методов обучения и воспитания. Руководитель разрабатывает схему наблюдений, позволяющую объективно оценивать результаты. Для осуществления контроля может быть рекомендована следующая схема наблюдений.
При оценке деятельности воспитанников учитывается:
проявление интереса, эмоциональные реакции, предпочтения;
самочувствие, соответствие нагрузок;
степень активности, самостоятельности;
качество знаний, умений.
При оценке деятельности учителя музыки оценивается:
качество используемого материала, соответствие принципам доступности, коррекционной направленности и художественности;
уровень исполнения музыкальных произведений (владение инструментом, вокальные данные и т.д.);
качество пояснений к музыке (владение словесными методами);
эффективность использования разнообразных методов и приемов;
5) умение заинтересовать детей;
6) умение использовать индивидуальный и дифференцированный подходы;
7) тон речи, доброжелательность общения;
8) артистизм;
9) умение использовать вариативность структуры урока (музыкального занятия), различные его типы, виды занятий;
10) владение оборудованием, техническими средствами обучения.
При фронтальной (или тематической) проверке использования музыки в повседневной деятельности воспитанников оцениваются: самостоятельная деятельность детей, воспитателя, а также согласованность учителя музыки, музыкального руководителя и воспитателя, их взаимопомощь.
При оценке деятельности воспитателя учитывается:
1) умение использовать в работе разнообразный материал (отбор с помощью учителя музыки, музыкального руководителя фрагментов произведений детской, классической и народной музыки, аудио- и видеозаписей музыкальных сказок; повторное слушание знакомого репертуара);
2) умение проводить беседу о музыке;
3) эффективность использования педагогических методов и приемов;
использование индивидуального и дифференцированного подхода при руководстве различными видами музицирования с учетом склонностей, интересов, способностей воспитанников;
использование различных видов музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, игры, инсценировки и т.д.);
6) оборудование музыкального уголка;
7) качество взаимосвязи с учителем музыки, музыкальным руководителем.
Проанализировав результаты контроля, руководитель оказывает учителю музыки, музыкальному руководителю, педагогу дополнительного образования, воспитателю необходимую методическую и организационную помощь. Координация работы педагогического коллектива по музыкальному воспитанию предполагает знание руководителем современных научных и практических достижений, обязанностей учителя музыки, музыкального руководителя, педагога дополнительного образования, воспитателя; умение направить и согласовать их работу, регулировать взаимопосещения педагогов; выполнение намеченных задач. Руководитель должен помогать музыкальным руководителям, учителям совершенствовать работу по музыкальному обучению и воспитанию детей.
Литература
1. АйдарбековаА.А. Формы организации внеклассной музыкальной работы с учащимися младших классов вспомогательных школ // Дефектология. -- 1986. -- № 4.
2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И. Ю.Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т.А.Добровольская. -- М., 2001.
3. Багадуров В.А., Беркман Т.Л., Дышлевская В.А. и др. Воспитание восприятия музыки // Музыкальное воспитание и обучение в школе. -- М., 1955.
4. БаряеваЛ.Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н.Д. Музыкальное воспитание: Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. -- СПб., 2001.
5. Бедретдинова С. М. Из опыта работы на уроках музыки во вспомогательной школе //Дефектология. -- 1991. -- № 3.
6. Богдан В. В. Об опыте использования музыки на уроках математики в специальной школе //Дефектология. --1995. -- № 2.
7. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Сост., авт. вступ. ст. и биб-лиогр. Т. М. Лифанова. -- М., 1995.
8. Выготский Л. С. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. -- М., 1987.
9. Гаврилушкина О. П. Задачи музыкального воспитания умственно отсталых детей // Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста. -- М., 1980.
10. Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А.Стребелевой. -- М., 1998.
11. Евтушенко И. В. Организация музыкальных занятий в системе учебно-воспитательного процесса в школе-интернате для умственно отсталых детей-сирот // Дефектология. -- 1995. -- № 5.
12. Евтушенко И. В. Роль музыкальных занятий в коррекции эмоционально-поведенческих расстройств умственно отсталых детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. -- М., 1996.
13. Лазарева В. К. Музыкально-ритмические занятия на уроках пения и музыки в начальных классах вспомогательной школы //Дефектология. -- 1990. - № 5.
14. Миловская СМ. Некоторые особенности музыкального воспитания умственно отсталых школьников // Эстетическое воспитание во вспомогательной школе. -- М., 1972.
15. Петрова В. Г. Роль эмоционально-волевой сферы в познавательной деятельности умственно отсталых учащихся // Эмоционально-волевые процессы и познавательная деятельность умственно отсталых детей: Сб. науч. тр. - М., 1993.
16. Петрушин В. И. Теоретические основы музыкальной психотерапии // Журнал невропатологии и психиатрии. -- 1991. -- Т. 91. -- Вып. 3.
17. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -- М., 1999.
18. Поздняков В. Н. Новая телесная терапия для детей и родителей. -- М., 1998.
19. Соболев А. С. Музыкальное воспитание во вспомогательной школе: (Из опыта работы). -- М., 1968.
20. Специальная педагогика: Учеб. пособие / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. -- М., 2001.
21. Шаптала А. А., Калашников А. А. Влияние функциональной музыки на психофизиологические функции при умственной работе // Гигиена труда и профессиональные заболевания. -- 1978. -- № 6.
22. Шацкая В.Н. Художественное воспитание средствами музыкального искусства // Музыка в школе. -- М., 1950.
Страницы: 1, 2, 3, 4