49
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ВОЛОГОДСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Выпускная квалификационная работа
по педагогике
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНОГО АКТИВА ОРГАНАМИ ВЛКСМ В 60-80-хх гг. ХХ ВЕКА
студентки 5 курса
Лексиной Анастасии Владимировны
Научный руководитель:
преподаватель общественных дисциплин Минаев А.Л.
ВОЛОГДА 2010
Содержание
2.1 Основные направления деятельности органов ВЛКСМ по воспитанию комсомольского актива в 60 - 80 -е годы ХХ века
2.2 Опыт работы Вологодской областного комитета ВЛКСМ по воспитанию школьного комсомольского актива
Предметом исследования является деятельность органов ВЛКСМ Вологодской области по воспитанию школьного актива в 60-80-хх годах ХХ века.
Хронологические рамки исследования ограничены периодом 60 - 80-х годов. Данный период охватывает три десятилетия отечественной истории, практически завершающие годы советского этапа в жизни общества. Этот период, во-первых, впитал в себя предшествующий опыт формирования молодого поколения. Во-вторых, на протяжении длительного исторического временного отрезка показывал эволюцию развития советской системы воспитания молодежи. В-третьих, подводил к перестроечным годам, когда вместе с изменением общественно-политической системы общества; возникли новые условия, цели, задачи, формы проявления воспитания молодого поколения.
Цель работы - исследование педагогической деятельности комсомольских организаций по воспитанию школьного актива в 60 - 80-х годов XX в.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
-охарактеризовать тенденции развития государственных и общественных молодежных организаций в России;
-показать становление и развитие комсомольских организаций;
-изучить практический опыт органов ВЛКСМ по воспитанию актива среди молодежи;
-описать педагогическую деятельность структур (органов) комитета комсомола Вологодской области по воспитанию школьного актива.
Выпускная квалификационная работа выполнена с привлечением значительного круга источников, включающих архивные материалы, документальные издания, публикации в периодической печати.
Важными источниками стали директивные документы (постановлений съездов, пленумов, Бюро и Секретариата ЦК ВЛКСМ). Это, прежде всего, постановления ЦК КПСС за период 1960-1988 годы по организации гражданско-патриотического воспитания. Для нашего исследования наибольший интерес представляет постановление ЦК КПСС о 50-летии ВЛКСМ и задачах коммунистического воспитания молодежи (1968 г.). КПСС о комсомоле и молодежи: Сборник резолюций, решений съездов, конференций партии, постановлений ЦК КПСС и других партийных документов (1917-1961 г). М., 1962; XXV съезд КПСС и актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи. М., 1976. В них были отражены некоторые аспекты партийного руководства комсомолом в условиях развитого социализма и директивные положения по руководству и воспитанию молодежи. Основное внимание в этих изданиях уделялось повышению идейного воспитания и трудовой активности молодых людей.
Особое место принадлежит периодическим печатным изданиям обкома комсомола, в частности газете «Вологодский комсомолец». Нами были проанализированы газеты за период 60-80 годов, в которых отражалась не только жизнь страны и области, но и деятельность комсомольских органов. В основном комсомольская пресса активно пропагандировала решения партии по подъёму сельского хозяйства и развитию промышленности, освещала трудовые подвиги молодежи, направленной по путевкам комсомола на освоение целинных земель.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы публицистики; анализ, синтез, обобщение, сравнение.
Глава 1. Общественные молодежные организации и движения в Советской России
1.1 Развитие и становление молодежных организаций в Советской России
В начале ХХ столетия из-за повышения внимания общества к детям, обрела популярность идея создания гармонически развитой личности. Не упускалось также из виду, что воспитанная таким образом молодежь сможет со временем преодолеть классовый антагонизм. В здоровом, полноценном подрастающем поколении были заинтересованы и государственные структуры - ведь это будущая рабочая сила, армейский резерв.
В теории и практике воспитания и образования произошли серьезные сдвиги. Сокращение продолжительности рабочего дня для детей и подростков привело к увеличению их свободного времени и проблеме его конструктивной занятости. Обучение стало делом государственной важности. Во многих странах появились законы об обязательном образовании. Государство взяло на себя отчасти и бремя воспитания. Совсем иначе стала решаться проблема детской преступности [11].
Социально-экономическое положение (условия жизни и труда, изолированность сословий), традиции воспитания (патриархальность), школьный официоз (правила для учащихся), контроль со стороны Русской православной церкви не позволяли детям и подросткам выйти за пределы устоявшейся системы.
Одной из попыток создать общественные молодежные организации в дореволюционной России было возникновение скаутов. Возникнув в начале ХХ века, это движение использовало и объединило в себе по крупице опыт существовавших до этого детских и молодежных организаций, некоторых гимнастических обществ и спортивных клубов [37].
1917 год, расколовший Россию на красных и белых, прошел глубокой трещиной и по скаутингу. Большинство скаутов предпочли сторону белых, но были и красные скауты. Вчерашние братья по патрулю становились порой смертельными врагами.
Новая власть настороженно восприняла существующие скаутские отряды, а затем, руками комсомола и правоохранительных органов, начала целенаправленное уничтожение скаутинга в России. Можно сказать, что государство пыталось подчинить себе молодежные организации.
Часть скаутмастеров была вынуждена заняться организацией отрядов «нового типа», так стали появляться первые группы, впоследствии названные «пионерскими» [18].
Пионерская организация рождалась и развивалась в нашей стране в условиях революционных преобразований в России, в мире в целом, связанных с распространением идей коммунизма, социализма, обострением классовых противоречий в капиталистических странах и особенно в России.
Пионерская организация -- часть пионерства -- ветви детского движения, специфического социально-педагогического, культурологического феномена XX века [12].
В отличие от других направлений, видов, форм детского движения пионерское в своей основе имеет несколько истоков.
Первый исток это международное рабочее, революционное, коммунистическое движение, в которое, оказались втянуты и дети.
Второй исток это собственно детское движение (в мире и России), проявившееся в опыте создания и деятельности самых различных детских сообществ (скауты, соколы, потешные, ученические организации, сельскохозяйственные союзы, самодеятельные клубы, кружки различной содержательной направленности).
Третий исток это конкретные социально-политические условия России в начале XX века (после событий 1917 года) [9].
Рождение и развитие пионерства отразились на своеобразии его структур, форм, характере его отношений с государственными и общественно-политическими институтами, способствовала превращению его в органичную часть Советского государства, его политической системы и его истории.
Именно новая идеология движения, его цели, принципы, направленность содержания стали в эти годы предметом острых дискуссий комсомола, партии, органов образования, педагогической общественности. Для проработки этих вопросов была создана специальная государственно-общественная комиссия, в которую вошли Н. К. Крупская, Е. М. Ярославский, В. А. Зорин, В. Ф. Васютин и другие.
Важную роль в создании детской организации сыграл III съезд комсомола (1920 г.), на котором с программной речью выступил В. И. Ленин, определив задачи союзов молодежи [42].
Детское движение рассматривалось как «настоятельная необходимость самоорганизации пролетарских детей», ставящая целью сплочение, воспитание и подготовку масс к борьбе за интересы пролетариата.
Все группы объединялись в «организацию юных пионеров» при местной организации Российского Комсомольского Союза Молодежи (РКСМ), во главе которой стоял совет, назначаемый комитетом РКСМ. В целях реализации самодеятельности детям предлагалось избирать из своей среды различные комиссии, и даже товарищеский суд.
В материалах V съезда РКСМ закреплялось положение о пионерах -- смене комсомола. Временное бюро было преобразовано в Центральное бюро детских коммунистических групп юных пионеров (ЦБ ЮП). В него вошли С. Тарханов, В. Зорин, И. Жуков, А. В. Луначарский, Н. К. Крупская. Растет число пионеров. Продолжаются серьезные дискуссии по важным вопросам: о руководстве, о целевой направленности деятельности, о базировании отрядов и т.д. [35].
Присвоение организации юных пионеров имени В. И. Ленина в 1924 году (до этого отряды юных пионеров носили имя Спартака) дало мощный толчок росту ее рядов.
К 1924 году пионерские организации были созданы во всех союзных республиках. Было принято единое «Организационное положение Детской Коммунистической Организации юных пионеров имени тов. Ленина» (август, 1924 год), закрепившее факт создания и организационного оформления единой пионерской организации, как средства воспитания нового поколения строителей социалистического общества [20].
В марте 1926 года пионерская организация стала именоваться - Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина. Первые пионерские отряды, объединявшие детей рабочих и крестьян, работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик, учреждений; участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации неграмотности [23].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6