Рефераты. Организация работы по подготовке школьного актива органами ВЛКСМ в 60-80-хх годах ХХ века

p align="left">Партия на всех уровнях осуществляла контроль за реализацией директив партийных комитетов и принимает организационные и прочие меры в случае их неисполнения [28].

В Уставе КПСС был специальный раздел «Партия и комсомол». В нём определялась роль Коммунистической партии как руководителя комсомола и роль комсомола как помощника и резерва партии. В постановлении ЦК КПСС «О 50-летии ВЛКСМ и задачах коммунистического воспитания молодёжи» определены основные направления деятельности ВЛКСМ, намечены конкретные меры, обеспечивающие повышение роли и ответственности ВЛКСМ в хозяйственном, культурном и государственном строительстве [8].

ЦК КПСС сформулировал задачи комсомола. Они заключались в том, чтобы готовить поколение всесторонне развитых, высокообразованных людей, способных управлять делами общества и государства. Формировал у юношей и девушек коммунистическое отношение к труду, социалистической собственности, ответственность за дела коллектива и общества, добивался, чтобы они ясно сознавали неразрывную связь личных идеалов с великими целями народа. Воспитывал подрастающее поколение в духе коммунистической морали и нравственности. 16-й съезд ВЛКСМ наметил пути осуществления задач, поставленных партией перед советской молодёжью. После 16-го съезда комсомол развернул большую работу по мобилизации молодёжи на успешное завершение 8-й пятилетки [5].

Таким образом, комсомол был одной из главных организаций занимавшихся воспитанием молодежи в советском союзе. Он имел влияние на большинство ячеек общества. ВЛКСМ был пропагандистом идей марксизма-ленинизма, участвовал в управлении делами Советского государства. ЦК КПСС ставил перед комсомолом много важных задач, которые необходимо было реализовать, для успешного воспитания молодого поколения. Партийное руководство придавало комсомолу силу, как это записано в Уставе ВЛКСМ. При поддержке партийных органов комсомол выходил на высшие уровни государственного управления, что имело большое значение для решения крупномасштабных вопросов, относящихся к учебе, труду, отдыху, организации досуга молодежи. При поддержке партии комсомол преодолевал бюрократические барьеры, бездушие, формализм государственных ведомств.

Глава 2. Воспитание школьного комсомольского актива органами ВЛКСМ в 60-80-е годы ХХ века

2.1 Основные направления деятельности органов ВЛКСМ по воспитанию комсомольского актива в 60 - 80 -е годы ХХ века

В СССР существовало несколько общественных и государственных организаций, которые занимались воспитанием советской молодежи. Но наиболее важным был комсомол. Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодежи это была массовая общественная организация советской молодежи. Она объединила в своих рядах более 20 миллионов юношей и девушек.

В Программе КПСС говорилось о возрастании роли общественных организаций, в том числе комсомола, в период развернутого строительства коммунизма и это было связано с развитием социалистической демократии, постепенным ее преобразованием в общественное коммунистическое самоуправление [24].

В конце 50-х годов в комсомоле была осуществлена серьезная перестройка в сторону еще более активного участия в коммунистическом строительстве, особенно в коммунистическом воспитании молодежи. Вся работа комсомола стала еще более активной, с более высоким уровнем и более действенными формами и методами организации, а также, более тесными контактами, взаимодействием и координацией с другими общественными организациями, с органами государства. Все это открывало большие возможности и создавало благоприятные условия для успешного решения стоящих перед ВЛКСМ задач, всемерно способствовало дальнейшему повышению роли ВЛКСМ, развитию инициативы, активности и организационной самодеятельности молодежи, воспитанию, выработке необходимых организаторских и деловых навыков и опыта управления и самоуправления. Деятельность комсомола шла в тех же основных направлениях, которые были характерны для всего советского общества и государства [34].

Большую заботу проявлял ВЛКСМ о подготовке и переподготовке комсомольских кадров и актива. В стране функционировало 38 зональных, республиканских и областных комсомольских школ. Созданная в 1945 году Центральная комсомольская школа в 1969 году была реорганизована в Высшую комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ [32].

Воспитывая юношество, партия заботилась о повышении общеобразовательного и культурно-технического уровня молодёжи, о её всестороннем и гармоничном развитии, определила место комсомола в этой работе [20].

Комитеты комсомола мобилизовали усилия комсомольцев и всей молодежи на овладение знаниями, наукой, культурой, техникой, помогали, содействовали выработке, воспитанию качеств и навыков коммунистического сознания и поведения, претворению в жизнь сформулированного в Программе КПСС.

Очень важна была работа в школе и в пионерской организации, которой руководил ВЛКСМ. Комсомольские организации высших и средних специальных учебных заведений активно воздействовали на всю учебно-производственную, воспитательную и научно-исследовательскую работу, всемерно способствовали повышению качества подготовки специалистов.

КПСС ставил перед ВЛКСМ задачи постоянно совершенствовать формы и методы коммунистического воспитания молодёжи, мобилизовать её на выполнение планов коммунистического строительства [24].

Для реализации поставленных перед комсомолом задач, а так же для решения материальных и социальных проблем молодежи, в том числе проблемы трудоустройства создавались различных видов отряды. Всего существовало 5 основных типов студенческих отрядов. Строительные отряды, отряды проводников, сервисные отряды, медицинские отряды и педагогические отряды.

Студенческие строительные отряды это были временные трудовые коллективы, формировавшиеся в СССР, в основном из числа учащихся высших, а также средних специальных учебных заведений, для добровольной работы в свободное от учёбы время (как правило, летних каникул) на различных объектах народного хозяйства СССР.

Стройотряды ставили своей целью не только прямой заработок, но и воспитание студентов в духе творческого коллективизма и правильного (уважительного) отношения к труду. На них возлагались задачи формирования высоких нравственных качеств, чувства патриотизма; стройотряды рассматривались как важный институт социально-трудовой адаптации учащейся молодёжи.

Одной из славных страниц истории студенческих отрядов является их участие в строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, объявленной XVII съездом ВЛКСМ, проходившем в апреле 1974 года в Москве, Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Уже летом того же года около 2 тысяч студентов съехались на БАМ. Пленум ЦК ВЛКСМ в октябре 1974 года поручил комитетам комсомола ежегодно направлять туда студенческие отряды [37].

Движение педагогических отрядов «выросло» из коммунарского движения 60-х. Но как движение заявило о себе в прессе сперва как о студенческих педагогических отрядах. Первыми были Экспериментальный студенческий педагогический отряд (ЭСПО) московского пединститута и педотряд "Луч" челябинского пединститута. ЭСПО "вырос" из клуба "ОРИОН" и был субкультурным объединением инициативного типа. "Луч" объединял студентов, проходивших обязательную практику в пионерлагере [18].

Педагогические отряды создавались на временной и постоянной основе для организации и проведения детских лагерей и смен в каникулы, а также внешкольной работы с детьми по месту жительства. Ежегодные слеты педотрядов были не только формой общения, но и обмена опытом [36].

Первоначально движение активно использовало наработанную коммунарами методику организации коллективных творческих дел (КТД). Считается, что собственная история движения педагогических отрядов начинается с 1971 года, когда появились первый Экспериментальный студенческий педагогический отряд Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина МГПИ и педагогический отряд Челябинского государственного педагогического университета «Луч». Инициативу поддержали студенты Волгограда, Казани, Баку, Горького и других городов. И в середине восьмидесятых годов ХХ века по всей стране в движении педагогических отрядов участвовало уже более 60 000 студентов. Инициатором и основателем коммунарского движения стал ленинградский учёный и педагог-новатор И.П. Иванов [39].

Термин "коммунарское движение" появился в прессе примерно в 1963 году, когда в стране появились сотни "секций клуба Юных коммунаров". Изучение "предшественников" позволило сформулировать ряд альтернативных идей, принципов, вычленить ряд приемов и методов, которые постепенно превратились в "коммунарскую методику". Коммунарская методика -- так стали называть журналисты те приёмы организации, которые видели в Коммуне [38].

Первым отличительным признаком коммунарства был культ самоуправления. И в этом смысле опять-таки можно говорить о преемственности от довоенной волны. В основу коммунарской методики был положен принцип 3-х “сами”: сами планируем дело, сами его проводим и сами его обсуждаем. Последнее было весьма важно, так как рефлексия в коммунарской методике всегда занимала очень важное место. Был разработан, а, точнее, возрожден с макаренковских времен, но на новой деятельностной почве ряд важнейших институтов и понятий самоуправления: СД (Совет дела), дежкомы и т.д.

Коммунарская методика зажгла многих активных работников “Орленка” и с тех пор он стал транслятором коммунарства. Педагоги-коммунары, работавшие в “Орленке” (наиболее известными из них были Матвеев и Газман), собирали туда активистов школьных пионерских организаций и проводили с ними серии дел по коммунарской методике. Загоревшиеся ребята возвращались в школы и пытались организовывать там нечто подобное. Так коммунарская система работы начала распространяться на школьную внеклассную жизнь [36].

Но, к сожалению, многие коммунары поначалу не смогли сохранить преемственность в смысле ориентированности на общественно-педагогические движения. Первые коммунары были преимущественно ориентированы на Коллективную творческую Деятельность (КТД), и, как следствие, возник синдром “розовых очков”. Ребятам, прошедшим через такие отряды, впоследствии бывало весьма тяжело адаптироваться к окружающей жизни, которая отличалась от внутриотрядных отношений, как нетрудно догадаться, очень сильно. Многие ломались и проклинали потом все, что было в отряде.

На следующей фазе «коммунарского движения» -- в 70-е годы, когда в стране закончилась «оттепель» и начался застой, когда в движении юных коммунаров начался серьёзный кризис и инициативу перехватили педагогические отряды, объединившиеся в «Коммунарское макаренковское содружество» -- КМС, интерес к наследию А.С. Макаренко стал возрастать. В опыте педагогических отрядов 70-х годов элементы из опыта Макаренко были практически те же, что и в объединениях юных коммунаров 60-х. Но если юные коммунары любили говорить, что «в коммуне никого не воспитывают, в коммуне живут», то в движении педотрядов уже само название указывало на педагогическую предназначенность формирования и открытую педагогическую позицию взрослых [39].

Для обмена опытом, обучения создавались лагеря комсомольского актива и авторские лагеря.

Лагеря актива в тот момент стали островками коммунарства, замкнутыми педагогическими лабораториями, сохранявшими коллективно-творческую деятельность в качестве социально-педагогического инструмента. Своеобразие периода создания авторских лагерей состоит в том, что в этом явлении переплелось социально-педагогическое с общественно-педагогическим. Ведь, с одной стороны, лагеря актива создавали комсомольские органы, с другой, в них в полной мере отражалась педагогическая самодеятельность преподавателей и сотрудников пединститутов, студентов, общественности. Творчество педагогов-общественников так ярко разворачивалось в условиях временного летнего объединения. Здесь возможно развернуть достаточно «плотно контролируемое» пространство - воспитывающую среду.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.