Рефераты. Организация социально-педагогической деятельности социального работника по предупреждению правонарушений

а основании сделанных выводов в исследовании мы разработали ряд рекомендаций для социальных работников целенаправленного воздействия на личность несовершеннолетних.

Заключение

В современной научно-педагогической литературе сложился собирательный образ трудного подростка. Как правило, его характеризует низкий уровень образования и культуры поведения, отсутствие стремления получать знания или интересов к положительной деятельности, привычка к безделью, трансформация моральных понятий в оправдании аморальных действий.

Формирование личности происходит не только под воздействием всего общества в целом, всей совокупности средств массовой коммуникации, но и через общение с людьми, которые непосредственно окружают личность. Социально-психологическая ситуация, в которой находится подросток, может оказаться для него настолько неблагоприятной, что вызовет различные нарушения его взаимоотношений с окружающими, вплоть до болезненных неврозов, которые бывают у несовершеннолетних из-за тяжелых переживаний или длительного нервно-психического напряжения.

В системе профилактических мероприятий, направленных на предупреждение противоправного поведения, решающее место должна занимать борьба с отрицательными ситуациями.

Внедрение технологий в деятельность социального работника обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить социально-педагогическую деятельность, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед социальным работником. Социально-педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики - диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации. Социальному работнику при выборе средств профилактической деятельности необходимо учитывать социально-педагогические психологические особенности несовершеннолетних, их уровень воспитанности, интересы, личный опыт и т.д.

Для более успешной воспитательной работы необходим поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного трудного подростка и группу в целом. Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой работе социального работника. Они сначала сосуществуют с отрицательными, и лишь настойчивая ежедневная воспитательная работа, совместные усилия всех общественных институтов, целенаправленная работа социального работника дают возможность получить положительные результаты в перевоспитании несовершеннолетних.

Воспитательная работа с любой категорией несовершеннолетних требует, прежде всего, объединенных усилий государственных и общественных организаций, несущих ответственность за воспитание подрастающего поколения. В одиночку проблему перевоспитания несовершеннолетних не решить. Социальному работнику перед выбором направления, средств и методов перевоспитания трудного подростка, знать его социально-педагогические и психологические особенности.

В практической части исследования были сделаны попытки определить социально-педагогические и психологические проблемы и причины негативного поведения несовершеннолетних. Для чего были проведены социзмерения, в ходе которых и определились социально-педагогические и психологические проблемы и причины несовершеннолетних:

- неблагополучие семей (конфликты, алкоголь, материальное положение);

1) негативные взаимоотношения в семье;

2) отсутствие контроля со стороны родителей;

3) негативные эмоциональные переживания, тревожность;

4) отсутствие занятий по интересам;

5) невозможность организации семейного и личного досуга несовершеннолетних.

Для устранения выявленных проблем и причин поведения несовершеннолетних был разработан план мероприятий, направленный на подавление предпосылок негативного поведения, путем организации культурно-досуговой деятельности.

Таким образом, в проведенном исследовании подтвердилась гипотеза о том, что профилактическая работа по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, осуществляемая социальным работником, станет эффективной, если в деятельности по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних будут применены активные формы взаимодействия органов социальной защиты, семей, образовательных учреждений, общественности и других социальных и государственных институтов, подтвердилась.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что материалы данного исследования можно использовать при составлении методических указаний, программ в работе не только социальных работников, но и социальных педагогов и других образовательных учреждений.

Наше исследование не исчерпывает проблему несовершеннолетних, дальнейшее исследование можно направить по теме: социально-педагогическая работа с неблагополучными семьями и их влияние на негативное поведение несовершеннолетних.

Список использованной литературы

1. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2001. - 264 с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Наука, 2002 - 210 с.

3. Абрамова Г.С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности трудных подростков // Вопросы психологии. - №6 - 2001. - С. 38-45

4. Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства // Педагогика. - №8 - 2002 - С. 23-27.

5. Березина В. Социальный педагог в школе. // Воспитание школьников. - 2001 - №2. - С. 2-5.

6. Бочарова В.Г. Личность - семья - община становится центром системы социальных служб. // Социальная работа- №3 - 2002 - С. 3-9.

7. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения трудных подростков. - М.: Просвещение, 2002 - 372 с.

8. Бланков, А.С. Актуальные проблемы предупреждения безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних. - М: МПА, 2001. - С. 3 - 10.

9. Выготский Л.С. Педагогика трудного подростка - М.: Просвещение, 1984. - 210 с.

10. Воловик А.Ф., Воловик В.А. Педагогика досуга. - М.: Флинта, 2001. - 123 с.

11. Вульфов Б.З. Делать маленькое дело с большой любовью. - М., 2001. - 89 с.

12. Валитов М.С. Особенности профессиональной консультации трудных подростков // Вопросы психологии- №6. - 2001. - С. 60-63

13. Волох О.В. Статусные различия в оценке старшеклассниками своего коллектива // Вестник МГУ. Серия. Психология. - №2. - 2000. - С. 41-45

14. Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком. // Вопросы психологии. - №2. - 2001. - С. 99-106

15. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 320 с.

16. Доценко В.С. Дети вне школы. - М.: Просвещение, 2000. - 251 с.

17. Егошкин Ю.В. Новые пути интеграции проблемных трудных подростков в школьный социум. // Автореф. на соис. уч. ст. докт. псих. наук. - Москва, 2002. - 156 с.

18. Ермаков В.Д. Социально-правовая профилактика правонарушений несовершеннолетних, связанных с недостатками семейного воспитания. - М., 2001. - 126 с.

19. Зюбин Л.М. Индивидуальный подход к учащимся в трудных случаях учебно-воспитательной работы. - М., 2001. - 86 с.

20. Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб: Питер, 2001. - 416 с.

21. Костяшкин Э.Г. Трудовое воспитание и профориентация школьников. - М.: Просвещение.2001. - 192 с.

22. Коломытцев Н.А. Юридический институт МВД РФ // Преступность и дети: Сборник тезисов. - М., 1999. - с. 23-35.

23. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у трудных подростков. - М., 2001. - 136 с.

24. Лозоцева В.Н. Роль учителя в преодолении конфликтов между трудного подростками-одноклассниками // Вопросы психологии - №1. - 2001. - с. 79-87

25. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М., 2001. - 126 с.

26. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. - М.: Просвещение, 1972. - 333 с.

27. Натанзон Э.Ш. Индивидуальный подход к трудным учащимся. - М.: Кишинев., 2001. - 134 с.

28. Опросник исследования тревожности у старших трудных подростков и юношей (Ч.Д. Спилбергер, адаптация А.Д. Андреева) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. И.Б. Дерманова - М.: СПб., 2002. С. 75-80.

29. Российская энциклопедия социальной работы. В 2 т. - Т. 1 / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холстовой. - М., 2001. - 364 с.

30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 1989. - Т. 1. - 488 с.; Т. 2. - 1989.

31. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива - М.: Просвещение, 1981.

32. Сценарно-методический сборник в помощь организаторам дискотечных мероприятий «Дискотека, дискотека» редактор Довнарович Н.В. - М., 2002. - 230 с.

33. Социальная педагогика / Под ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000. - 164 с.

34. Тагирова Г.С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными трудного подростками - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 128 с.

35. Трудный подросток: причины и следствия/ Под ред. В.А. Татенко. - М.: Радянска Школа, 2001. - 156 с.

36. Туревская Р.А. К вопросу о смысловой организации переживаний в трудных подростковом и раннем юношеском возрасте // Вестник МГУ. Психология. - №4. - 2002. - С. 57-64

37. Ушинский К Д. Человек как предмет воспитания. Педагогическая антропология // Избр. пед. соч. В 2 т. - М.: 1974. - Т. 1.

38. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 2001. - №6. - С. 26-30.

39. Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с подростками и трудного подростками. - М.: Просвещение, 2001. - 160 с.

40. Юридическая энциклопедия / под ред. В.И. Болотного - М.: Юрист, 2005 - 256 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.