11. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование,1999. - № 10. - с. - 34-41.
12. Огородникова Н.В. Проектная деятельность старшеклассников. // География в школе, 2006. - №1. - с. - 55-61.
13. Педагогический поиск / составитель И.Н. Баженова. - 3-е издание, исправленное и дополненное - М.: Педагогика,1990. - 560 с.
14. Педагогический словарь под редакцией Каирова И.А. и других, в 2-ух томах, М.: Издательство Академии педагогических наук. 1970. - т.I. - 775 с.
15. Педагогический словарь под редакцией Каирова И.А. и других, в 2-ух томах, М.: Издательство Академии педагогических наук. 1970. - т.II. - 765 с.
16. Поддьяков А.Н. Дети как исследователи: [Психол. аспект] // Magister. - 1999.- N 1. - с. 85-95.
17. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004. - 368 с.
18. Понурова В.А. Проблемный подход в обучении географии: Методическое пособие.- М.: Просвещение. - 1999. - 326 с.
19. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. -- М.: Народное образование, 2001. -- 272 с.
20. Саввичев А.С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции. // Народное образование,1999. - № 10. - с. - 23-29.
21. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. - №1. - с. 34-45.
22. Словарь педагогических терминов под редакцией Березикова В.Н., М.: Учебный проект, 1996. - 367 с.
23. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика или как управлять поведением человека: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1992. - 159 с.
24. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005. - 96 с.
25. Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. - №4. - с. 14-22.
26. Хуторская А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 298 с.
Приложение 1
Таблица 1 Исследовательская деятельность школьников
На уроке
Во внеурочной деятельности
Применение
исследовательского метода
обучения
Некоторые нетрадиционные уроки
Проведение учебного эксперимента
Домашнее задание исследовательского характера
Исследовательская практика
Написание ВЭР
Участие в образовательных экспедициях
На факультативах
Работа в исследовательских группах
Участие в олимпиадах, конкурсах и т.п.
В процессе работы над учебным проектом
Приложение 2
Методические рекомендации по проведению исследовательской практики учащихся.
Исследовательская работа выполняется учащимися 10-го класса в рамках летней исследовательской практики.
Целями этой практики являются:
· совершенствование навыков исследовательской работы;
· формирование исследовательской компетентности;
· углубление знаний в выбранных предметных областях;
· формирование исследовательских умений, практических и общеучебных навыков;
· самоопределение в выборе будущей специальности;
· знакомство с научными учреждениями, лабораториями, технологическими процессами;
· формирование коммуникативных навыков работы со специалистами.
Реализация исследовательских технологий предъявляет определённые требования к руководителям исследовательской практики. Они должны:
· уметь ставить и решать исследовательские задачи;
· выполнять функции координатора и соучастника исследовательского процесса;
· избегать авторитарной помощи, проявлять терпимость к ошибкам;
· уметь формировать мотивацию, стимулировать достижения;
· обеспечивать организационные условия качественного проведения исследования, поощрять критическое отношение к исследовательским процедурам, организовывать дискуссии ради поиска истинного решения.
Практика проходит в школе. Её организация может быть представлена схемой, включающей следующие шаги:
1) знакомство с тематикой исследования;
2) предложение тем исследования (при подборе тем следует руководствоваться целями практики, посильностью задания для учащегося 10 класса, обеспечить несколько вариантов тем, прокомментировать каждую из них);
4) изучение учащимися данных тем с использованием дополнительной литературы;
5) осуществление выбора темы;
6) изучение учащимися различных источников с целью расширения осведомлённости по проблеме:
7) конкретизация идей;
8) поиск возможностей; проектирование основных этапов исследования (цель --> что нужно сделать? --> что для этого понадобится? --- какова последовательность действий? --> каков возможный результат? --- каковы возможные затруднения?);
9) составление учащимися плана-графика работ;
10) осуществление руководства практической деятельностью (в процессе руководства рекомендуется проводить обсуждение промежуточных результатов исследований);
11) анализ и оценка учащимися полученных результатов;
12) оформление статьи - отчёта о результатах исследования; рецензирование статьи руководителем исследовательской практики; оценка исследовательской практики ученика.
Основные параметры оценки:
· теоретическое видение проблемы;
· сформированность исследовательских умений и практических навыков;
· культура оформления статьи.
Приложение №3
Требования к ВЭР
Выпускная экзаменационная работа - это учебно-исследовательское ученическое произведение на определённую тему.
Основными целями ВЭР являются:
- систематизация, расширение и углубление теоретических знаний школьника;
- развитие навыков самостоятельной работы, овладение методикой исследования и экспериментирования при решении учебных задач; ВЭР - это не пересказ источников, литературы, а достаточно самостоятельный исследовательский труд, включающий в себя:
1. выдвижение проблемы (т. е. постановка вопроса, требующего ответа);
2. выявление и введение в научный оборот новых источников и сообщение на этой основе новых фактов;
3. установление новых связей между известными явлениями;
4. новую постановку известной проблемы:
5. оригинальные выводы;
6. рекомендации об использовании выявленных материалов и выводов в учебном процессе.
Процесс подготовки и выполнения ВЭР включает несколько основных этапов:
- выбор темы;
- составление плана работы;
- выбор методики работы над источниками и литературой;
- составление календарного плана выполнения работы;
- сбор материалов, составление библиографии, анализ и обобщение собранного материала;
- письменное изложение результатов исследования;
- формулировка выводов;
- проверка текста научным руководителем, составление им отзыва о работе;
- внесение исправление и литературная обработка рукописи;
- оформление работы, составление библиографии, приложений, оформление титульного листа;
- рецензирование ВЭР;
- подготовка к защите: написание текста выступления, отбор необходимых материалов (схем, диаграмм, таблиц, иллюстраций) для демонстрации во время защиты.
Приложение №4
Что такое интегративные образовательные экспедиции
Основная идея проекта ИОЭ - создание системы интегративных образовательных экспедиций по историко-культурным и литературным местам России, в ходе которых происходит знакомство с памятниками живописи, архитектуры, скульптуры и зодчества, дворцовой, усадебной и парковой архитектурой. Экспедиции способствуют духовно-нравственному, эмоционально-ценностному развитию личности и воспитанию патриотического чувства у её участников.
Основные цели проекта:
- пробуждение у учащихся чувства национальной гордости, патриотизма;
- реализация основной воспитательной задачи школы - воспитание свободной и ответственной личности, способной строить жизнь, достойную человека;
- расширение духовного опыта учащихся и педагогов путём восприятия «живого знания»: от эмпирической действительности через познание и переживание увиденного к пониманию;
- пробуждение у учащихся интереса к изучению художественного и научного наследия российских писателей, художников, архитекторов, скульпторов, путешественников, ученых и так далее, к изучению их биографий и творческого наследия;
- включение учащихся в исследовательскую деятельность литературоведческого, культурологического, географического, исторического и социологического характера.
Этапы ИОЭ
1 этап - подготовительный, он включает в себя изучение эпохи, знакомство с биографиями писателей, художников, путешественников, ученых и их творческим и научным наследием. Реализация этого этапа предполагает подготовку и проведение учащимися совместно с учителем «заочной экскурсии». Уже на этом этапе учащиеся делают свои маленькие «открытия» и делятся ими со своими одноклассниками. Рождается активное внутреннее стремление к познанию нового, которое воплощается в желании школьника увидеть своими глазами литературные, культурные, исторические места России, связанные с жизнью и творчеством выдающихся людей нашей Родины. Участники предстоящей экспедиции составляют её проект, определяют индивидуальные (или групповые) исследовательские задания.
2 этап - экспедиционный, это само путешествие во времени и пространстве, оно включает сбор необходимых для выполнения проекта материалов, впечатлений, наблюдений, переживаний. Этот этап осуществляется «здесь и сейчас».
3 этап - исследовательский, на этом этапе происходит обобщение, систематизация и оформление материалов, собранных в ИОЭ, выполнение заданий экспедиции, написание учебно-исследовательской работы, подготовка к её публичной защите. Кроме того, после возвращения из интегративной образовательной экспедиции может быть организована работа спецсеминара, занятия которого обобщают, расширяют и углубляют какой-либо аспект экспедиции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6