Рефераты. Организация учебно-исследовательской деятельности старшеклассников в процессе обучения географии

p align="left">10. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Составители Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. - 2-е издание, дополненное. - М.: Педагогика, 1989. - 304 с.

11. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование,1999. - № 10. - с. - 34-41.

12. Огородникова Н.В. Проектная деятельность старшеклассников. // География в школе, 2006. - №1. - с. - 55-61.

13. Педагогический поиск / составитель И.Н. Баженова. - 3-е издание, исправленное и дополненное - М.: Педагогика,1990. - 560 с.

14. Педагогический словарь под редакцией Каирова И.А. и других, в 2-ух томах, М.: Издательство Академии педагогических наук. 1970. - т.I. - 775 с.

15. Педагогический словарь под редакцией Каирова И.А. и других, в 2-ух томах, М.: Издательство Академии педагогических наук. 1970. - т.II. - 765 с.

16. Поддьяков А.Н. Дети как исследователи: [Психол. аспект] // Magister. - 1999.- N 1. - с. 85-95.

17. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004. - 368 с.

18. Понурова В.А. Проблемный подход в обучении географии: Методическое пособие.- М.: Просвещение. - 1999. - 326 с.

19. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. -- М.: Народное образование, 2001. -- 272 с.

20. Саввичев А.С. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции. // Народное образование,1999. - № 10. - с. - 23-29.

21. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. - №1. - с. 34-45.

22. Словарь педагогических терминов под редакцией Березикова В.Н., М.: Учебный проект, 1996. - 367 с.

23. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика или как управлять поведением человека: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1992. - 159 с.

24. Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005. - 96 с.

25. Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в общеобразовательной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. - №4. - с. 14-22.

26. Хуторская А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 298 с.

Приложение 1

Таблица 1 Исследовательская деятельность школьников

На уроке

Во внеурочной деятельности

Применение

исследовательского метода

обучения

Некоторые нетрадиционные уроки

Проведение учебного эксперимента

Домашнее задание исследовательского характера

Исследовательская практика

Написание ВЭР

Участие в образовательных экспедициях

На факультативах

Работа в исследовательских группах

Участие в олимпиадах, конкурсах и т.п.

В процессе работы над учебным проектом

Приложение 2

Методические рекомендации по проведению исследовательской практики учащихся.

Исследовательская работа выполняется учащимися 10-го класса в рамках летней исследовательской практики.

Целями этой практики являются:

· совершенствование навыков исследовательской работы;

· формирование исследовательской компетентности;

· углубление знаний в выбранных предметных областях;

· формирование исследовательских умений, практических и общеучебных навыков;

· самоопределение в выборе будущей специальности;

· знакомство с научными учреждениями, лабораториями, технологическими процессами;

· формирование коммуникативных навыков работы со специалистами.

Реализация исследовательских технологий предъявляет определённые требования к руководителям исследовательской практики. Они должны:

· уметь ставить и решать исследовательские задачи;

· выполнять функции координатора и соучастника исследовательского процесса;

· избегать авторитарной помощи, проявлять терпимость к ошибкам;

· уметь формировать мотивацию, стимулировать достижения;

· обеспечивать организационные условия качественного проведения исследования, поощрять критическое отношение к исследовательским процедурам, организовывать дискуссии ради поиска истинного решения.

Практика проходит в школе. Её организация может быть представлена схемой, включающей следующие шаги:

1) знакомство с тематикой исследования;

2) предложение тем исследования (при подборе тем следует руководствоваться целями практики, посильностью задания для учащегося 10 класса, обеспечить несколько вариантов тем, прокомментировать каждую из них);

4) изучение учащимися данных тем с использованием дополнительной литературы;

5) осуществление выбора темы;

6) изучение учащимися различных источников с целью расширения осведомлённости по проблеме:

7) конкретизация идей;

8) поиск возможностей; проектирование основных этапов исследования (цель --> что нужно сделать? --> что для этого понадобится? --- какова последовательность действий? --> каков возможный результат? --- каковы возможные затруднения?);

9) составление учащимися плана-графика работ;

10) осуществление руководства практической деятельностью (в процессе руководства рекомендуется проводить обсуждение промежуточных результатов исследований);

11) анализ и оценка учащимися полученных результатов;

12) оформление статьи - отчёта о результатах исследования; рецензирование статьи руководителем исследовательской практики; оценка исследовательской практики ученика.

Основные параметры оценки:

· теоретическое видение проблемы;

· сформированность исследовательских умений и практических навыков;

· культура оформления статьи.

Приложение №3

Требования к ВЭР

Выпускная экзаменационная работа - это учебно-исследовательское ученическое произведение на определённую тему.

Основными целями ВЭР являются:

- систематизация, расширение и углубление теоретических знаний школьника;

- развитие навыков самостоятельной работы, овладение методикой исследования и экспериментирования при решении учебных задач; ВЭР - это не пересказ источников, литературы, а достаточно самостоятельный исследовательский труд, включающий в себя:

1. выдвижение проблемы (т. е. постановка вопроса, требующего ответа);

2. выявление и введение в научный оборот новых источников и сообщение на этой основе новых фактов;

3. установление новых связей между известными явлениями;

4. новую постановку известной проблемы:

5. оригинальные выводы;

6. рекомендации об использовании выявленных материалов и выводов в учебном процессе.

Процесс подготовки и выполнения ВЭР включает несколько основных этапов:

- выбор темы;

- составление плана работы;

- выбор методики работы над источниками и литературой;

- составление календарного плана выполнения работы;

- сбор материалов, составление библиографии, анализ и обобщение собранного материала;

- письменное изложение результатов исследования;

- формулировка выводов;

- проверка текста научным руководителем, составление им отзыва о работе;

- внесение исправление и литературная обработка рукописи;

- оформление работы, составление библиографии, приложений, оформление титульного листа;

- рецензирование ВЭР;

- подготовка к защите: написание текста выступления, отбор необходимых материалов (схем, диаграмм, таблиц, иллюстраций) для демонстрации во время защиты.

Приложение №4

Что такое интегративные образовательные экспедиции

Основная идея проекта ИОЭ - создание системы интегративных образовательных экспедиций по историко-культурным и литературным местам России, в ходе которых происходит знакомство с памятниками живописи, архитектуры, скульптуры и зодчества, дворцовой, усадебной и парковой архитектурой. Экспедиции способствуют духовно-нравственному, эмоционально-ценностному развитию личности и воспитанию патриотического чувства у её участников.

Основные цели проекта:

- пробуждение у учащихся чувства национальной гордости, патриотизма;

- реализация основной воспитательной задачи школы - воспитание свободной и ответственной личности, способной строить жизнь, достойную человека;

- расширение духовного опыта учащихся и педагогов путём восприятия «живого знания»: от эмпирической действительности через познание и переживание увиденного к пониманию;

- пробуждение у учащихся интереса к изучению художественного и научного наследия российских писателей, художников, архитекторов, скульпторов, путешественников, ученых и так далее, к изучению их биографий и творческого наследия;

- включение учащихся в исследовательскую деятельность литературоведческого, культурологического, географического, исторического и социологического характера.

Этапы ИОЭ

1 этап - подготовительный, он включает в себя изучение эпохи, знакомство с биографиями писателей, художников, путешественников, ученых и их творческим и научным наследием. Реализация этого этапа предполагает подготовку и проведение учащимися совместно с учителем «заочной экскурсии». Уже на этом этапе учащиеся делают свои маленькие «открытия» и делятся ими со своими одноклассниками. Рождается активное внутреннее стремление к познанию нового, которое воплощается в желании школьника увидеть своими глазами литературные, культурные, исторические места России, связанные с жизнью и творчеством выдающихся людей нашей Родины. Участники предстоящей экспедиции составляют её проект, определяют индивидуальные (или групповые) исследовательские задания.

2 этап - экспедиционный, это само путешествие во времени и пространстве, оно включает сбор необходимых для выполнения проекта материалов, впечатлений, наблюдений, переживаний. Этот этап осуществляется «здесь и сейчас».

3 этап - исследовательский, на этом этапе происходит обобщение, систематизация и оформление материалов, собранных в ИОЭ, выполнение заданий экспедиции, написание учебно-исследовательской работы, подготовка к её публичной защите. Кроме того, после возвращения из интегративной образовательной экспедиции может быть организована работа спецсеминара, занятия которого обобщают, расширяют и углубляют какой-либо аспект экспедиции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.