Рефераты. Организация учебных экскурсий как средство формирования экологического мировоззрения и профориентации учащихся

алее учитель намечает цель экскурсии и определяет объем знаний, которые должны получить учащиеся во время экскурсии. При этом следует учитывать содержание соответствующего учебного вопроса по действующей программе.

Маршрут экскурсии составляется таким образом, чтобы продолжительность экскурсии не превышала двух часов, не считая времени, потраченного на переход или проезд от школы до завода. Экскурсии, затянувшиеся по времени, слишком утомляют учащихся. Необходимо также предусмотреть безопасность маршрута и возможность перерыва для отдыха учащихся (через час после начала экскурсии).

При подготовке учебной экскурсии на производство особое внимание надо уделять безопасности учащихся. Проведение любой производственной экскурсии должно проходить только после того, как школьники ознакомятся с правилами техники безопасности, строго соблюдать которые во время экскурсии обязан каждый из них.

При предварительном посещении предприятия учитель должен заранее обсудить с экскурсоводом маршрут экскурсии, объем и характер разъяснений, необходимых по ходу экскурсии; выявить источники возможной опасности (железнодорожные переезды, подъемные краны, газоопасные места и др.), взять их под особый контроль. Чаще всего экскурсии проводят сотрудники предприятий. Привлечение инженерно-технических работников к проведению учебных экскурсии со школьниками желательно ввиду их высокой осведомленности в производственных вопросах. Однако следует помнить, что специалисты предприятия могут увлекаться техническими деталями, а это вызывает перегрузку учащихся второстепенным материалом. Чтобы это не случилось, необходимо всякий раз ставить в известность экскурсовода о том, каков уровень подготовки учащихся и какие знания они должны приобрести во время экскурсии.

Практика показывает, что лучшими экскурсоводами являются сотрудники химических лабораторий предприятий. Они быстрее вводят учащихся в существо дела, не прибегают в своих объяснениях к подробностям узкотехнического направления, а придерживаются широко изученного плана, более умело знакомят учащихся с проблемами прикладной химии (экологии) данной отрасли, с тем научно - техническими задачами, которые призваны решать химическая (экологическая) лаборатория и все предприятие в целом, выпуская соответствующую химическую продукцию.

Руководящая роль на экскурсии должна принадлежать учителю. Если учитель заметил, что экскурсовод увлекся и излагает материал, не учитывая уровень подготовленности школьников, можно обратиться к нему с опросами, которые напомнят экскурсоводу о теме, что не позволит превратить экскурсию в лекцию на предприятии. Учитель должен обратить внимание экскурсовода на то, чтобы во время объяснения устройства аппаратов он не поворачивался спиной к учащимся, как это часто бывает у недостаточно опытных экскурсоводов. Следует помнить, что в производственных экскурсиях всегда остро встает проблема слышимости. Пользование громкоговорителем чаще всего не целесообразно: это лишь усиливает шум в цехе. Еще бесполезнее пытаться перекричать шум действующего оборудования. Самое лучшее в таких случаях - изложить материал перед входом шумный цех или участок, а на месте давать лишь краткие, самые необходимые пояснения. Отвечать на вопросы следует уже при выходе из цеха.

Если учитель хорошо знает данное производство, то лучше ему самому поводить экскурсию, используя помощь инженерно - технических работников, сопровождающих экскурсию.

Экскурсия как особая форма организации учебного процесса требует специальной и довольно основательной предварительной подготовке учащихся. От этого зависит весь ее результат. Опытный учитель на протяжении целого ряда уроков фиксирует внимание учащихся на материале, который в той или иной мере связан с предстоящей экскурсией. Накануне же самой экскурсии во время специального вводного занятия в классе учитель проводит следующую работу: а) объясняет учащимся цель экскурсии; б) знакомит в общих чертах с объектом; в) сообщает учащимся знания, необходимые для понимания экскурсионного материала; г) демонстрирует чертежи и рисунки, облегчающие наблюдение и изучение аппаратов и процессов; д) знакомит с планом экскурсии; е) сообщает учащимся время и место сбора, маршрут экскурсии, делит класс на группы, каждая из которых получает конкретное здание. Учитель указывает, на что именно, кроме общего осмотра всего объекта, следует обратить особое внимание, что зарисовать, записать, основываясь на документальном материале (история завода, люди, планы, место в отрасли), кому на производстве следует взять образцы сырья, полупродуктов, готовой продукции и для этой цели изготовить и взять с собой посуду с чистыми этикетками, полиэтиленовые мешочки и т.д. Учитель называет также темы сообщений по материалам экскурсии и рекомендует дополнительную литературу по теме экскурсии.

На вводном занятии учитель разъясняет правила техники безопасности, но это не означает, что учащиеся нужно загружать изучением всех правил. Они, прежде всего, должны усвоить их главное содержание. Учащиеся обязательно должны знать следующие правила поведения: на пятна жидкостей, различных на полу, не наступать; аппараты и сосуды не трогать; образцы без разрешения начальника цеха или мастера не брать.

Вся подготовительная работа должна строиться так, чтобы вызвать у учащихся интерес к экскурсии. Четкие указания о том, на что следует обратить внимание, предупреждают расплывчатость и бессодержательность наблюдений, обеспечивают избирательность и способствует установлению логических связей между самыми важными производственными явлениями. План экскурсии по этапам, указания о наблюдениях и вопросы, которые следует выяснить, учащиеся записывают в тетради, оставляя под каждым вопросом место для записей во время экскурсии.

2.1 Комплексные экскурсии

Учебные экскурсии подразделяются на тематические и комплексные.

На тематических экскурсиях учащиеся знакомятся с конкретными производствами, например с производством серной кислоты или синтетического аммиака, используя знания, получаемые на уроках экологии (химии). На комплексных экскурсиях учащиеся изучают природные или производственные объекты, используя знания различных учебных предметов (экологии, химии, физики, географии и др.).

Учебные производственные экскурсии по экологии целесообразнее поводить как комплексные. Такие экскурсии позволяют экономить время учащихся. Они проводятся совместно учителями 2-3 предметов на одно предприятие. Перед учителями раскрываются большие возможности для осуществления межпредметных связей экологии с химией, биологией, географией, историей и другими предметами. В результате учащиеся глубоко понимают устройство различных аппаратов, воздействие на окружающую среду, ход технологического процесса, таким образом, разностороннее представление о производстве, усваивают его научные основы с различных точек зрения, что способствует успешному формированию общих для различных наук понятий и на этой основе лучшему усвоению общих для различных наук понятий и на этой основе лучшему усвоению общих научных закономерностей. А это, как известно, имеет важное значение для формирования у учащихся единой научной картины мира, элементов диалектико-материалистического мировоззрения. Межпредметный подход к поведению экскурсий важен еще и потому, что хотя современное производство и подразделяет на ряд главных отраслей (энергетическое, механическое, химическое, сельскохозяйственное и др.), но на практике все отрасли производства теснейшим образом сазаны между собой, особенно когда речь заходит об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, экологической безопасности.

Так как между экологическими, физическими и химическими процессами наблюдается тесная связь, производственные экскурсии чаще всего проводятся как комплексные по экологии, химии и физике.

2.2 Проведение экскурсии

Тщательная подготовка учащихся в классе предстоящей экскурсии - необходимое, но еще недостаточное условие для ее успешного проведения. Чтобы цель экскурсии была в полной мере достигнута, и учащиеся при посещении предприятия приобрели новые знания и яркие впечатления, необходимо серьезно продумать методику проведения всех этапов экскурсии. Прежде всего, следует разработать ее план, который может быть следующим:

Краткая характеристика данного производства в целом (история возникновения, ее развитие, задачи производства, наносимый ущерб окружающей среде, перспективы дальнейшего развития).

Продукт производства, его народнохозяйственное значение.

Сырье и его подготовка.

Химические реакции, лежащие основе переработки сырья в готовый продукт, условия их протекания и управление ими.

Важнейшие аппараты, в которых происходят технологические процессы каждой отдельной стадии, их устройство и принцип действия.

Наносимый ущерб выбросами предприятия в окружающую среду, то есть антропогенное воздействие.

Общие научные принципы химического производства, осуществляемые при получении данного продукта.

Безусловно, этот план является ориентировочным. Ознакомление с производством может быть или менее полным в зависимости от объекта экскурсии. Нет необходимости подробно знакомить учащихся со всеми участками производства, поскольку это вызовет перегрузку. Поэтому в предложенном плане допускаются коррективы в зависимости от объекта экскурсии; при этом следует учитывать программные требования, предъявляемые к изучению данного производства. В ряде случаев первый пункт плана можно перенести в конец.

Методика проведения экскурсии во многом зависит от того, можно ли на данном предприятии давать подробные разъяснения возле самих аппаратов или необходимо предварительно рассказать и лишь затем показать. В любом случае следует предложить экскурсоводу до начала экскурсии провести с учащимися краткую вводную беседу (15-20 мин.), которой он может рассказать об истории предприятия, о свойствах выпускаемого продукта, познакомить вкратце с общей технологической схемой производства, напомнить правила по технике безопасности на территории завода.

Вводную беседу, чтобы не отвлекать внимание учащихся, лучше проводить в помещении, например в музее предприятия или техническом кабинете. Местом проведения вводной беседы могут быть и клуб предприятия, учебная аудитория, если только они снабжены нужными иллюстрациями, схемами, макетами, моделями, и прочими наглядными пособиями.

Для проведения экскурсии класс делится на две группы, по 15-20 человек. Каждая группа посещает предприятие отдельно или одновременно. В этом случае одну группу ведет работник предприятия, а другую - учитель. В начале и в конце экскурсии об их самочувствии. Учащихся предупреждают, что во время экскурсии нельзя отходить от группы, задерживаться возле отдельных аппаратов, особенно в химических цехах, так как в аппаратах, работающих под давлением, возможна утечка продуктов, вредно действующих на организм человека. Соблюдение всех предупредительных мер позволит избежать несчастных случаев во время экскурсии.

При осмотре объекта учащимся следует расположиться полукругом в два ряда на некотором расстоянии от экскурсовода.

Учебная производственная экскурсия строится на сочетании рассказа с показом. После напоминания о технике безопасности начинается более подробное ознакомление по схеме с важнейшими технологическими узлами всех стадий производства от исходного сырья до готового продукта. При этом учащимся вначале показывают действующий объект целом, после чего экскурсовод переходит к разбору частных вопросов. Тем самым определяется его рассказа, касающегося сначала самого объекта, а затем его функции, назначения и т.д.

Переход при объяснении от одного вопроса к другому должен быть логичным, отражать переход от одной стадии производства к последующей в полном соответствии с технологическими процессами. После разбора некоторых вопросов в зависимости от их содержании и значения могут быть сделаны частые выводы. Так, находясь в машинном зале кислородного цеха, где установлено множество агрегатов и почти отсутствует обслуживающий персонал, или, показывая установку синтеза аммиака, оснащенную контрольно-измерительными приборами, показания которых передаются на общий щит управления и там регистрируются, следует обратить внимание учащихся на автоматизацию контроля и управления процессом синтеза. Благодаря этому удается устойчиво поддерживать заданный режим, повышать выход продукта и производительность аппаратов, увеличивать производительность труда. Надо напомнить школьникам о значении технического прогресса, о задачах дальнейшей автоматизации производства и уменьшения вредных выбросов в атмосферу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.