Рефераты. Основные факторы развития ребенка в социуме

p align="left"> Специальные учебно-воспитательные учреждения для несо-вершеннолетних правонарушителей можно разделить на следу-ющие виды [см. 31 - с. 59]:

* специальные общеобразовательные школы;

* специальные профессиональные училища;

* специальные (коррекционные) общеобразовательные шко-лы и специальные (коррекционные) профессиональные учили-ща для детей и подростков с отклонениями в развитии (задер-жкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния.

Как правило, создаются отдельные учреждения для мальчи-ков и для девочек. Однако при наличии соответствующих усло-вий возможно создание смешанных учреждений с совместным содержанием и обучением мальчиков и девочек.

Учреждения могут быть открытого и закрытого типа.

Основной функцией специального учебно-воспитательного учреждения для несовершеннолетних правонарушителей явля-ется обеспечение их психологической, медицинской и социаль-ной реабилитацией, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) обще-го и профессионального образования.

Учреждение открытого типа выполняет профилактическую функцию и создается для детей и подростков:

-- с устойчивым противоправным (девиантным) поведением;

-- подвергшихся любым формам психологического насилия;

-- отказывающихся посещать общеобразовательные учреж-дения, испытывающих трудности в общении с родителями.

Учреждение открытого типа может быть государственным, муниципальным или негосударственным.

Учреждение закрытого типа создается для несовершеннолет-них с делинквентным поведением, т. е. совершивших обществен-но опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и тре-бующих специального педагогического подхода. Учреждение закрытого типа может быть только государственным.

Использование специальных учебных заведений в профилак-тике правонарушений несовершеннолетних - одно из направ-лений деятельности органов внутренних дел.

Основной задачей указанных учреждений является коррек-ция поведения, обучение и подготовка к общественно полезной деятельности несовершеннолетних путем применения к воспи-танникам педагогических методов с обязательным охватом об-щеобразовательным и профессиональным обучением и привле-чением их к труду. При этом проведение воспитательной, куль-турно-массовой и спортивной работы сочетается с определен-ным режимом содержания.

Обязательным условием для направления несовершеннолет-них в специальные учебные заведения является постановка на учет и проведение профилактической работы по месту их жи-тельства со стороны сотрудников органов внутренних дел соот-ветствующего уровня (района, города и т. д.). Эти функции вы-полняют отделы по профилактике правонарушений несовер-шеннолетних (ОППН), которые есть в структуре Управлений внутренних дел всех уровней.

В том случае, если возникает необходимость направления несо-вершеннолетнего правонарушителя в специальное учебное заве-дение, сотрудники ОППН оформляют заявку на получение путе-вки для такого ребенка, которая направляется в Комиссию по де-лам несовершеннолетних и защите их прав при соответствующей Администрации (районной, городской и др.). Комиссия рассмат-ривает заявку, выносит постановление о направлении несовершеннолетнего правонарушителя в специальное учреждение (11-14 лет -- в специальные школы, 14-18 лет -- в специальные профессио-нальные училища) и выписывает ему путевку.

Направление подростков в специальные учебные заведения осуществляется через Центры временной изоляции для несо-вершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП) после получения путевки. С целью предупреждения правонарушений со сторо-ны несовершеннолетних в период ожидания путевок использу-ется предусмотренная Положением о комиссии по делам несо-вершеннолетних и защите их прав возможность содержания их в Центрах временной изоляции для несовершеннолетних пра-вонарушителей до 60 суток. То есть несовершеннолетние поме-щаются в ЦВИНПы не после получения путевки, а с момента направления заявки, что, в свою очередь, позволяет освободить ОППНы от контроля за ребенком в этот период.

Сотрудник ОППН Управления внутренних дел, в чьи функ-циональные обязанности входит взаимодействие со специаль-ными учебными заведениями, изучает личные дела подростков, проводит беседы с ними в Центре временной изоляции, поддер-живает связь с родителями.

После получения путевки сотрудники ОППН доставляют ре-бенка в специальное учебное заведение, куда он направлен, а затем в течение всего периода его пребывания в этом учрежде-нии осуществляют непосредственное взаимодействие с педаго-гическим коллективом и воспитанником в ходе выездов в спе-циальное учебное заведение, контроль за оформлением лично-го дела на подростка, оказание практической помощи в его ро-зыске и возвращении, если он самовольно оставил учебное за-ведение, а также принимают участие в выпуске воспитанника, в том числе в реабилитационный отпуск.

Реабилитационный отпуск является одним из действенных и опробованных средств по подготовке воспитанника к жизни за пределами специального учебного заведения. Если воспитан-ник, находясь в специальном учебном заведении, не допускает нарушений дисциплины, выполняет требования педагогов, то, по согласованию с Управлением внутренних дел, он может быть направлен в реабилитационный отпуск сроком от 3 до 6 меся-цев. Все это время он находится под контролем сотрудника ОППН, который следит за его поведением, а по окончании обо-значенного срока готовит на данного подростка объективную характеристику, на основании которой администрация прини-мает окончательное решение о выпуске подростка из специаль-ного учебного заведения. Важной особенностью является то, что во время реабилитационного отпуска личное дело подростка остается в учебном заведении.

Благодаря введению такой формы работы с воспитанниками появилась реальная возможность сокращать сроки пребывания несовершеннолетних в специальных учебных заведениях. Это имеет очень большое значение, поскольку число таких учебных заведений ограниченно и они не могут сегодня принять на пе-ревоспитание всех правонарушителей, которые в этом нужда-ются.

Очевидно, что в современных условиях роста числа правона-рушений среди несовершеннолетних и возрастания необходи-мости совершенствования социально-педагогической работы с этим контингентом детей назрела и потребность в дальнейшем развитии системы специальных учебных заведений. Так, пред-ставляется целесообразным создание специализированных учебно-воспитательных заведений для различных категорий подростков-правонарушителей:

-- для несовершеннолетних, состоящих на профилактичес-ком учете за различные правонарушения и допускающих от-клонения в поведении;

-- для несовершеннолетних, состоящих на учете за противо-правные действия, по которым вынесены постановления об от-казе в возбуждении или о прекращении уголовного дела;

-- для несовершеннолетних, состоящих на учете за употреб-ление наркотических и токсичных веществ;

-- для несовершеннолетних, состоящих на учете за правона-рушения и имеющих отклонения в психическом развитии.

Кроме того, для более эффективного использования возмож-ностей по своевременной изоляции подростков-правонаруши-телей с помощью направления их в специальные учебно-воспи-тательные учреждения необходимо пересмотреть перечень ме-дицинских противопоказаний, который на сегодняшний день не позволяет изолировать значительное количество несовер-шеннолетних, в результате чего они очень скоро попадают на скамью подсудимых, а затем и в места лишения свободы.

Возрастные особенности несовершеннолетних осужденных,

находящихся в воспитательных колониях.

В соответствии с Уголовным кодексом РФ, в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достиже-ния ими возраста 21 года.

Общеизвестно, что возраст в значительной мере определяет физическое состояние человека, его поведение, интересы, пер-спективы жизни. Большое значение имеет возраст и при отбы-вании наказания: он учитывается при организации различных направлений воспитательного процесса, реализации основных средств исправления, формировании коллективов осужденных и т. п.

Характеристика личности несовершеннолетнего осужденно-го во многом обусловлена особенностями подросткового возра-ста, который отличается бурным физическим развитием орга-низма, энергией, инициативностью, активностью личности. Повышенная возбудимость, неуравновешенность, преоблада-ние процессов возбуждения над торможением могут служить причиной нарушения дисциплины. Несовершеннолетние осуж-денные весьма восприимчивы к внешним воздействиям, причем как к положительным, так и к отрицательным. Восприимчи-вость и впечатлительность являются теми внутренними услови-ями, которые способствуют формированию основ мировоззре-ния, черт характера, свойств и качеств личности. Некритичес-кое отношение к себе, неадекватная оценка действительности приводят к нравственной неустойчивости несовершеннолетних осужденных, которая снижает эффективность социальной ре-гуляции поведения и затрудняет формирование общественно полезных установок, взглядов и убеждений. В то же время нрав-ственная неустойчивость, стремление к «легкой и красивой» жизни, повышенная чувствительность к ситуационным влия-ниям, низкий культурный уровень несовершеннолетних осуж-денных расшатывают моральную саморегуляцию настолько, что переход от безнравственных поступков к противоправным становится весьма легким и вероятным [см. 67 - с. 156].

Влияние на поведение и деятельность в таком возрасте, безус-ловно, оказывает самооценка, которая в большинстве своем является либо завышенной, либо заниженной. Это объясняется тем, что часто успех вызывает у подростков переоценку своих возможностей, а неудача порождает чувство неуверенности и даже неполноценности. При завышенной самооценке поведение воспитанника базируется на желании доказать свою исключи-тельность, выделиться среди других. Такие осужденные мало прислушиваются к советам сотрудников колонии, ироничны к попыткам воспитателей пробудить в них стремление к нрав-ственному самоусовершенствованию. Заниженная самооценка осужденного приводит к регуляции его поведения преимуще-ственно внешними влияниями, зачастую случайными и неже-лательными, чему способствует неуверенность в себе, боязнь выглядеть хуже других.

У несовершеннолетних осужденных идет процесс интенсив-ного формирования воли и волевых качеств. В этот период вос-питанники, начиная осознавать себя как личность, способны к самовоспитанию, беря за образец сильных и волевых людей. Однако внешняя форма часто заслоняет у них содержание по-ступков, их нравственную направленность. В результате таким нравственным образцом (идеалом) становятся приверженцы уголовной романтики.

Для многих несовершеннолетних осужденных характерна противоречивость мировоззрения, проявляющаяся в непосле-довательности их взглядов и убеждений. Если эта непоследова-тельность осознается осужденными как недостаток, его легче переубедить в противоположном. Более педагогически и соци-ально запущенные несовершеннолетние осужденные стремятся выработать логическую последовательность своих ошибочных представлений, стараются аргументировано защитить их. Ра-бота с такой категорией подростков гораздо сложнее.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.