Рефераты. Основные факторы развития ребенка в социуме

p align="left"> Часть подростков, совершая преступление, расценивает это как озорное действие. Они не видят грани, где нарушение пере-ходит в преступление. По проведенным опросам, лишь 50% несовершеннолетних осужденных знали, что совершают пре-ступление, 20% -- предполагали, а остальные не знали и даже «не задумывались». Подавляющая часть из последней катего-рии правонарушителей расценивают свое нарушение как про-явление отваги, силы и смелости.

Отношение несовершеннолетних осужденных к воспита-тельной работе. Составным элементом педагогической харак-теристики несовершеннолетних осужденных является их отно-шение к основным средствам воспитательной работы и к режи-му отбывания наказания. Значительная часть из них соблюда-ет режим отбывания наказания, хорошо работает, учится, дис-циплинирована.

Однако другая часть ведет себя иначе. Эти осужденные не желают учиться и работать, отрицательно относятся к воспитательным мероприятиям, стремятся извлечь выгоду из различных своих действий, завоевать авторитет любым способом, вплоть до нарушений режима и совершения преступлений. Вместе с тем и эта категория осужденных неоднородна, в ней можно выделить три основных типа поведения, каждый из ко-торых имеет свои особенности:

* Для первого типа характерны недисциплинированность, проявление грубости, притеснение более слабых, участие в группировках, т. е. допущение мелких нарушений.

* Второй тип характеризуется драками и избиением неугод-ных, тягой к «воровским традициям», допущением грубых на-рушений.

* Наиболее сложным является тип поведения, для которого характерны стремление к созданию группировок отрицатель-ной направленности, злобность, цинизм, мстительность, враж-дебное отношение к администрации, склонность к нарушениям режима и преступлениям, внушение окружающим идеи о сво-ей исключительности, превосходстве над другими осужденны-ми.

Особая категория несовершеннолетних осужденных -- те, поведение которых только внешне соответствует режимным требованиям: они ведут скрытый образ жизни и при определен-ных условиях могут нарушать дисциплину и совершить пре-ступление. Частыми нарушителями дисциплины являются и осужден-ные с отклонениями в психике, многие из которых до соверше-ния преступления состояли на учете в психдиспансере. Очевид-но, что необходимо отдельное содержание таких осужденных, однако в настоящее время они отбывают наказание в общих воспитательных колониях [см. 30 - с. 92].

Особенности общения несовершеннолетних осужденных. На несовершеннолетних большое влияние оказывает начальный период пребывания в воспитательной колонии, адаптации к условиям жизни. Адаптация может быть положительной и от-рицательной, но может иметь черты и той и другой. В течение этого периода идет борьба за достойное место, распределяются социальные роли, обусловленные статусом подростка, который он имел до осуждения или приобрел в следственном изоляторе. Данный период характеризуется возрастанием числа наруше-ний режима и преступлений.

Условия изоляции значительно влияют на характер общения осужденных. Общение в режимных учреждениях делится на две сферы: официальную и неофициальную. Официальное об-щение регулируется режимом отбывания наказания и правила-ми внутреннего распорядка, неофициальное -- нормами «дру-гой жизни», разграничивающими осужденных на категории в соответствии с местом, занимаемым в системе неформальных отношений. Стратификация заключается в жестком делении несовершеннолетних осужденных на «своих и чужих», в определении статуса осужденного в своей группе. Более высокий статус занимают осужденные-рецидивисты, имеющие широкие преступные связи.

Несмотря на большое количество группировок все осужден-ные делятся на две основные группы:

-- с высоким статусом -- устойчивые, «пацаны»;

-- с низким статусом -- отверженные, «опущенные», «оби-женные» .

Каждая из этих групп имеет собственные группировки, что порождает большое количество конфликтных ситуаций.

Статус новичка в воспитательной колонии обычно определя-ется путем «прописки». Новенького проверяют на находчи-вость, сообразительность, умение постоять за себя. Часто эти испытания носят жестокий и изощренный характер, существу-ет определенный риск для здоровья испытуемого.

Существенное отличие несовершеннолетних осужденных от взрослых заключается в отсутствии у большинства подростков определенных жизненных планов, перспектив на будущее, что значительно осложняет воспитательную работу с ними.

Итак, характеристика личности и групп осужденных несо-вершеннолетних обусловлена следующими особенностями:

1. возрастные особенности

-- бурное физическое развитие организма,

-- нравственная неустойчивость,

-- неадекватная самооценка (завышенная, заниженная),

-- процесс интенсивного формирования воли,

-- противоречивость мировоззрения;

2. педагогическая и нравственная запущенность

-- наличие неорганизованного свободного времени,

-- низкий образовательный, духовный и профессиональный уровень;

3. проблемы в семье

-- отсутствие родителей или неполная семья,

-- антиобщественные проявления родителей, родственников;

-- разрыв родственных связей;

4. мотивы совершения преступлений

-- иметь то, чего не может купить,

-- продемонстрировать взрослость, получить одобрение груп-пы,

-- слабое осознание того, что совершает преступление;

5. склонность к девиантному поведению

6. подчиненность взрослым преступникам

7. низкая правовая культура

8. противодействие воспитанию и режиму учреждения

9. возможность адаптирования к условиям учреждения

10. стратификация осужденных (статусно-ролевые отноше-ния)

11. отсутствие определенных жизненных планов [см. 9 - с. 133].

Таким образом, несовершеннолетние осужденные -- это лица с незавершенным процессом социализации личности, предпо-лагающей усвоение разнообразных социальных ролей, приоб-щение к системе социальных связей и отношений и т. д. Вместе с тем направление подростка, признанного виновным в совер-шении преступления, в исправительное учреждение закрыто-го типа, каким является воспитательная колония, прерывает начатый процесс социализации личности и, конечно же, еще более осложняет его нормальное развитие. Ведь незавершенный процесс социализации приходится продолжать в условиях изо-ляции от общества, что противоречит сути данного процесса. Однако полностью отказаться от применения в отношении не-совершеннолетних преступников наказания в виде лишения свободы не представляется возможным, так как многие из них представляют серьезную опасность для социального окруже-ния, в силу чего необходима их изоляция от общества. Возни-кает противоречие: одновременная необходимость изоляции подростка от общества и завершения процесса его социализа-ции.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, усиление репрессивных мер, ужесточение наказаний не могут рассматри-ваться как эффективный путь решения проблем роста масшта-бов преступности несовершеннолетних. Искоренение преступ-ности -- это прежде всего проблема социальная. Уровень пре-ступности может последовательно сокращаться только в том случае, если будут столь же последовательно устраняться по-рождающие ее социальные факторы.

В целях комплексной и наиболее эффективной борьбы с пре-ступностью несовершеннолетних планируются и осуществля-ются государственные национальные программы. Так, напри-мер, в 70-е годы в США на улучшение социальных, бытовых, культурных и материальных условий жизни делинквентной молодежи было направлено 36 программ, на совершенствование правоприменительной практики по уголовным делам (в том числе и для несовершеннолетних) -- 13 программ. В начале 90-х годов в США действовало 65 программ по борьбе с делинквентностью среди молодежи. В развертывании данных программ участвовали семь федеральных ведомств и две специализированные организации, которым конгресс выделил для этого 15 млрд.долларов.

Экспертная комиссия Европейского парламента в 1996 г., рассмотрев проблемы преступности среди несовершеннолетних, разработала предложения по повышению эффективности борь-бы с преступностью среди несовершеннолетних и молодежи, которые, в основном, сводятся к следующему: необходимо су-щественно активизировать сотрудничество полиции, соци-альных учреждений и национальных органов по делам несовер-шеннолетних и молодежи в области предупреждения преступ-ности; изменить практику уголовного преследования несовер-шеннолетних правонарушителей и прекратить производства по таким делам; полностью исключить из полицейской практики случаи ареста несовершеннолетних правонарушителей и их содержание в камерах предварительного заключения; ограни-чить двумя годами с возможностью досрочного освобождения срок отбывания подростками наказания. В целом же предпоч-тение должно отдаваться перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей без помещения в исправительные учрежде-ния [см. 50 - с. 237].

С этими предложениями экспертной комиссии Европейско-го парламента совпадают точки зрения специалистов в США. По мнению О. Реймера (одного из авторов проведенных иссле-дований в США), необходимо в дальнейшем централизовать весь государственный аппарат борьбы с детской и молодежной делинквентностью. Одновременно им ставится вопрос о целесо-образности сохранения нынешней правоприменительной поли-тики в области борьбы с преступностью несовершеннолетних и молодежи, которая, как показывает практика, не дает положи-тельных результатов. Он считает, что американские законода-тели должны решить, какому направлению отдать предпочте-ние: профилактике правонарушений, вопросам принуждения и ужесточения наказания или же формированию более гибкой и дифференцированной политики, к которой призывают многие видные ученые-юристы и представители правоохранительных органов [см. 8 - с. 69].

Нельзя не согласиться, на наш взгляд, с тем, что для того, чтобы добиться реально ощутимых результатов в области борь-бы с преступностью несовершеннолетних и молодежи, необхо-дима гибкая и дифференцированная политика, причем прово-димая не узковедомственно, а в государственных масштабах. Кроме того, видится необходимым учитывать при разработке концепции борьбы с преступностью несовершеннолетних следующие факторы: во-первых, предрасположенность подростков к совершению противозаконных действий во многих случаях исчезает без какого-либо внешнего воздействия после заверше-ния процесса становления личности, и, во-вторых, репрессив-ные меры со стороны государственных учреждений часто при-водят к негативным последствиям.

Поскольку задача добиться полного отказа от уголовного наказания в виде лишения свободы является пока невыполни-мой, рекомендуется при назначении меры наказания учитывать возможную психологическую реакцию на них подростков-пра-вонарушителей и их возрастные особенности. В работе с мало-летними правонарушителями, помещенными в воспитательные колонии, главную роль должны играть воспитательные меры воздействия, школьное и профессиональное обучение и психо-логическая подготовка подростков к освобождению.

Глава 3. ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ

3.1. Значимые состовляющии индивидуального профилактического воздействие на личность несовершеннолетнего правонарушителя

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.