Рефераты. Особенности ценностно-смысловой сферы у подростков с разным уровнем компьютерной грамотности

p align="left">Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей ценностно- смысловой сферы у старшеклассников с разным уровнем компьютерной компетентности

В нашем исследовании приняли участие 67 старшеклассников из школ № 73 и № 75 города Лесного, из них 38 девушек и 29 юношей. Возраст испытуемых 16 -17 лет. На первом этапе с помощью анкеты мы выделили три группы испытуемых по уровню компьютерной компетентности. В таблице №1 представлены основные характеристики уровня компьютерной компетентности и количественный состав групп.

Таблица №1

Характеристики группы

Количественный состав

Группа №1

Компьютер используется в основном как средство развлечения и общения. Испытуемые демонстрируют высокую осведомленность в игровых и развлекательных программах. Некоторые из них проводят немало времени в Интернете, посещая чаты, музыкальные и игровые сайты.

Всего 24 человека, из них 15 юношей 9 девушек

Группа №2

Компьютер используется преимущественно как средство решения учебных и познавательных задач. Испытуемые владеют программами, входящими в Microsoft office, владеют навыками поиска информации в Интернете.

Всего 23 человека, из них 8 юношей, 15 девушек

Группа №3

Испытуемые занимаются программированием, выходящим за рамки школьной программы, создают новые информационные продукты. Проявляют большую осведомленность в использовании ресурсов Интернет, активно их используют.

Всего 20 человек, из них 13 юношей, 7 девушек

Интересным представляется факт, что старшеклассники группы №3 наиболее критично оценивают уровень своей компетентности (средняя оценка в группе 3,2 балла по 5-балльной шкале). В то время как старшеклассники, вошедшие в группу №2, чаще всего ставили себе оценки "5".

Особенности сферы терминальных ценностей у старшеклассников с разным уровнем компетентности в использовании компьютера.

Анализ результатов показал, что независимо от уровня компетентности в использовании компьютера, у всех старшеклассников ведущее место в системе ценностей занимают такие ценности, как достижения, развитие себя и высокое материальное положение. Это позволяют сделать вывод о том, что все испытуемые заинтересованы в объективной информации об особенностях своего характера, своих способностях, других характеристиках своей личности. Они стремятся к самосовершенствованию, считая при этом, что потенциальные возможности человека почти не ограничены и что в первую очередь в жизни необходимо, добиваться наиболее полной их реализации. При этом они убеждены в том, что материальный достаток является главным условием жизненного благополучия. Для данных старшеклассников высокий уровень материального благосостояния часто оказывается основанием для развития чувства собственной значимости и повышенной самооценки.

Наименее значимыми ценностями является креативность и активные социальные контакты. Это свидетельствует о том, что испытуемые в меньшей мере стремятся к реализации свои творческих способностей, внесению различных изменений во все сферы своей жизни. Они не считают необходимым "ломать" стереотипы, тем самым, внося разнообразие в свою жизнь. Их устраивает размеренный ход жизни, и они не всегда стараются внести в нее что-то новое. В данный момент своей жизни старшеклассники не рассматривают в качестве важнейшей ценности благоприятные взаимоотношения с другими людьми. Для них, как правило, не очень значимы многие аспекты человеческих взаимоотношений, поэтому возможность общения с другими людьми они не считают самым ценным в своей жизни. Наиболее значимой сферой для всех испытуемых является сфера образования, что вполне логично, если учесть их возраст. Для старшеклассников характерно стремление к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора. Самое главное для них сейчас это учиться и получать новые знания. Наименее значимой для себя считают сферу семейной жизни. Можно предположить, что создание собственной семьи - довольно далекая перспектива, а возможность реализации собственных ценностей в родительской семье несколько ограничены. Гистограммы и таблицы, иллюстрирующие особенности сферы терминальнх ценностей у испытуемых трех групп, представлены в Приложении №2.

Задачей следующего этапа была проверка гипотезы о том, что у испытуемых с разным уровнем компьютерной компетентности существуют различия в ценностно - смысловой сфере. Для оценки достоверности различий мы использовали непараметрический критерий Манна - Уитни, поскольку непарметрические критерии применимы как к выборкам, соответствующим закону нормального распределения, так и несоответствующих этому закону. Использование компьютерной программы обработки данных SPSS-13 значительно облегчило нашу работу, что позволило проанализировать различия по достаточно большому числу параметров: 53 параметрам "Опросника терминальных ценностей" (ОТЕЦ) Сенина и 5 параметрам "Теста смысложизненных ориентаций" (СЖО) Д.А. Леонтьева. Таблицы, отражающие результаты статистического анализа, представлены в приложении № 3.

В результате статистического анализа по ряду параметров были выявлены достоверные различия (р<0,01; р<0,05) между испытуемыми группы №1 и группы №3. Группа №2 занимала промежуточное положение. При сравнении результатов испытуемых группы №2 и группы №1, испытуемых группы №2 и группы №3 достоверных различий не выявлено. Группы №1 и №3 с точки зрения выделенных нами параметров выглядят наиболее контрастно по значимости для них таких терминальных ценностей как "Активные социальные контакты", "Достижения", "Духовное удовлетворение", "Сохранение собственной индивидуальности", "Престиж" и "Креативность" в разных сферах деятельности.

Таблица №2. Достоверные различия между испытуемыми групп №1 и №3 значимости терминальных ценностей в разных сферах жизни (критерий Манна - Уитни)

Сферы

Терминальные ценности

Образование

Профессия

Семейной жизни

Увлечения

Обществ. жизни

"Активные социальные контакты"

p<0,01

p<0,01

p<0,01

"Достижения"

p<0,05

"Духовное удовлетворение"

p<0,01

p<0,05

p<0,05

"Сохранение индивидуальности"

p<0,01

p<0,01

p<0,01

"Престиж"

p<0,01

p<0,05

"Креативность"

p<0,01

Показатели испытуемых группы №3 достоверно выше показателей испытуемых группы №1 по значимости ценности "Активные социальные контакты" в сферах образования, профессии и увлечений. Это означает, что старшеклассники, вошедшие в группу №3, отличаются желанием достигнуть определенного уровня образования, чтобы войти в более тесные контакты с людьми, принадлежащими к референтной для себя группе. Для них большее значение, чем для испытуемых группы №1, имеют факторы социально-психологического климата в коллективе, атмосфера доверия и взаимопомощи среди одноклассников. Испытуемые группы №3 склонны увлекаться теми занятиями, которые имеют коллективный характер, в то время, как старшеклассники группы №1 не испытывают особого желания искать единомышленников и взаимодействовать с ними в своем увлечении.

Более значимой для испытуемых группы №3 представляется ценность "Достижения". Особенно отчетливы различия между испытуемыми двух групп в сфере образования. Это выражается в большем стремлении испытуемых группы №3 добиваться как конкретных результатов своего образовательного процесса, так и других жизненных целей, достижение которых зависит от уровня образования. Эти старшеклассники более тщательно планируют все этапы образовательного процесса, стремятся повысить свою самооценку за счет учебных успехов.

Значимость ценности "Духовное удовлетворение" для испытуемых группы №3 достоверно выше в сфере профессиональной деятельности, общественной жизни и в сфере увлечений. Испытуемые группы № 3 в большей мере стремятся иметь в будущем интересную, содержательную работу или профессию. Кроме того, старшеклассники группы №3 стремятся через общественную деятельность реализовать свое желание сделать жизнь общества как можно более благополучной. Их особенность заключается в готовности посвятить все свое свободное время какому-либо делу, в стремлении глубже проникнуть в сам предмет увлечения. Поэтому большее удовлетворение они получают от процесса своего занятия, нежели от его результатов. Для группы № 1, напротив характерно наибольшее удовлетворение от результатов работы и в меньшей степени ориентировка на сам процесс. Мы выяснили также, что значимость ценности "Сохранение собственной индивидуальности" в профессиональной деятельности, в сфере семьи и увлечений у испытуемых группы №1 достоверно ниже, чем у испытуемых группы №3. Старшеклассники, вошедшие в группу № 3, намного сильнее стремятся посредством своей профессиональной деятельности "выделиться из толпы". В выборе будущей профессии немаловажным фактором для них будет являться ее уникальность, возможность подчеркнуть, таким образом, своеобразие и неповторимость их личности. Они хотят строить свою жизнь, ориентируясь на собственные взгляды, желания, убеждения. Испытуемые группы № 3 в большей степени пытаются сохранить свою индивидуальность, избегая влияния даже членов своей семьи.

В оценке значимости таких ценностей, как "Престиж" и "Креативность" также выявлены достоверные различия. Испытуемые группы №3 достоверно выше оценивают значимость для себя свободного творческого самовыражения в сфере увлечений. Они в большей мере стремятся увлекаться таким занятием, которое представляет широкие возможности для творчества, внесения разнообразия в сферу своего увлечения. Они всегда стараются изменить что-либо в предмете своего увлечения, внести в него что-то новое.

Ценность престижа в профессиональной деятельности и сфере увлечений более высока для испытуемых группы №3. Это означает, что эти старшеклассники стремятся иметь работу или профессию, которая высоко ценится в обществе. Они, как правило, очень заинтересованы в мнении других людей относительно своей работы или профессии и хотят добиться признания в обществе путем выбора наиболее социально - одобряемой работы или профессии.

В целом по результатам исследования, создается впечатление, что для испытуемых группы №1 компьютер является средством "защиты" от реальности, а для испытуемых группы №3- средством ее преобразования. Напомним, что группа испытуемых вторая группа занимает промежуточное положение между первой и третьей группами. Достоверных различий между второй и первой, второй и третьей группами выявлено не было. Смысложизненные ориентации у старшеклассников с разным уровнем компетентности в использовании компьютера. Анализ смысложизненных ориентаций у старшеклассников с разным уровнем компьютерной компетентности показал следующее. У испытуемых всех групп все три временных локуса имеют высокие показатели осмысленности. Данное состояние характеризуется ощущением того, что прошедший отрезок жизни был продуктивным и осмысленным, процесс жизни в настоящем воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный, а осмысленность целей будущего придает всей жизни старшеклассников направленность и временную перспективу. При этом показатели "Локус контроля - Я" и "Локус контроля - Жизнь", выше в группе испытуемых №3, что свидетельствует о большей убежденности этих испытуемых в собственной способности управлять жизнью и большей вере в собственные силы.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.