В ходе проведенного нами эмпирического исследования подтвердились гипотеза о том, что в ценностно- смысловой сфере старшеклассников с разным уровнем компьютерной компетентности существуют различия.
Мы также пришли к выводу о том, что независимо от уровня компьютерной компетентности, у всех старшеклассников ведущее место в системе ценностей старшеклассников занимают такие ценности, как достижения, развитие себя и материальное положение. Наименее значимыми ценностями является креативность и активные социальные контакты. Наиболее значимой сферой для всех испытуемых является сфера образования, что вполне логично, если учесть их возраст. Для старшеклассников характерно стремление к повышению уровня своей образованности, расширению кругозора. Самое главное для них сейчас это учиться и получать новые знания. Наименее значимой для себя большинство старшеклассников считают сферу семейной жизни.
Вместе с тем, выявились и достоверно значимые различия между испытуемыми двух групп.
У испытуемых всех групп все три временных локуса имеют высокие показатели осмысленности. Данное состояние характеризуется ощущением того, что прошедший отрезок жизни был продуктивным и осмысленным, процесс жизни в настоящем воспринимается как интересный, эмоционально насыщенный, а осмысленность целей будущего придает всей жизни старшеклассников направленность и временную перспективу. При этом показатели "Локус контроля - Я" и "Локус контроля - Жизнь", выше в группе испытуемых №3, что свидетельствует о большей убежденности этих испытуемых в собственной способности управлять жизнью и большей вере в собственные силы.
Выбранный нами подход к исследованию не дает ответа на вопрос о том. Что является причиной, а что следствием: особенности ценностно - смысловой сферы заставляют человека осваивать все новые и новые средства или эти средства формируют особенности ценностно- смысловой сферы. Возможно, верно и то и другое. Ответить на эти вопросы можно с помощью другого метода психологического исследования- эксперимента.
Другим источником повышения качества работы может быть повышение объективности оценки уровня компьютерной компетентности. В ближайшее время планируется публикация стандартизированных тестов для оценки уровня компьютерной компетентности старшеклассников. В этом мы видим перспективы нашей исследовательской работы.
Литература
1. Белавина И. Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр // Вопр. психол. 1993. №3. С. 62
2. Братусь Б. С. Леонтьевские основания смысловых концепций личности // Вопр. психол. 2004. №4. С. 102-113
3. Будинайте Г. П., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопр. психол. 1993. №5. С. 99
4. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике.-СПб.: Питер Ком, 1999.- 528 с.; (Серия "Мастера психологии")
5. Васильева И. А., Пащенко Е. И., Петрова Н. Н., Осипова Е. М. Психологические факторы компьютерной тревожности // Вопр. психол. 2004. №5. С. 16
6. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест,1998-800 с.
7. Гурьева Л. П. Психологические последствия компьютеризации: функциональный, онтогенетический и исторический аспекты // Вопр. психол. 1993. №3. С. 105
8. Доронина О. В. Страх перед компьютером, природа, профилактика, преодоление страха // Вопр. психол. 1993. №1. С. 68
9. Дьяконова Н. А., Юртайкин В. В. Авторитарная личность в России и США: ценностные ориентации и локус контроля // Вопр. психол. 2000. №4. С. 51
10. Кожевникова Е. С. Читатель и Интернет // Вопр. психол. 2006. №1. С. 33-38
11. Куликов Л. В. Введение в психологическое исследование. Санкт-Петербург, 1994.
12. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с. - ( Серия "Психологическая энциклопедия").
13. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992.
14. Леонтьев Д. А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопр. психол. 1989. №3. С. 11-21.
15. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.
16. Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности // Вопр. психол. 2004. №4. С.3-22
17. Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. - СПб.: Питер, 1997. - 668 с.: ил.
18. Марцинковская Т. Д. Психология смысла // Вопр. психол. 2000. №3. С. 139
19. Мойсеенко Л. А. Психологическая готовность изобретателей к использованию компьютеров // Вопр. психол. 1993. №2. С. 122
20. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках.- СПб.: Питер,2005.-416 с ил.
21. Непомнящая Н. И. Целостно-личностный подход к изучению человека // Вопр. психол. 2005. №1. С.116-125
22. Психологические аспекты смысла жизни и акме // Вопр. психол. 2000. №4. С. 136
23. Психология человека от рождения до смерти. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с. - ( Серия "Психологическая энциклопедия").
24. Сенин И. Г. Опросник терминальных ценностей (ОТЕЦ). Ярославль, 1991.
25. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./ Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М., 1990.
25. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб. Питер Пресс, 1997. - 608 с. - (Серия "Мастера психологии").
Mann-Whitney U
Wilcoxon W
Z
Asymp. Sig. (2-tailed)
цели
60,500
105,500
-,158
,874
процесс
61,500
106,500
-,095
,924
результат
48,500
93,500
-,917
,359
ЛКя
27,000
92,000
-1,013
,011
ЛКж
22,000
97,000
-,697
,046
СЖО
54,500
99,500
-,536
,592
АСКоб
21,000
112,000
-2,855
,004
АСКож
46,000
137,000
-1,208
,227
АСКпроф
22,500
113,500
-2,674
,007
АСКсем
52,500
107,500
-,785
,432
АСКувл
15,500
-3,116
,002
АСК
30,500
121,500
-2,155
,031
ДОСТобр
34,000
125,000
-1,960
,050
ДОСТож
58,500
-,415
,678
ДОСТпр
149,500
ДОСТсем
53,000
108,000
-,760
,447
ДОСТувл
116,500
-,222
,824
ДОСТ
57,500
148,500
-,467
,641
ДУобр
50,000
141,000
-,960
,337
ДУож
56,500
147,500
-,542
,588
ДУпроф
113,000
-2,711
ДУсем
47,000
102,000
-1,145
,252
ДУувл
32,000
123,000
-2,075
,038
ДУХУД
36,000
127,000
-1,803
,071
ИНДобр
57,000
148,000
-,503
,615
ИНДож
61,000
116,000
-,252
,801
ИНДпроф
24,000
115,000
-2,577
,010
ИНДсем
23,000
114,000
-2,640
,008
ИНДувл
29,500
120,500
-2,238
,025
ИНД
-2,610
,009
КРобр
45,500
136,500
-1,225
,221
КРож
53,500
144,500
-,725
,468
КРпроф
-,414
,679
КРсем
48,000
139,000
-1,069
,285
КРувл
38,000
129,000
-1,696
,090
КРотец
42,500
133,500
-1,405
,160
МПобр
-,945
,345
МПож
51,500
-,853
,394
МПпроф
151,500
-,286
,775
МПсем
50,500
141,500
МПувл
-,285
,776
МАТПОЛ
51,000
142,000
-,870
,384
ПРЕсобр
-,916
ПРЕСож
111,500
-,535
ПРЕСпр
10,500
101,500
-3,428
,001
ПРЕссем
43,000
134,000
-1,389
,165
ПРЕСувл
32,500
123,500
-2,036
,042
ПРЕСТИЖ
33,500
124,500
-1,962
РАЗВобр
-1,429
,153
РАЗВож
54,000
109,000
-,693
,488
РАзвпроф
-2,121
,034
РАзвсем
37,000
128,000
-1,761
,078
РАзвувл
152,000
-,254
,800
РАЗВСЕБЯ
41,500
132,500
-1,461
,144
образ
-,874
,382
Общжизнь
40,000
131,000
-1,554
,120
професс
-2,737
,006
семья
139,500
-1,024
,306
хобби
-2,653
Терминальные ценности
Сферы жизни
Образование
ОЖ
Профессия
Семья
Увлечение
Активные социальные контакты
6,08
7,62
5,38
6,85
5,08
Достижения
7,15
8,31
6,77
7,31
Духовное удовлетворение
7,92
6,38
5,69
Индивидуальность
7,08
6,23
5,85
Креативность
6,15
6,54
6,7
5,54
Материальное положение
6,74
8,15
7,38
Престиж
6,31
5,64
4,92
4,77
Саморазвитие
7,46
6,62
7,54
Таблица №2. Уровень значимости терминальных ценностей в разных сферах жизни для испытуемых группы №2
7,67
6,92
6,17
6
6,42
Достижение
8,42
8,08
7,33
6,67
6,75
7,42
6,83
6,5
6,33
6,25
6,58
7,58
8,5
7,75
7,17
Страницы: 1, 2, 3