рассказать сказку, например, «Курочка Ряба»;
описать несложную сюжетную картинку;
рассказать об игрушке;
прочитать стихотворение.
Задания для детей трех лет - четвертого года жизни:
назвать предметы обстановки, вещей личного обихода, качеств предметов, овощей, фруктов, ягод (цвет, величина, форма, вкус);
побеседовать с ребенком на тему, интересную для детей этого возраста;
рассказать по картинке;
Задание для детей четырех лет - пятого года жизни:
побеседовать с ребенком о семье, его игрушках, любимых сказках, мультфильмах;
пересказать известную сказку;
назвать за логопедом предметные и простые сюжетные картинки (отраженная речь);
рассказать стихотворение вместе с ребенком (сопряженная речь);
поиграть с ребенком в лото, домино на сопряженной речи.
Задания для детей пяти лет - шестого года жизни:
побеседовать с ребенком об известных ему овощах, фруктах, машинах, профессиях и т. д. (по логическим группам слов);
сравнить, отвечая на вопросы логопеда, два предмета, рассказав об их сходстве и различии (например, двух кукол);
назвать за логопедом сюжетные картинки;
вместе с логопедом дать описание, какой - нибудь игрушки в игре «Игрушка - сюрприз»: развернув пакет, ребенок рассматривает игрушку, а затем по образцу логопеда вместе с ним называет игрушку и описывает ее качества (например, мягкую игрушку - медвежонка).
Задания для детей шести лет - седьмого года жизни:
составить несколько предложений по сюжетным картинкам типа «Что делает?» Например, «Мальчик ловит рыбу», «Девочка кормит котенка», «Бабушка вяжет носки»;
показать инсценировку знакомой сказки, используя фигурки настольного театра;
побеседовать с ребенком о детских передачах, книгах, его друзьях, о семейных праздниках и т. п.;
повторить за логопедом предложения небольшого текста;
вместе с логопедом назвать и выполнить действие, например, с мозаикой: «Я взял красный кружок. Я взял еще один красный кружок…» - «Получился цветок».
В ходе исследования речи ребенка фиксировали:
особенности внимания заикающегося (внимательный, сосредоточенный, отвлекаемый, неусидчивый, раздражительный, истощаемый, негативный);
форму судорог (клоническая, тоническая, смешанная: клоно-тоническая, тоно-клоническая);
вид судорог (дыхательный, голосовой, артикуляторный, смешанный: дыхательно-голосовой, дыхательно-артикуляторный, артикуляторно-голосовой и т. д.);
степени выраженности заикания: легкая - ребенок активен в деятельности, заикание не влияет на общительность, легкий контакт со сверстниками, со взрослыми, судороги наблюдаются только в самостоятельной речи; средняя - активность в деятельности снижена, заикание повлияло на общительность ребенка, со взрослыми и детьми вступает в контакт неохотно, судороги имеются в самостоятельной, вопросно - ответной, отраженной речи; тяжелая - ребенок пассивен в деятельности, необщителен, контакт только при побуждении со стороны взрослого, судороги во всех видах речи.
проявления заикания (количество судорог, их сила и длительность) в различных формах речи: в самостоятельном рассказе, в рассказе по картинке, в беседе, в пересказе прочитанного логопедом текста, в вопросно-ответной речи, при чтении стихотворения во время отраженной, сопряженной и шепотной речи;
состояние дыхательной функции: ритм (нормальный, ускоренный, замедленный), Характер вдоха (нормальный, укороченный, слишком глубокий, во время речи), характер выдоха (соответствует количеству слов во фразе, укороченный, слишком быстрый выдох), характер дыхания (диафрагмально-брюшное, диафрагмальное, поверхностное);
состояние, строение и подвижность артикуляторного аппарата: аномалии в строении губ, челюстей, зубов, языка, твердого и мягкого неба (нет, есть, какие).
Отмечали -
параметры движений:
наличие или отсутствие движения;
активность (расторможенность, заторможенность);
объем (полный, неполный);
точность выполнения;
длительность (способность удерживать органы в заданном положении);
темп движений (норма, замедленный, ускоренный);
замена движения (синкнезии).
Состояние звукопроизношения. Определяли нарушения звукопроизношения по механизмам: дислалия или стертая дизартрия.
По форме: моторное, сенсорное, смешанное нарушение.
По проявлению: сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм, дефекты заднеязычных звуков, дефекты озвончения, дефекты смягчения.
По объему: мономорфное, полиморфное нарушение;
Состояние просодических компонентов речи: темп речи (нормальный, ускоренный, замедленный), ритм (нормальный, аритмия), сохранение пауз (норма, деление слов, слогов паузой, судорогой), голос (сила голоса - громкий, слабый, тихий, мерцающий, затухающий, высота голоса - высокий, низкий, нормальный, тембр голоса - сиплый, хриплый, резкий, с металлическим оттенком, с носовым оттенок, особое внимание обратить на наличие мягкой или твердой атаки голоса), внятность речи (внятная, отчетливая, смазанная, неясная).
Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений
Простой фонематический анализ
Выделение ударного гласного на фоне слова (у заикающихся детей, начиная с 4 - 5 лет). Инструкция: «Слышишь ли ты звук А в слове Аня? Звук О в слове Оля? ЗвукУ в слове утка?»
Выделение согласного звука на фоне слова, начиная с 5 лет. Инструкция: «Слышен ли звук С в слове сани?»
Выделение согласного звука из слова. Инструкция: «Какой согласный звук ты слышишь в слове шапка?»
Сложный фонематический анализ
Начиная с шестилетнего возраста, у заикающихся детей исследовали сложные формы фонематического анализа. При этом ребенку предлагали:
определить место согласного звука в слове, сначала в начале, конце, середине слова; определить место звука в слове по отношению к другим звукам, например: «Какой звук слышен после звука М в слове мак? Какой звук находится на третьем по счету месте в слове каша?»;
определить последовательность звуков в слове, например: «Какой звук находится между звуками И, А в слове лиса?»; «Назови соседей звука К в слове рука»
Начиная с возраста от 5 до 7 лет, ребенку предлагали:
определить количество звуков в словах, например: «Сколько звуков в словах рак, лапа, кошка?»;
дифференцировать звуки по противопоставлению: звонкие - глухие, мягкие - твердые, свистящие - шипящие, заднеязычные - переднеязычные, сонорные Р - Л и др.
Фонематический синтез
Составление слова из последовательно данных звуков, начиная с пяти летнего возраста. Инструкция: «Послушай звуки Д, О, М, поставь их рядом и скажи, какое слово у тебя получилось».
Фонематические представления
Начиная с пяти летнего возраста, ребенку предлагали для выполнения следующие задания:
подобрать слово на заданный звук. Например: «Назови слово со звуком Ш или со звуком Р» и т. д.;
разложить в два ряда предметные картинки, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, например: С - Ш, Ч - Ц, З - Ж, Р - Л и др.;
из общего количества картинок отобрать только те, названия которых начинаются на определенный звук. Перед ребенком раскладывается ряд из 10 - 12 картинок из разных логических групп слов, среди которых есть картинки со звукос С - куртка, стакан, шапка, помидор, собака, яблоко, свекла, чашка, сковорода, пирамидка, сумка, сова. Ребенку предлагается внимательно посмотреть на картинки, подумать и отложить в сторону картинки со звуком С.
Исследование состояния лексики
В ходе обследования мы исследовали способность детей:
начиная с трехлетнего возраста, называть предметы окружающей обстановки;
начиная с четырехлетнего возраста, называть предметные картинки с изображениями предметов, действий, качеств и признаков. Предметы и картинки могут быть подобраны по темам: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, части тела человека, животные, растения, профессии людей, виды природы, времена года;
называть действия по предъявленному предмету, картинке: «Доктор что делает?» - ребенок отвечает на вопрос, называет действие. Другой вариант этого приема: Например, логопед показывает ребенку картинки с изображениями животных, птиц, предметов, а ребенок называет глагольное слово: щука (плавает), ласточка (летает), кузнечик (прыгает), змея (ползает), собака (лает), медведь (рычит), корова (мычит), лошадь (ржет), баран (блеет) и т. д.
Детям 6 - 7 лет предлагали более сложное задание: назвать ряд предметов (или их изображений) одним общим словом. Например, логопед показывает ребенку чашку, стакан, блюдце, тарелку, вазу и задает вопрос: «Как назвать все эти предметы одним словом?» или «Как назвать одним словом клубнику, землянику, смородину, крыжовник, чернику?».
Исследовали грамматический строй речи
На данном этапе обследования мы предлагали заикающимся детям в возрасте от 4 до 7 лет выполнить следующие задания:
составить рассказ по серии сюжетных картинок;
преобразовать имена существительные из единственного числа во множественное с использованием предметных картинок. Например, шар - шары, топор - топоры, дом - дома, белка - белки, лист - листья, окно - окна, стул - стулья, рука - руки и т. п.;
согласовать прилагательное с существительным, используя предметные картинки. Перед ребенком раскладываются три картинки, например, «красный шарф, красная шапка, красное пальто», и он называет их, или «зеленый огурец, зеленая елка, зеленое дерево»;
по речевой инструкции логопеда выполнить задания типа: «Положи кубик в коробку», «Поставь маленький кубик на большой», «положи этот листик поб картинку с изображением дерева», «Возьми игрушку из коробки», «Держи пушинку (снежинку) над столом», «Пройди и встань у окна», «Возьми мячик с полки», «Подойди к столу», «Поставь собачку около будки», «Выйди из кабинета и выгляни из-за двери», «Достань мячик из-под стола», «Перешагни через шнур»;
найти на картинках по заданию логопеда различное расположение предметов в зависимости от предлога. Можно использовать картинки с изображениями двух предметов в разных положениях, например, будки и собаки, пчелы и цветы, ложки и стаканы, облака и солнышко, стрекозы и листы.
Инструкция: «Покажи картинку, на которой изображена (нарисована) собака в будке; … собака перед будкой; … собака за будкой; … собака на будке; … собака около будке».
У заикающихся детей в возрасте от 5 до 7 лет проверяли способность употребления в речи предлогов В, НА, ПОД, ИЗ, НАД, У, С, К, ОКОЛО, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ЧЕРЕЗ.
Исследовали способности словообразования
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16