Рефераты. Особенности логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с аккустико-фонематической дислалией

p align="left">Ход игры. Логопед бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши~ шины сы- сырок

15. Игра «Мяч поймай -- слово составляй» Мы поймали три мяча -- Слово скажем мы сейчас.

Цель: составление трехзвуковых слов. Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными.

Ход игры. Логопед бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова: М -- А -- К Д -- О -- М К -- О -- Т Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают его.

16. Игра «Встречу слово на дороге -- разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

17. Кто лучше слушает?

Цель: развитие умения определять наличие заданного звука в слове.

Вариант 1.

Логопед вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком ко всей группе, и дает задание: “ Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш . Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук ж . Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 - со звуком ш , 5 - со звуком ж , 5 - где нет этих звуков). Прелагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.

Вариант 2.

Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком ш, другому - со звуком ж. Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении.

То же можно проделывать и с другими парами звуков.

18. Какой звук есть во всех словах?

Цель: развитие умения выделять общий звук в словах.

Логопед произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук ш . Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи - ж; чайник, ключ, очки - ч; щетка, ящик, щавель - щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось - сь; коза, замок, зуб - з; зима, зеркало, вазелин - зь; цветок, яйцо, курица - ц; лодка, стул, лампа - л; липа, лес, соль - ль; рыба, ковер, крыло - р; рис, крепость, букварь - рь.

19. Назови первый звук в слове.

Цель: развитие умения определять первый звук в слове.

Педагог показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ - в слове Вадик ).

20. Назови последний звук в слове.

Цель: развитие умения дифференцировать твердые и мягкие звуки

Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)

Логопед показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук рь, а не р). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую - на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.

21. Узнай звук

Цель: Узнавание заданного звука в словах.

Педагог называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова со звуками р и рь, поднимают руки или хлопают, а затем хором проговаривают эти слова.

1. Шутки-чистоговорки:

Ря - ря - ря - синие моря; рю - рю - рю - репу я варю;арь- арь- арь- новый букварь; ри - ри - ри - горят фонари; ре - ре - ре - санки на горе; орь - орь - орь - у Андрюши корь; ра - ра - ра - высокая гора; ро - ро - ро - новое перо; ру - ру - ру - коза грызет кору; ры -ры - ры - летят комары; ор - ор - ор - у Ромы топор и т.д.

Скороговорки:

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. Проворонила ворона вороненка. Привез Пров Егору во двор дров гору. На горе, на горке горько ревет Егорка.

22. Путаница

Цель: развитие дифференциации слов различающихся одним звуком.

Ребенок внимательно слушает рифмовки и заменяет одно слово другим подходящим по смыслу.

Два танкиста едут в.. банке

Деньги сохранились в.. танке

Жаркий наступил.. пенек

Села Маша на.. денек

У Тани голубые.. лапки.

Когтистые у кошки ..тапки.

Заверну железный.. бинт

И куплю в аптеке.. винт.

От конфет остались.. бантики.

Завяжу на платье.. фантики.

Положу рядом с печкой ..колено

И помажу зеленкой.. полено.

Я посуду мою в.. койке.

Вечером читаю в.. мойке.

Идут солдаты в прочных.. масках.

А все на карнавале в.. касках

Попал в тарелку черный.. голос.

Но тут раздался громкий.. волос.

Съел я овощной.. халат.

А потом надел.. салат.

23. Найди лишнее.

Цель: развитие восприятия звучания слов.

Вслед за взрослым ребенок повторяет четыре имени, а затем находит то которое отличается по звучанию.

Витя - Митя - Катя - Полина

Полина - Алина -Ада - Галина

Вика - Диана - Татьяна - Ульяна

Нина - Тина - Любовь - Дина

Таня - Оля - Ваня - Маня

Коля - Оля - Дима - Толя

24. Подбери картинку

Цель: развитие дифференциации слов близких по звучанию.

Из предложенных картинок ребенок самостоятельно подбирает ряд названий максимально близких по звучанию.

Майка - гайка - лайка

Вагон -лимон - батон

Каток - венок - моток

Сом - ком - дом

Отметка - пипетка - конфетка

Заключение

Нарушение произношения звуков при аккустико фонематической дислалии неразрывно связано с недоразвитием у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты.

Признаком фонематического недоразвития у детей данной категории является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими акустическими признаками.

Разработкой наиболее эффективных методов и приемов работы, направленных на преодоление аккустико-фонематической дислалии, в свое время занимались Р.Е Левина, Ф.А.Рау, М.Е. Хватцев, Н.А. Чевелева и др.

В качестве гипотезы нашего исследования было выдвинуто предположение о том, что, у детей с аккустико-фонематической дислалией будет отмечаться недоразвитие процессов фонематического восприятия.

В связи с этим целью нашего исследования было теоретически обосновать методические рекомендации по развитию фонематического восприятия у данной категории детей.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Провести анализ теоретического и практического материала.

2. выявить состояние фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с аккустико-фонематической дислалией.

3. Разработать методические рекомендации направленное на развитие фонематического восприятия у данной категории детей с использованием специальных игр и упражнений.

Анализ литературных источников показал, что:

Дефекты звукопроизношения у детей при аккустико-фонематической форме дислалии обусловлены недоразвитием фонематического слуха. При этом у ребенка отмечаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками. В результате надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения у детей. При этой форме дети с трудом различают звуки из-за недостаточной дифференциальной способности коркового окончания слухового анализатора. Ребенок не распознает звуковые оттенки, которые образуются физиологически по одинаковому принципу.

В основе нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха, назначением которого является узнавание и различение входящих в состав слова фонем, сличения акустических признаков звуков и принятие решения о фонеме. Система фонем оказывается у ребенка не полностью сформированной (редуцированной) по своему составу. Ребенок не опознает тот или другой акустическический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой. Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности большинства признаков. В связи с неопознанием того или другого признака звук узнается неправильно. Это приводит к неправильному восприятию слов. Эти недостатки мешают правильно воспринимать речь как самому говорящему, так и слушающему.

2. В ходе подготовки к эксперименту нами были проанализированы методики предложенные Волковой Л.С., Голубевой Г.Г. Коноваленко В.В., Коноваленко В.С. После этого нами были выбраны наиболее эффективные, на наш взгляд методики, на основе которых в дальнейшем был построен констатирующий эксперимент.

В ходе анализа данных полученных в результате констатирующего эксперимента нами было выяснено, что у детей с аккустико-фонематической дислалией имеются нарушения фонематического восприятия следующего характера:

· Нарушение фонематического восприятия распространяется на все звуки которые подвергаются замене или смешению в речи конкретного ребенка.

· 37,5% детей имеют нарушения восприятия только тех звуков, которые заменяются или смешиваются у них в речи;

· 62,5% детей кроме того имеют место нарушения фонематического восприятия звуков которые правильно произносятся ими как в изолированном варианте, так и в речевом потоке, но различаются тонкими акустическими признаками.

· Нарушения фонематического восприятия наблюдаются при любом предъявлении речевого материала (в изолированном варианте, слоговых, цепочках, при предъявлении слов для дифференциации и самостоятельном отборе картинок на заданный звук);

· Наиболее часто наблюдается нарушение восприятия аффрикат ц -87,5% и ч - 50% что связано как с артикуляционными так и с аккустическими трудностями восприятия данных звуков. Как правило эти звуки воспринимаются детьми как один из звуков входящих в их состав (ц- как т или с, ч как ть)

· 75% детей имеют нарушение восприятия шипящих звуков ш и щ,

· 37,5% детей имеют нарушение восприятия р - л

· 75% детей испытывают затруднения при дифференциации звуков по звонкости - глухости.

· 100% детей не могут отличить правильное произношение от нарушенного в том случае если имитируется их собственный произносительный дефект ребенка;

· В 65% случаев дети могут отличить правильное произношение от нарушенного в том случае если имитируется дефект отсутствующий в их речи и на правильно воспринимаемых ими звуках.

· Недостаточное различение фонем на слух и в произношении, несформированность фонематических представлений снижает у детей готовность к звуковому анализу.

· 87,5% детей способны выделить звук из начала слова, 62,5% если звук находится в конце слова, 25% если звук находится в середине слова и 12,5% (один ребенок) не владеет элементарной формой звукового анализа.

· Дети с аккустико-фонематической дислалией нуждаются в целенаправленной коррекционно-развивающей работе по развитию фонематического восприятия. Эффективная коррекционная работа невозможна без тщательного выявления особенностей фонематического восприятия

Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные доказывают, что выдвинутая нами гипотеза о том, что у детей с аккустико-фонематической дислалией будет наблюдаться недоразвитие процессов фонематического восприятия верна.

3. На основе литературных источников нами был подобран комплекс устных заданий и письменных упражнений направленный на развитие фонематического восприятия у данной категории детей.

Список используемой литературы.

1.Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе.// Хрестоматия по возрастной психологии. М. Педагогика. 1994- 254с.

2 . Бельтюков В.И. О сроках усвоения в произношении звуков речи слышащими детьми // Ж. Дефектология. - 1983. - № 2. - С. 28.

3 Бунак В.В. Речь и интеллект, стадии развития в антропогенезе. М: АН СССР 1966г 380с

4 Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. Педагогика. 1991- 480с.

5 Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т 2. М. Педагогика. 1989- 540с.

6 Волкова Г.А. методика обследования нарушения речи у детей. М: Изд-во «Сайма», 1993г 300с

7 Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях// под ред. Щелованова Н.М. М: Изд-во АПН РСФСР 1967г- 316с

8 Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961.-367с

9 Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Спб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000,270с

10 Доброгаев С.М. Речевые рефлексы. Лингвистика. Языкознание. М: АН СССР 1974г, 142с

11 Дурова Н. В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие - М.: Мозаика-Синтез, 2000г 260с

12 Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985.-367с

13 Жинкин Н. И. Механизмы речи. - М. , 1958, 357с.

14 Запорожец А. В. Психология детей дошкольного возраста. Москва. Знание 1967г- 430с

15 Казанская В.Л. Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия\\ Дефектология 2002г №5 с 75 -86

16 Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985. - 195с

17 Коноваленко В. В., Коноваленко СВ. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. Пособие для логопедов - М.: `Издательство `Гном и Д`, 2001.- 114с

18 Лалаева Р.И. Формирование правильной речи у дошкольников. Ростов-на- Дону: Феникс. 2005г, 224с

19 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Москва. Знание. 1981-700с.

20 Лубовский В.И. психологические проблемы диагностики аномального развития детей.М: педагогика 1989г 276с

21 Лурия А.Р. Речь и мышление. М: Изд-во АПН РСФСР 1975г - 438с

22 Люблинская А.А. Детская психология М: Педагогика 1971г, 316с

23 Люблинская А.А. Роль речи в развитии восприятия детей. М: Педагогика 1974г, 170с

24 Мухина В.С. Возрастная психология. М: Академия, 2003г -578с

25 Методы обследования речи детей: Пособие для диагностики речевых нарушений/ Под общ. ред. Г.В.Чиркиной. - М.: Аркти, 2003. - 240 с

26 Новиковская О. Д. Развитие звуковой культуры у дошкольников. Логопедические игры и упражнения - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.-230с

27 Основы теории и практики логопедии/Под ред. Р. Е. Левиной. - М., 1968.-316с

28 Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. Москва. Педагогика. 1995г- 360с

29 Правдина О. В. Логопедия. - М., «Просвещение», 1973. - 272 с

30 Рау Е.Ф., Синяк В.А. Воспитание правильной речи. М: Просвещение, 1968г 307с

31 Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2000.- 246с

32 Ткаченко Т.А. В первый класс - без дефектов речи. - СПб., 1999.-267с

33 Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников - М.: Издательство института психотерапии, 2001.

34 Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста/О.С.Ушакова, Е.М.Струнина. - М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 287 с.

35 Фомичева М.Ф. воспитание у детей правильного произношения. Москва-Воронеж, 1997г 304с

36 Флоренская Ю.А. Избранные работы по логопедии. М: Астрель.2007г, 224с

37 Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. М: Учпедгиз, 1961г 317с.

38 Хватцев М.Е. Логопедия. М: АСТ 2005г 258с

39 Чевелева Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи\\ Дефектология 1986 № 3 с 57-61

40 Эльконин Д.Б. Детская психология. Москва. Знание. 1967 -450с

41 Швачкин Н.Х Эксперементальное изучение ранних обобщений ребенка// Известия АПН РСФСР, 1966г № 4 с35- 54

42 Швачкин Н.Х Психологический анализ ранних суждений ребенка// Известия АПН РСФСР, 1966г № 6 с30- 48

Приложение 1.

Таблица 1

Характер нарушения произношения согласных звуков у детей старшего дошкольного возраста с аккустико-фонематической дислалей.

Имя.

Отсутствующий звук

Звук заменитель

Смешиваемые звуки

Вадим О.

з

ц

л

с

т

(J)

Ш, ж, щ

Катя А.

ц

ч

р

т

ть

л

Ш, с, щ

Никита О.

ц

ч

ж

б

в

т

ть

з

п

ф

Оля Ф.

з

ц

Р

г

с

с

л

к

Паша Ж.

ц

з

г

л

с

с

к

ль

Егор К.

ц

д

р

т

т

л

Марина В.

р

д

з

л

т

с

Матвей К.

ц

З

г

с

с

к

Приложение 2

Диаграмма 1

Приложение 3

Диаграмма 2

Приложение 4

Диаграмма 3

Приложение 5

Диаграмма 4

Приложение 6

Диаграмма 5

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.