Рефераты. Особенности организации семейного оздоровительного досуга детей старшего дошкольного возраста

p align="left">После того, как определены цель, вид и продолжительность похода, взрослые участники собираются для обсуждения маршрута. Для разработки маршрута можно использовать различные источники материалов: книги, туристические карты и схемы, планы городов, атласы автодорог и др. Учитывая возрастные особенности и интересы детей необходимо продумать остановки в наиболее живописных и привлекательных местах.

Готовность к походу определяется по наличию группового и личного снаряжения. Для однодневной туристической прогулки не нужно большого перечня специального инвентаря. Но обязательным является приобретение рюкзаков для каждого участника похода. Для старшего дошкольника лучше приобрести хороший рюкзак, который прослужит не одному поколению и будет передаваться по наследству. Родителям следует научить ребёнка заботится о сохранности и чистоте личного снаряжения, участвовать в его ремонте и укреплении. Вес рюкзака для детей 5-6 лет должен составлять 1-1,5 кг., 7-8 - до 2-3 кг.

Для организации отдыха родителей и детей во время коротких и длительных привалов необходимо предусмотреть индивидуальные коврики. Длина его должна быть не меньше роста человека, чтобы можно было обеспечить отдых позвоночнику и ногам во время привалов. Наиболее распространённым видом туристических ковриков является пенополиуретановый - сокращённый «пенка».

Следующим этапом в подготовке к походу является подбор обуви и одежды для ребёнка и взрослых. Основной принцип, которого необходимо придерживаться в этом вопросе, - одежда должна быть не по сезону, а по погоде. Обувь ребёнка должна быть разношенной, удобной. Это могут быть кроссовки, кеды. Самым лучшим вариантом являются кожаные туристские ботинки, особенно если намечается поход по горной местности или в сырую прохладную погоду. Одежда должна быть удобной для выполнения активных движений. Но, даже, если запланирован поход в лес, не следует надевать короткие шорты, чтобы уберечь ноги малыша от укусов клещей, порезов и т.д. Так же следует предусмотреть для каждого члена группы накидку-плащ, позволяющий закрыть от дождя не только туриста, но и его рюкзак. Необходимо так же продумать и головной убор. Это может быть спортивная кепка-бейсболка или спортивная панама. Если же группа идёт в многодневный поход, то перечень туристского снаряжения пополняется. В первую очередь это палатка. В любом походе с ночевкой необходимо иметь спальные мешки. У каждого старшего и младшего туриста должна быть личная посуда (ложка, кружка, миска).

В походе в связи со значительной физической нагрузкой требуется калорийное и полноценное питание.

Чтобы поход не превратился в длительную монотонную ходьбу по лесу, необходимо предусмотреть разнообразные задания и сюрпризные моменты для детей.

Очень важно продумать организацию свободного времени на привале. Опыт многочисленных туристических семей подтверждает, что поход надолго остаётся в памяти взрослых и детей, если он превращается в весёлый совместный праздник, полный шуточных игр и аттракционов. Если в походе принимают участие дети разных возрастов, то можно составить две равные команды из детей и взрослых и организовать игры-эстафеты, соревнования на поляне. Если привал организован у водоёма, то интересное развлечение можно провести на воде. Такие маленькие праздники обеспечивают неоценимый оздоровительный эффект. Тщательно продумывая организацию похода, следует предусмотреть время на самостоятельные игры детей, их творческую деятельность. В поход можно взять фломастеры и краски и предложить ребёнку запечатлеть в рисунке запомнившийся пейзаж. Если ребёнок любит мастерить, то рекомендуется взять с собой пластилин, с помощью которого создаются поделки из природного материала.

Содержание деятельности детей и взрослых на привале должно быть согласовано с возможностями ребёнка, чтобы не вызвать у него физического и психического переутомления. Поэтому рекомендуется следовать привычному режиму дня. Дневной сон, организованный в палатке, поможет сохранить силы ребёнка, обеспечит отдых, необходимый для детей. Особенно важно следовать этому требованию в многодневных походах и в жаркие дни. Если с первого дня будет установлено такое правило, то требования родителей не вызовут отрицательных реакций, а будут восприниматься как должное.

Время и способ возвращения домой планируется заранее, и оно должно произойти засветло. Если участниках похода предстоит пройти достаточно большое расстояние, то прокладывается кратчайший маршрут.

Лыжные прогулки с дошкольниками организуются с учётом возможностей детей и погодных условий. Два основных условия, при которых прогулка доставит участникам удовольствие. Первое - уровень овладения ходьбой на лыжах. Второе условие - правильный подбор лыж, палок и креплений. Высота лыж для дошкольника может быть с рост или немного выше роста ребёнка. Продолжительность семейных лыжных прогулок должна быть не более 4 часов. В прогулку лучше отправляться при температуре воздуха не ниже 12 градусов мороза и отсутствие ветра. Всего длительность передвижения со старшими дошкольниками в один конец должна составлять не более 40-45 минут.

Необходимо тщательно продумать содержание деятельности ребёнка в дороге. Если поездка спланирована на личном автомобиле и достаточна продолжительна по времени, то она обязательно должна предусматривать кратковременный отдых в лесополосе, где дети со взрослыми могут выполнить несколько игровых упражнений и поесть.

Если спланировано путешествие железнодорожным транспортом, то в дорогу необходимо взять настольные игры, дорожные электронные игрушки, книги.

Отдых на море связан, к сожалению, не только с приятными впечатлениями, но и может быть омрачён переживаниями и болезнями, если родители не придерживаются принципа постепенности в подборе средств оздоровления. В этом случае солнце и вода могут стать не друзьями, а врагами ребёнка. В связи с этим, родители должны продумать жёсткий режим дня, которому необходимо следовать и объяснять его целесообразность детям.

Купание в море для большинства детей связано только с приятными ощущениями, и они готовы долгое время проводить в воде. Поэтому родителям следует дозировать время купания.

Чтобы времяпровождение на пляже было содержательным и весёлым, можно организовать совместные игры детей с родителями «Салки», «Собачка».

Вечер у моря - прекрасное время для занятий изобразительной деятельностью.

Можно спланировать совместный отдых, не уезжая далеко от дома. Это может быть отдых на даче. Каждая семья определяет для себя наиболее приемлемые формы организации отдыха на даче. Если подойти к данному вопросу с выдумкой и фантазией, то родители вместе с детьми могут составить интересную оздоровительно-развлекательную программу совместного отдыха. Дети должны быть главными лицами этой программы и решать самые ответственные вопросы.

Хороший совместный отдых тот, который заранее спланирован. [3, 96с.].

Отдельно можно предоставить методические рекомендации по закаливанию.

1. Обязательно соблюдение постепенности и систематичности.

2. Строго индивидуальный подход.

3. Необходим постоянный контроль врача за состоянием здоровья детей.

4. Сочетать закаливание с другими формами физической культуры; с разнообразными гимнастическими упражнениями, играми, развлечениями.

5. При освещении использовать цветовые гаммы в различных сочетаниях.

6. Все виды закаливания проводить не ранее чем через 30-40 минут после приёма пищи.

Методические рекомендации по проведению массажа.

1. Все массажные приёмы выполнять по ходу тока лимфы, по направлению к ближайшим лимфатическим узлам; лимфатические узлы массировать нельзя.

2. Массажные приёмы не должны вызывать болевых ощущений.

3. При выполнении любого приёма необходимо соблюдать определённый ритм, темп движений и силу давления.

4. Перед проведением массажа мыть руки тёплой водой и вытирать насухо, ногти должны быть коротко отстрижены.

5. Во время массажа внимательно следить за детьми, всегда быть с ними приветливыми: разговаривать, улыбаться, обязательно хвалить их.

6. Массаж проводить в игровых формах: «погладим наши ручки», «разомнём наши пальчики».

Общие рекомендации по проведению мероприятий активного отдыха.

Практический опыт проведения мероприятий активного отдыха с туристской направленностью выявил некоторые особенности методики:

1. Физкультурным развлечениям и праздникам должны предшествовать познавательные и физкультурные занятия с использованием средств туризма.

2. Содержание занятий во всех сезонных блоках объединено единым сюжетом.

3. Общение детей и сказочного персонажа в процессе проведения физкультурных мероприятий происходит с помощью писем, адресованных туристам.

4. Целесообразно организовать двигательную деятельность дошкольников 6-7 лет, разделив их по уровню физической подготовленности на группы.

5. Для повышения активности детей, формирования эстетических чувств, развития интереса к занятиям физической культурой и туризмом следует красочно оформлять место проведения занятий, при этом рекомендуется соблюдать определённые ритуалы, сложившиеся в походной туристской жизни.

· В качестве места проведения прогулок желательно использовать не только участок детского сада, но и прилегающую к нему территорию со всеми природными и социальными объектами.

· Педагогу следует помнить, что выбранные маршруты прогулок-походов за территорию детского сада, а так же в окрестности города должны быть тщательно изучены взрослыми.

· Параметры физической нагрузки в таких прогулках зависят от физической подготовленности детей.

· В зимнее время года мероприятия активного отдыха проводятся в безветренную погоду при температуре не ниже -12 градусов.

· Организуя мероприятия активного отдыха с туристской направленностью, следует отметить, что:

- сюрпризные моменты остаются в секрете.

- знание конспекта наизусть делает отдых детей естественным и эффективным.

Мы предоставили вашему вниманию такие несложные рекомендации, которыми могут пользоваться все родители, которым важно, чтобы свободная деятельность их ребёнка была правильно организована и спланирована и доставляла детям только удовольствие.

Выводы к главе II

Проведя экспериментальную работу по изучению особенностей организации семейного оздоровительного досуга с детьми старшего дошкольного возраста, можно сделать следующие выводы. При проведении констатирующего эксперимента 15 родителей принимали участие в анкетировании, которое включало в себя 10 вопросов, связанных с умением организовывать свободную досуговую деятельность своих детей. Из данной анкеты следует, что большая часть родителей (8человек) уделяют всё своё свободное время на детей, играют с ними в подвижные игры, знают об интересах своих детей в спорте, принимают участие в процессе закаливания своего ребёнка. 4 родителя из 15-ти опрошенных стараются уделять больше времени (по мере возможности) своим детям, но было выяснено, что они менее осведомлены об интересах и любимых занятий своих детей. Это связано с их занятостью на работе, с целью наладить своё финансовое положение. Оставшиеся родители (3 человека) уделяют незначительное количество времени для общения со своим ребёнком, но знают о его интересах, любимом виде спорта и стараются принимать большее участие в поддержании здорового образа жизни ребёнка.

Так же была проведена беседа с 15 детьми с использованием анкеты, которая состояла из 10 вопросов, касающихся проведения свободного времени с родителями. Из данной анкеты следует, что большинство детей (9 человек) делают утреннюю гимнастику, гуляют со своими родителями в парке, сквере, играют с ними в подвижные игры, делают вместе с родителями закаливающие процедуры. 3 ребёнка из 15 - не делают утреннюю гимнастику, очень редко гуляют с родителями, из -за их занятости на работе очень редко ходят с ними в туристические походы. И оставшиеся 3 ребёнка не всегда делают гимнастику по утрам, гуляют с родителями, когда у них есть свободное время, редко ходят в походы.

В связи с целью изучения особенностей организации семейного оздоровительного досуга детей старшего дошкольного возраста мы проанализировали педагогическую документацию ДОУ.

После проведённого констатирующего эксперимента нами были разработаны методические рекомендации по проблеме организации семейного оздоровительного досуга детей старшего дошкольного возраста, где предлагается родителям перечень советов по данной проблеме. Этими рекомендациями могут пользоваться все родители, которые хотят правильно организовать свой досуг с детьми.

Заключение

Наши дети постоянно окружены заботой и любовью родителей. И это очень верно - ведь у детей есть право на счастливое детство. Родительская самоотверженная любовь не знает границ, но часто она бывает неразумной. Стремясь предоставить максимум благ и удовольствий, некоторые родители окружают ребенка чрезмерной роскошью, балуют его и тем самым создают множество трудностей как для себя, так и для него самого - в школе, а позже и в самостоятельной жизни. Воспитание ребенка в семье является важнейшим звеном в подготовке ребенка к школе и к жизни в коллективе и предъявляет к родительской заботе и любви особые требования. Не всегда легко понять поведение ребенка и определить, какие средства в данную минуту будут наиболее уместны для того, чтобы своевременно заложить в нем необходимый фундамент физического и духовного развития. Необходимо серьезно задуматься о развивающейся личности каждого ребенка, чтобы действия родителей были необходимыми и своевременными. В последнее время много внимания уделяется вопросам воспитания детей в семье: книги, статьи в газетах и журналах, лектории, кино, радио и телевидение дают родителям советы, информируют и предостерегают, как сделать воспитание ребенка более радостным с помощью движений. Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе - то и закаливают организм. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредоточиваться, находчивость и мужество, выносливость и др.

Для здоровья ребенка очень важно, когда он научится определенным двигательным действиям, как будет их выполнять и сможет ли он правильно использовать их в игре или в повседневной жизни. Было доказано, что совместные занятия родителей с детьми приносят следующие положительные результаты: - пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствует развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями; - углубляют взаимосвязь родителей и детей; - предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним; - позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствует всестороннему развитию ребенка. Проблемой организации семейного, оздоровительного досуга детей дошкольного возраста занимались ряд исследователей: Д.В. Хухлаева, Т.Н. Доронова, О.И. Давыдова, Е.С. Евдокимова, О.Л. Зверева, П.Ф. Лесгафт, Н.К. Крупская, Л.М. Коровина, Т.И. Осокина, Е.И. Вавилова, Л.В. Карманова, Г.В. Шалыгина, Н.И. Бочарова, А.В. Кенеман, А.М. Кондратов и другие. В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. А как показывают научные исследования: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится всё меньше, что связано с неумением родителей правильно организовать свободную деятельность своего ребёнка, оказывающую непосредственное влияние на развитие движений у детей. В I Главе мы отразили теоретические основы организации семейного, оздоровительного досуга у детей старшего дошкольного возраста, в которые вошли особенности организации физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста и возможности организации и проведения семейного, оздоровительного досуга с детьми старшего дошкольного возраста. Здесь мы представили разнообразные физические упражнения, охарактеризовали их. Рассмотрели какое место в системе физического воспитания занимает туризм. Выделили основные понятия туризма, ознакомились с оздоровительной направленностью средств туризма. Отметили, что не малое значение в физическом развитии детей имеет активный отдых, который состоит из физкультурных праздников и досугов.

Вторым этапом решения данной проблемы была практическая часть, которая включала в себя опрос родителей и детей с помощью предложенных нами анкет. Из которых очевидно, что родители и дети стремятся проводить своё свободное время вместе как можно чаще. Проводят больше времени на свежем воздухе, играют в различные подвижные игры, некоторые родители ходят с детьми в походы, проводят с ними закаливающие процедуры. Так же нами были разработаны методические рекомендации, с помощью которых родители правильно смогут спланировать и организовать своё свободное время с детьми.

Исходя из всего, что было сказано выше, можно сделать вывод о том, что данная проблема является актуальной на сегодняшний день и не должна оставаться без нашего с вами внимания и решать её нужно!

Таким образом, гипотеза, предполагаемая нами подтвердилась, цель наша достигнута.

Список литературы

1. Антонова, А. Совместная работа детского сада и семьи по физическому воспитанию.// Дош. воспитание.- 1986. - №4. с. 12-14.

2. Бочарова, Н.И. В поход всей семьёй// Ребёнок в детском саду. - 2007. -№3. - с. 83 - 89.

3. Бочарова, Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста: Пособие для родителей и воспитателей. - 2-е изд., испр. и доп.- М.: АРКТИ,2003.- 96с.

4. Вавилова, Е. Обучение ходьбе старших дошкольников. // Дош. воспитание.- 1983.- №3.- с. 12-15.

5. Вавилова, Е.Н. Укрепляйте здоровье детей [Текст]: Пособие для воспитателей дет.сада / Вавилова Е.Н.- М.: Просвещение, 1986.- 128с.

6. Глазырина, Л.Д. Физическая культура дошкольника: Средний возраст: учебное пособие для ВУЗов. - М.: Владос, 2001. - 304с.

7. Глушкова, Г.В. Здоровье и физическая культура. // Ребёнок в дет.саду. -2003.- №1,2,3.

8. Глушкова, Г.В. Организация физического воспитания детей в семье: ключевые ситуации // Ребёнок в дет.саду.- 2004.-№6.- с.21-25.

9. Еремеева, Л. Обучение плаванию в детском саду. // Дошкольная педагогика. - 2005. - №5.- с. 30-35.

10. Киреева, Т. Всей семьёй на старт!: семейный спортивный праздник. // Дош. воспитание. - 2006. -№3.- с. 52-54.

11. Коваленко, Н. Семейные праздники: В кругу семьи. // Дош. воспитание. -1993. -№10.- с. 51-54.

12. Лесгафт, П.Ф. Избранные труды. / Сост. И.Н. Решетень - М.: Физкультура и спорт, 1987.

13. Луконина, Н.Н. Физкультурные праздники в детском саду./ Н.Н. Луконина, Л.Е.Чадова.- М.: Айрис- пресс, 2003.- 128с.

14. Методические рекомендации по по планированию занятий плаванием в старшей группе. // Дош. воспитание, 1985, №4,6.

15. Осокина, Т.И. Игры и развлечения детей на воздухе [Текст] / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, Л.С. Фурмина.- 2-е изд., перераб. - М.: Чистые пруды.- 2007.- 32с.

16. Осокина, Т.И. Гимнастика в детском саду. - М.: Просвещение, 1996.

17. Осокина, Т.И. Как научить детей плавать. [ Текст]: Пособие для воспитателя детского сада./ Осокина, Татьяна Ивановна. - 3-е изд., дораб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 80с.

18. Осокина, Т., Тимофеева Е. Организация и проведение физкультурных праздников. // Дош. воспитание.- 1987.- №10.- с. 26-34.

19. Осокина, Т.И., Тимофеева Е.А. Физические упражнения для дошкольников. - М.: Просвещение, 1996.

20. Прищепа, С. и др. Гимнастика вдвоём: Физкультурные занятия (детско-родительские отношения)// Дош. воспитание. - 2006.- №8.- с.54.

21. Редникова, Р. Организация физкультурных досугов и праздников. // Дош. воспитание. - 1980.- №6.- с. 80-81.

22. Рунова, М. Активный отдых - физкультурные праздники и досуги: ст. дош. возраст. // Дош. воспитание.- 2001.- №2.- С.30.

23. Рунова, М. Обучение детей ходьбе на лыжах. // Дош. воспитание. - 2003.- №2.

24. Рунова, М. Приобщаем детей к физической культуре. // Дош. воспитание.- 2006. - №10.- с. 5- 61.

25. Семёнова, Т. Воспитание ловкости у старших дошкольников.// Дош. воспитание.- 2006.- №12.- с. 59-65.

26. Федоровская, О. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ. // Дош. воспитание. - 2003.- №1.

27. Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. пособ. Для студ. сред. пед. учеб. заведений. / [ С.О. Филипова, Т.В. Волосникова, О. А. Каминский и др.]; под ред. С.О. Филиповой.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.- 224с.

28. Хухлаева, Д.В., Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1971.

29. Чеботарёв, А.В. Диагностика физического здоровья [Текст]: Методическое пособие /Чеботарёв А.В.- М.: Чистые пруды, 2007.- 32с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.